Воспитательная программаОкно в будущее по подготовке детей детского дома к самостоятельной жизни


Государственное бюджетное учреждение
Архангельской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Ракуло – Кокшеньгский детский дом»
Согласовано: Утверждаю:
Заседание педсовета Директор____________
Протокол №_______ Л.Н.Зворыкина
«_____»___________2016г. «___»_______________2016г.
Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, к самостоятельной жизни
«Окно в будущее»

Воспитатель
Т.А Вашукевич
д.Козловская
Вельский район
2016 г.
Пояснительная записка
Проблема подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации остается на сегодняшний день актуальной. Для понимания сложившейся ситуации рассмотрим социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь.
Для большинства выпускников детского дома характерны: неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После выпуска из детского дома молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи. У молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей. Очевидно, что трудности в последующем возникают в связи с рядом причин:
–отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;
–отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
–ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.
Таким образом, проблема подготовки выпускников детского дома к
самостоятельной жизни на сегодняшний день остается актуальной.
Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, «вторичному социальному сиротству» (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Для решения этой проблемы разработана программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Окно в будущее», которая определяет объем знаний и умений, необходимых для их успешной социальной адаптации.
Цель программы:
оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Задачи программы:
1.Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений).
2.Формирование адекватной самооценки личности
3.Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.
4.Усвоение основ семейно-брачных отношений, умение правильно строить
взаимоотношения в своей будущей семье.
5.Оказание помощи воспитанникам в профориентации и профессиональномсамоопределении.
6.Формирование мотивации на обучение и дальнейшее жизнеустройство.
7.Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Целевая группа:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 14-18 лет
Формы реализации программы:
Групповые
Индивидуальные
Методы работы:
Беседа
Дискуссия
Практикум
Тренинг
Деловая игра
Кинопросмотр
Анкетирование, тестирование
Игровые задания
Анализ и обыгрывание ситуаций
Энергизаторы;
Чтение статей из газет и журналов
Профориентационная диагностика
Собеседование
Наблюдение
Метод стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Реализация программы:
Частота встреч - 1-2 раза в месяц.
Продолжительность занятия: 30-40 мин
Количество участников: 6-8 человек
Сроки реализации программы -2 годаЭтапы программы
Диагностический этап:
1.Изучение научной и методической литературы по проблеме
2.Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой
находятся участники программы.
3.Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Организационно-деятельный этап:
Корректировка программы с учѐтом полученных диагностических данных.
Реализация системы занятий по программе.
Итоговый этап:
1.Совместный анализ занятий со специалистами детского дома, принимающими участие в реализации программы.
2.Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы.
3.Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
Ожидаемые результаты:
1.Повышенный уровень социальной адаптации (развиты навыки коммуникационной культуры, сформированы потребности в общении).
2.Сформированная адекватная самооценка личности
3.Освоен комплекс хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.
4.Усвоены основы семейно-брачных отношений, умеют правильно строить
взаимоотношения в своей будущей семье.
5. Знакомы с основными принципами выбора профессии.
Учебно- тематический план программы на 2016-2017 уч.год
№ Название Месяц проведения Ответ-ный,
группа
1 Диагностика.
1.Опросник «Показатель готовности к самостоятельной жизни»
2.Методика М.И.Рожкова «Изучение социали -зированности воспитанника»
3. «Анализ выпускниками детского дома степени своей готовности к самостоятельной семейной жизни» сентябрь 8-9 кл.
2 Тренинг «Сотрудничество в новом коллективе»
октябрь 8- 9 кл3 Здоровье: « Здоровая кожа, волосы, зубы. Средства для личной гигиены». ноябрь 8 кл.
4 Домоводство: «Знакомство с названиями посуды и столовыми приборами». Практическое занятие: сервировка стола. (правила поведения за столом) ноябрь 8-9кл.
5 Практическое занятие «Использование моющих средств. Качественное мытьё посуды» ноябрь 8-9 кл. соц.кв.
6 Практ.занятие «Практические советы по выбору продуктов. Срок хранения в холодильнике, в морозилке, шкафу» декабрь 8-9 кл7 Человек и общество:
Центр занятости «Безработица, постановка на учёт. Прожиточный минимум» декабрь
Экскурсия в центр занятости
8 Беседа «Если тебя задержали, что делать» декабрь 8-9 кл9 Практич.занятие «Уборка квартиры с использованием современных моющих средств» декабрь 8-9 кл соц .кв10 Практ.занятие «Правила пользования утюгом, пылесосом, холодильником» январь 8-9 кл соц.кв11 Полезная экономика:
Беседа с практическими элементами «Как и где платить за квартиру, электроэнергию. Как сэкономить на оплате жилищно –коммунальных услуг» январь 8-9 кл12 Бизнес –игра «Бюджет семьи. Делаем покупки. январь 8-9 кл13 Проф.самоопределение:
Индивидуальные беседы. Справочник абитуриента октябрь-май 8-9 кл14 Практич.занятие «Как составить резюме. февраль 8-9 кл15 Уч. заведения Арх. области. Знакомство с прфессией. февраль 8-9 кл16 «Права и льготы выпускников детских домов»
март
8-9 кл (органы опеки и попечительств)
17 Подведение итогов занятий. В форме викторины. апрель 8-9 кл18 Диагностика май 8-9 кл