Логопедическое занятие в подготовительном классе по теме: Звук [ч]. Буква Ч. Развитие речи по теме: Профессии.


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа № 42» г. Воркуты









Тема: «Звук [ч]. Буква Ч. Развитие речи по теме: «Профессии».
Подготовительный класс.






Учитель – логопед
Хвостицкая Ирина Васильевна






г. Воркута,
2016 г.


Логопедическое занятие в подготовительном классе.
Тема: «Звук [ч]. Буква Ч. Развитие речи по теме: «Профессии».
Цель: познакомить учащихся с новой буквой Ч, звуком [ч].
Задачи:
Научить давать характеристику звуку [ч] через использование символов «гласный – согласный», «звонкий – глухой», «парный – непарный».
Способствовать развитию слухового восприятия, памяти через определение и запоминание слов со звуком [ч].
Развивать навык чтение через составление слов по кубикам Зайцева, разрезным буквам, слогам.
Способствовать развитию речи через знакомство с некоторыми видами профессий.
Развивать мелкую моторику через различные виды работы с буквой Ч.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дыхательные упражнения.
Артикуляционные упражнения.
Работа над звукопроизношением:
Кирилл В. – [р]
Майя П. - [р]
Муслимахон Х. - [с]
Ойшахон Х. - [с]
Сабрина Г. - [с]
Тимур К. - [р]
- Ребята, кто знает - какой звук издаёт тепловоз? (Чу-чу-чу-чу)
- А как вы думаете, человек какой профессии управляет тепловозом? (Машинист).
- Какой звук мы произносим? ([ч])
- Как вы думаете, какая буква у нас сегодня в гостях? (Буква Ч).


2. Целеполагание.
- Сегодня мы познакомимся с буквой Ч, охарактеризуем звук. Побываем в гостях у тётушки Совы; будем составлять слова, определять количество слогов и познакомимся с некоторыми видами профессий.
3. Работа с новой буквой и звуком.
- Кто уже знаком с буквой Ч? Найдите букву среди других букв (магнитные буквы).
Работа с сигнальными карточками.
- Буква Ч обозначает звук [ч] - согласный, глухой, непарный. (Учащиеся определяют характеристику звука, показывая сигнальные карточки).


Развитие мелкой моторики.
- Прежде чем мы начнём работать в тетради, подготовим наши пальчики. Вспомним имена пальчиков: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Перед Вами вагоны, считаем вагончики большим и указательным пальцами, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем.
Работа в тетради.
- Откройте тетради. Напечатайте букву Ч, зарисуйте характеристику звука.
- Найти букву Ч на карточке среди других напечатанных букв, зачеркните букву Ч.
й ц у к ч в а п р о ч т о л ч ф ы в а ч т
- Сколько раз повторяется буква Ч? (Четыре раза. Цифра 4 тоже начинается со звука [Ч]).
- Чтобы запомнить букву, выберите себе любое задание:
напечатать букву крупой;
соединить букву по точкам;
напечатать букву цветными карандашами.



Работа над чтением по кубикам Зайцева.
ЧУ
ЧЁ ЧО
ЧА
ЧЕ
ЧИ
Ч ЧЬ
Работа над чтением.
- Прочитаем слоги и слова на карточке.








Работа по карточкам.
- Необходимо провести дорожку от слога к картинке.








- Какие слова можно составить со слогом чу? че? чи?
- Какие ещё есть слова с буквой Ч мы узнаем, если посетим тётушку Сову. Смотрим ролик и запоминаем слова с буквой Ч. (Видеоролик из серии «Азбука – малышка»).
- Какие слова вы запомнили? (Чемодан, чайник, чашки, чай черничный, чиж, читать, чечётка, черепаха; картинки со словами на обратной стороне доски).
- Как вы думаете, черничный чай полезен для здоровья? (Черника полезна для глаз).
- А знаете, где растёт черника? (В тундре, в Воркуте).
- Посмотрите и запомните эту полезную ягоду и обязательно пейте черничный чай, чтобы не болеть.
- Какие слова вы хотите составить?
- 1 группа составляет слово по кубикам, 2 группа – по разрезным буквам, затем меняются.
- Определим, сколько слогов в каждом слове.
- А вы помните, кто к кому опоздал в фильме у тётушки Совы на день рождение? (Опоздала черепаха к чижу).





- Почему она опоздала? (Она опоздала, потому что очень медленно передвигается со скоростью 22 м/ч, а чиж летел со скоростью 50 км/ч, это гораздо быстрее).
Физминутка.
- Давайте представим, что мы черепахи – идём медленно; а теперь мы птички – летаем, как птички.
- А вы когда-нибудь слышали, какие звуки издают черепаха и чиж? Послушайте голоса черепахи и чижа.
- Чьи звуки вам больше понравились?
Работа по карточкам на выбор.
- Выберите задание, которое вы хотите выполнить: составить слова из букв или составить слова из букв по цифрам. Одно задание сложное, другое – полегче.







- А вы знаете, что в небе летает такой вид транспорта, который называют «большой птицей»? (Самолёт).
- А кто управляет самолётом? (Лётчик – это профессия). В этом слове тоже есть буква Ч.
- Посмотрите на эти профессии, найдите профессии, в названии которых есть буква Ч (повар, начальник, учитель, врач, парикмахер, полицейский).
- Чем занимается начальник?
- Какую помощь оказывает врач?
- Чем занимается учитель?
4. Домашнее задание.
- Выполните задание на карточке – помогите машине проехать к домику в лабиринте буквы Ч.
5. Подведение итогов.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Какие задания выполняли?
- Что было трудного?
- Какое задание понравилось больше всего?