Конспект мероприятия Я и моя семья. тепло родного очага.


Открытое общешкольное мероприятие
«Я и моя семья. Тепло родного очага»,
посвященное 15 мая – Международному дню семьи

Организатор: классный руководитель
Кочнева Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ прогимназия «Кристаллик»
Дата проведения: 1 сентября 2012г
Цели:
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление:
Шары, выставка семейных фотографий «дом глазами детей» и рисунков «Мой дом ! Моя семья!», самостоятельно разработанная презентация
Плакаты:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
«Когда семья вместе, так и душа на месте»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом», «Изгиб гитары желтой»
Ход праздника
Учитель .- Вот и закончились ваши летние каникулы. Они были значительно длиннее предыдущих, поэтому многие ребята из нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август и вы все вернулись домой. Я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже в 4 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе. Спасибо вам за ваши чудесные цветы.
Учитель:Добрый день, дорогие гости, уважаемые родители, дети! Я
1 слайдрада видеть вас на семейном празднике «Тепло родного оча-
га». Вы, конечно знаете, что 15 мая во всем мире
отмечается международный день семьи.
2 слайдДевиз: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья -
это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем
пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и
уважению.
Ученик: В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Ученик: В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель:В человеческой жизни есть ценности, без которых он не может обойтись: это хлеб, которым человек кормится, Земля
на которой живет, родители, которые дают жизнь. А еще у
каждого человека есть дом, родительский дом–начало начал.
3 слайдПесня «Родительский дом»
4 слайдЗамечательные слова произнес Л.Толстой: «Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома»
Учитель:Сегодня мы собрались все вместе, одной большой дружной
школьной семьей…
Ученик:Посмотрите-ка у нас
Здесь собрался целый класс,
Это наши – папы, мамы,
Папы бросили диваны,
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули.
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно
С нами здесь еще учительница
Наша классная руководительница
И еще на праздник в классе
Мы гостей к себе позвали.
Убедитесь, что у нас
Самый дружный в школе класс.
Учитель:Пока мы еще только учимся быть дружными. И в нашей
5 слайдшкольной семье бывает всякое, на переменах и ссоры
случаются. Но мы стараемся споры разрешить мирным
путем. И все ребята вместе с _______ понимают, что они
живут в 21 веке, а не до нашей эры…
Ученик:Жил бы я до нашей эры,
Вот была бы красота!
Знай сиди себе в пещере
У дымящего костра.
Развалясь на шкуре спальной,
Думай. Задремав слегка:
«Вот ни школы музыкальной
Не противного звонка….»
Я бы жил себе в общине,
Делал все что захотел
Как положено мужчине
Я б дубинку заимел.
И Артема Горбунова
Изо всех дикарских сил
Так бы треснул в лоб дубиной,
Чтоб за Викой не ходил.
Учитель:Но ребята понимают, что мы живем в современном
мире. И все разногласия решаем при помощи человеческой
речи, а не дикарской дубинки.
6,7 слайдДружно, дружный – от слова «друг», а как вы думаете, с чего
же все началось? Как возникло само слово друг?
Ученик:Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык.
И корчить рожи (что одно и то же)
Но, словом стал гортанный резкий звук,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей-людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
4. «Школьная семья».
У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?У. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди последний год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.У. - Каковы ваши обязанности в семье?Д….(Ответы учеников.)У. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. 
Мы будем
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
У. – Да, мир в семье дороже всего.
Учитель:Да, о дружбе, добрых отношениях друг к другу, о
взаимопонимании взрослых и детей мы говорим в классе с
ребятами ежедневно.
Но как бы ни старались учителя, какие бы истины ни вещали
и чему бы не учили – истоки воспитания человека и его
воспитанности – в семье.
8 слайд
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Учитель:Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.
Вспомните великих поэтов и писателей: у Пушкина вы не
найдете стихов о детстве, потому что он был нелюбимым
ребенком в семье, и его семьей стали няня и Лицей;
вспомните Лермонтова, который будучи взрослым
человеком, не переставал страдать от разлуки с отцом,
разлученным с ним в силу обстоятельств в трехлетнем
возрасте:
«Ужасная судьба отца и сына
В разлуке жить, в разлуке умереть…»
Лев Толстой в романе «Война и мир» показал, что все
Лучшее в человеке – от Семьи и все худшее в человеке тоже
от Семьи.
Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи,
взаимоотношения, между ее членами, отношения родителейк труду, отдыху, событиям в стране, к людям.
Так было во все времена. Давайте обратимся к далекому
прошлому и посмотрим на быт и нравы одной русской
крестьянской семьи.
9 слайдСценка «На что и клад, коли в семье лад» (сцена ужина)
10 слайдУчи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
11 слайдКонкурсная программа.
Учитель:Сегодня участвуют в конкурсах три семейных команды.
Семья ______, Семья ________, Семья ______.
А семейный совет выполняет функции жюри.
Конкурс 1. «Классный портрет»
Еще в древние времена каждая знатная семья имела свой
герб и девиз. Они передавались из поколения в поколение.
Герб изображал то, что больше всего подходило семье:
кто-то рисовал свои увлечения, кто-то семейные профессии,
передаваемые из поколения в поколение. Итак, слушаем
рассказы наших участников «Семейный портрет».

Конкурс 2. «Народная мудрость гласит»
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Чем богаты, … (тем и рады).– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Слово жюри.
Конкурс 3. «Найди своего ребенка, найди свою маму»
(Конкурс – Физминутка)
Звучит музыка. Дети становятся в круг, мамам завязывают
Глаза, кто быстрее найдет своего ребенка (и, наоборот)

Конкурс 4. «Дом моей мечты»
Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?
Команды отвечают.
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.
Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”.


