СТАТЬЯ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

В настоящее время проблема раннего детского аутизма привлекает к себе внимание и интерес не только психиатров, но и психологов, педагогов, реабилитологов в связи с высокой распространенностью в детской популяции. Так, частота встречаемости РДА за последние 30-40 лет поднялась от 4-5 человек на 10000 детей (V.Lotter, 1966; L.Wing, 1979) до 50-116 случаев на 10000 детей и составляет 1% в детской популяции (Ch.Gillberg, 2004; Kogan S.J., Blumberg L.A. at al, 2009; Meyer-Lindenberg A., 2011; Garralda M.E., Raynaud J.P., 2012), что превышает распространенность инфекционных заболеваний в детстве [ВОЗ,2012]. Соотношение мальчиков и девочек 4:1. У детей с РДА коэффициент интеллекта более чем в 2/3 случаев ниже 70.
Ранний детский аутизм – особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма – неконтактность ребенка, проявляется уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного криза.
На сегодняшний день ученые еще не могут с абсолютной уверенностью говорить о причинах аутизма, поскольку природа данного заболевания достаточно сложная и неясная. Это могут быть экзогенные (токсические, инфекционные, гипоксические, психогенные, и т.д.) и эндогенные факторы, в том числе генетические.
К симптомам аутизма относят: несформированность зрительного контакта, необычную жестикуляцию, отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания, слабую ответную реакцию на обращение и неслаженность в обмене звуками со взрослыми, отсутствие стремления взаимодействовать с другими людьми. Ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников, но отличается повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны. При попытке взрослого вступить в контакт, у ребенка проявляются разнообразные нарушения психомоторики, проявляющиеся в моторной недостаточности, отсутствии содружественных движений, а также в проявлении однообразных стереотипных движений.
Своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ребенок предпочитает играть один, используя не игровой материал, а предметы быта (шнурки, провода, обувь и т.д). Отсутствует сюжетно-ролевая игра со сверстниками, но в тоже время, ребенок может найти себе увлечение в виде перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием.
Интеллектуальное развитие крайне разнообразно. Дети могут быть с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием.
Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах. Недостаточное знание клинических аспектов аутизма ведет к позднему распознаванию признаков болезни, а недостаточная осведомленность в вопросах терапии и необходимых мерах реабилитации – к их слабой эффективности. Клиническая дифференциация РДА имеет важно значение для определения специфики медико-психолого-педагогической работы, а также для школьного и социального прогноза.