Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы. «По страницам истории нашей школы» (для детей 7-11 лет)


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 имени И.И. Марьина
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы.
«По страницам истории нашей школы»
(для детей 7-11 лет)
Срок реализации: 4 года
Составители:
Артёмова Л.В. Гуминюк А.И.
Ширингина Л.В. Яковлева А.В.
Красноуфимск 2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «По страницам истории нашей школы» разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному и гражданско-патриотическому направлениям и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родной школе, воспитание любви к истории своего прошлого, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Новизна программы. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, города.
Особенности программы. В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым школы, с выпускниками, традициями, обычаями, узнают, как жила школа в разные периоды её развития. Через приобщение к школьному музею дети узнают о судьбах выдающихся выпускников и учителей школы. Программа предполагает сотрудничество детей, родителей, школьного музея и станции туристов. С которой традиционно ведётся работа через творческое объединение «Познай свой край» Особое место отводится встречам с выпускниками ветеранами войны, труда. Ребята имеют возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.
Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время.
Изучение страниц родной школы дает возможность привлечь обучающихся к поисково - исследовательской работе. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю своей школы, своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Цель программы – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, школу ( традиции, памятники природы, истории и культуры), заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к изучению истории родной школы.
Задачи:
развитие познавательного интереса к истории своей школы, города, углубление и обогащение знаний по данной проблеме;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить исторические события, происходившие в родной школе с временной лентой развития России;
создание комфортной обстановки в учебном коллективе средствами программы;
развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
Формы организации деятельности работы с детьми по данной программе:
- беседа, экскурсии
- практическая работа
- работа с архивом школьного музея
- сообщения уч-ся на различные темы
- конкурсы, игры, праздники
-встречи с интересными людьми
-компьютерные презентации и др.
-проектная деятельность
-создание летописи школы
-походы
-просмотр фильмов
-выставка рисунков
Содержание программы. (36 часов)
Раздел 1 «История родной школы»(8часов)
Школа глазами первоклассника. История возникновения школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. Экскурсия по школе. Школьный двор. Школа, в которой я учусь.
Раздел 2 «Школа в годы ВОВ» (5 часов)
Выпускники военных лет. Помощь школьников фронту. Школа в военные годы. Встречи с ветеранами- выпускниками школы, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. Трудовой десант.
Раздел 3 «Знаменитые выпускники школы.» (6 часов)
Судьбы выпускников. Выпускники не забывают школу.
Выпускники школы- мои родители. Династии выпускников школы. Ими гордится школа. «Олимпийцы» школы.
Раздел 4 «Учителя школы» (6 часов)
Участники военных действий –выпускники нашей школы.
Директора школы. Учителя-ветераны. Листая школьные страницы. Учительские династии. Первый учитель.
Раздел 5 «Школа имени И.И Марьинна» (6 часов)
Семья И.И. Марьина. Школьные годы. Подвиги И.И. Марьина. Жизнь И.И. Марьина в мирное время. Школа достойно носит имя героя Советского Союза И.И. Марьина.
Раздел 6 Моя школа в настоящем и в будущем.(5 часов)
Добрая планета. Я люблю тебя – школа. Школьные традиции.
Моя школа - моя судьба. Проект «Моя школа в будущем».
Тематическое планирование.
№ Название раздела и темы 1класс 2класс 3класс 4класс
1 «История родной школы» 8часов
Школа глазами первоклассника. 1 История возникновения школы. 1 Первые выпускники. 1 Символика родной школы. 1
Школьные традиции. 1 Экскурсия по школе. 1 Школьный двор. 1 Школа, в которой я учусь. 1
2 «Школа в годы ВОВ»
5 часов
Выпускники военных лет. 1 Помощь школьников фронту. 1 Школа в военные годы. 1 Встречи с ветеранами- выпускниками школы, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 1
Памяти выпускников, погибших на войне посвящается. «Трудовой десант». 1
3 «Знаменитые выпускники школы.» 6 часов
Судьбы выпускников. 1
Выпускники не забывают школу. 1 Выпускники школы- мои родители. 1 1 Династии выпускников школы. 1 Ими гордится школа. «Олимпийцы» школы. 1
4 «Учителя школы»
6 часов
Участники военных действий –выпускники нашей школы. 1
Директора школы. 1 Учителя-ветераны. 1
Листая школьные страницы. 1 Учительские династии. 1 Первый учитель. 1 5 «Школа имени И.И Марьинна» 6 часов
Семья И.И. Марьина. 1 Школьные годы. 1 Подвиги И.И. Марьина. 1 Жизнь И.И. Марьина в мирное время. 1
Школа достойно носит имя героя Советского Союза И.И. Марьина. 1 1
6 «Моя школа в настоящем и в будущем.» 5 часов
Добрая планета. 1 Я люблю, тебя школа. 1 До Школьные традиции. 1 1 Моя школа - моя судьба. Проект «Моя школа в будущем». 1
Всего часов-36 8 8 9 11
Предполагаемые результаты реализации программы :
обучающиеся будут знать историю и традиции своего образовательного учреждения;
знать и соблюдать нормативно-правовые документы образовательного учреждения, касающиеся их непосредственной деятельности;
будут иметь представления о значительных достижениях школы, ее выпускников;
овладеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок
научатся рассказывать о своих друзьях, классе, школе;
научатся создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
получат первоначальные навыки исследовательской работы..Критерии оценивания
диагностика 2 раза в год;
творческий проекты- отчёты по разделам;
Литература.
1.Р.В. Горбунова «Странички из истории народного образования города Красноуфимска с 1917-1966 г.г.», г. Красноуфимск, 1966г.
2.В.В. Нестеров «Образование в Свердловской области», г. Екатеринбург 2000г.
3.Материалы и статьи из газет «Вперёд», «Городок», «Знак вопроса».