Звучит песня «Дом» в исполнении Ивана Сапрыкина.
Пока команды строят дом своей мечты давайте со всеми
взрослыми и ребятами разгадаем несложный кроссворд натему родственных отношений.

1.  Сын моей матери.(брат)2. Мой родитель.(отец)3. Брат отца или матери.(дядя)4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.(сестра)5. Та, что дала нам жизнь.(Мать)6. “Святая кровь” – мать мужа.(Свекровь)7. Сестра мамы или папы.(тётя)8. Сын моего ребенка.(внук)9. Мой наследник.(сын)10. Сын моей сестры или брата.(племянник)11. Отец мужа.(свекр)


В исполнении учащихся 1 «А» класса звучит песня «О папе»

Конкурс 5. «Мир наоборот»
Мама и ребенок меняются местами. Предложены ситуации.
1 команда – мама не хочет есть, дочь уговаривает.
2 команда – мама хочет гулять, сын не разрешает.
3 команда – мама испачкала одежду, дочь объясняет, что
так делать нельзя.
Конкурс 6 «Устами младенца»
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)– В них играют все дети. (Игрушки)– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)


Конкурс 7. «Пожелания на «Сердце»»
Участникам раздаются вырезанные на бумаге «сердца».
Задача – написать пожелания на «сердце» друг другу.
Ученица:Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз,
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Ученица:Детство – золотая пора
Как чудесно знать, что с тобой
Мама, словно ангел добра,
Друг твой самый лучший, родной.
Звучит «Песенка Мамонтенка»
Слово жюри. Награждение по номинациям “Самая дружная семья”, “Самая творческая семья”, “Самая музыкальная семья”, “Самая интеллектуальная семья” и т.д.
Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слезы и смех,Взлет и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!


А теперь, уважаемые участники и болельщики, заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника “Изгиб гитары желтой…”
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,Струна осколком эха пронзит тугую высь,Качнется купол неба – большой и звездно-снежный…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Учитель:Пусть вокруг вашего семейного очага будут близкие, а ваши
семьи будут счастливыми.

12 слайдХрани огонь родного очага,
И не позарься на костры чужие,
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»
Классный час "Наша дружная семья"
Бирюкова Алеся Александровна, учитель начальных классовБасманова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели и задачи:
- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.
Оформление: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
У.- Вот и закончились ваши первые летние каникулы. Они были значительно длиннее предыдущих, поэтому многие ребята из нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август и вы все вернулись домой. Я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже во 2 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе. Спасибо вам за ваши чудесные цветы.
2. Работа с пословицами, «постройка» дома.
На нашем первом уроке во втором классе мы будем говорить о доме. Ведь не зря же русский народ сочинил пословицы о доме.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Как вы понимаете эту пословицу?
И стены в доме помогают.
- А эту?Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.Когда строят дом?
Д.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.У.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.Д. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.У.- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.А вам?Д.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)У.- Вот мы построили дом, в котором тепло.Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.
У.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.7 ЯД.- Семья.У. Что такое семья?Д. Мама, папа, я.Работа со схемой.У.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?Д.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.У.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. (Завершение схемы)У.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.У.- Это необходимо только вам?Д.- Нет, любовь нужна всей семье.У.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)
У.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.- А может ли человек жить один и называть себя семьей?Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.-Куда ты идешь?- спросил старик.-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.- Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
4. «Школьная семья».
У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?У. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.У. - Каковы ваши обязанности в семье?Д….(Ответы учеников.)У. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. Мы будем
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а какая наша семья.Класс наш в школе самый умный,Пятерок много в дневнике!Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – второй «Б»! (Проговариваем все вместе)
Класс наш в школе самый шумный,Все кружится в голове!Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш – второй «Б»!
Класс наш в школе всех активнейИ при деле он везде!Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш – второй «Б»!
Класс наш в школе самый дружный,Всех поддержим мы в беде!Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш – второй «Б»!
А какой веселый самый?Улыбка сияет на лице!Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – второй «Б»!
Второй «Б» наш самый лучший,Потому что мы – семья!Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
5. Конкурсы.
У.- Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже второй год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».
Вопросы.
Животное – пешеходный переход. (Зебра)
Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь.)
Животное – шахматная фигура. (Слон, конь)
Животное – гриб. (Лисичка)
Животное – бездельник. (Ленивец.)
Животное – маршрутное такси. (Газель.)
Животное – легковая машина. (Ягуар.)
Животное – проявление нежности и любви. (Ласка.)
Животное – река. (Тигр.)
Животное – жилище. (Норка.)
Животное – безбилетный пассажир. (Заяц.)
Животное – застежка на замке-молнии. (Собачка.)
Животное – символ одной из российских партий. (Медведь.)
Животное – шипы для лазанья, прикрепляемые к обуви. (Кошки.)
У.- Следующий конкурс «Шуточный экзамен». Ребята, вы проучились в школе один год. Давайте проверим, насколько вы были внимательны за этот год. Отвечайте быстро на мои вопросы.
1. Сколько этажей в нашей школе?2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс?3. Сколько предметов вы изучали в 1 классе?4. Как фамилия директора нашей школы?5. Как зовут вашего учителя по музыке?6. Услышав звонок, что надо сделать?7. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?8. Завтра в школу, кроме портфеля, что возьмете с собой?
(летняя тетрадь, дневник, ручку, карандаш простой, линейка, цветные карандаши)
Сменная обувьРасписание уроков и ещё много другой важной информации я напечатала каждому из вас на листе. Не потеряйте его и внимательно прочтите дома. У. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!