Рабочая программа по предмету Изоискусство 5 класс

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5-х классах.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебгому предмету «Изобразительное искусство» для 5а, б, в классов разработана на основе следующих нормативных документов:


п/п
Нормативные документы

1.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования».

3.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова на 2014/2015 учебный год.

4.
Локальный акт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова.

5.
Примерная программа по изобразительному искусству

6.
Программа по изоискусству (Программа Изобразительное искусство 5-7-классы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва «Просвещение» 2012г.)


Место предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФК ГОС ООО учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5-го по 7-й класс. «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Курчатова на учебный предмет «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 час в неделю при 35-х учебных неделях. Рабочей программой запланировано 35 часов, что соответствует учебному плану.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:

Шпикалова Т.А. Ершова Л.В. Изобразительное искусство 5 класс, М., Издательство «Просвещение» 2013 г.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.5 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская.- М.: Просвещение,2013.
Шпикалова Т. А. Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2013 г.
Шпикалова Т. А. Изобразительное искусство 5-8 классы/программы общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2012 г.

Цель курса:
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры;
формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи курса:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного, восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, отраженной в его изобразительном искусстве, архитектуре, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения;
овладение основами творческой работы с различными художественными материалами и инструментами.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
Основные содержательные линии курса
Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану (авторы Т. Я. Шпикалова и др.).
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
содержательно - деятельностный подход;
системно-комплексный подход;
личностью ориентированный подход;
региональный подход.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) - графика, живопись, скульптура;
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
художественно-конструкторская деятельность;
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.








Тематическое планирование.

Последовательность изучения тем определяется в соответствии с авторской рабочей программой («Изобразительное искусство 5-7-классы» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, М., «Просвещение» 2014 г.)


Название темы

Количество
часов по
программе
Коррекция часов
Количество
часов по календарно-тематическому
планированию

1
Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (5 часов)
1.1.Осенний пейзаж (графика).
1.2.Осенние мотивы (декоративное рисование).
1.3.Книжная графика. Иллюстрирование к стихам об осени.
1.4.Линия, штрих, пятно.
Силуэт в работе.
1.5.Натюрморт «Дары осени»
5

5

2
Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (4 часов)
1.6.Осенний натюрморт.
1.7.Тематическое рисование «Богатый урожай»
1.8. «Чудо-дерево. Стилизация в прикладном творчестве».
1.9. Особенности декоративной композиции
4

4

3
Народные праздники и обряды в жизни и искусстве (2 часа)
1.10.Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла
1.11.Ярмарка. Сцены сельской и городской жизни в живописи
2

2

4
Образ времени года в искусстве (2 часа)
1.12.-1.13.Зимняя пора в живописи и графике
2

2

5
Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве.(2 часа)
1.14.-1.15.Эскизы традиционной народной одежды (мужской, женский костюм)
2

2

6
Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 часа)
1.16.-1.17.Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства
2

2

7
Мудрость народной жизни в искусстве (5 часов)
1.18.Памятники древнерусской архитектуры
1.19.-1.20.Изба-творение русских мастеров -древоделов
1.21.Изба-модель мироздания
1.22.Национальная орнаментика в оформлении фасада избы
5

5

8
Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
1.23.Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
3

3

9
1.24.-1.25.Образы персонажей к опере-сказке «Снегурочка»




10
Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.
1.26.Графические наброски фигуры человека в народном костюме в движении
1.27-1.28.Традиции оформления праздничной среды
3

3

11
Образ единения человека с природой в искусстве
1.29.Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению
1.30.Парковая скульптура животного (графика)
2

2

12
Тема защиты и охраны природы и памятников культуры
1.31Экологическая тема в плакате
1

1

13
Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни.
1.32.-1.33.Коллективное панно на тему «Многофигурная композиция «Хоровод»
1.34.-35.Эскиз троицкой куклы
4

4




Планируемые результаты обучения
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны
знать:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецкая, мезенская роспись)
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.

Оценка предметных результатов
Предметные триместровые оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Формы текущего контроля уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
викторины;
конкурсы
тестирование;
беседы с детьми и родителями;
коллективные творческие работы.
наблюдение за детьми в процессе работы;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
конкурсы внутри коллектива и учреждения;
После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.

На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, 35 часов в год

Четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год

Всего часов
9 ч
7 ч
10 ч

35 часов







Материально - техническое обеспечение учебного предмета.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания

Книгопечатная продукция

Учебники

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2014

Методические пособия для учителя


Печатные пособия


Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2010.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений /
Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, Г. А. Поровская; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2014
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство, 5 классов, Методическое пособие: пособие для учителя / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М.: Просвещение, 2014.

Технические средства обучения

1.. Телевизор.
2. DVD-проигрыватель.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Оборудование:
Краски акварельные, гуашевые
Бумага формата А3,А4
Бумага цветная
Фломастеры
Кисти беличьи № 5,10,20
Кисти из щетины №3, 10, 13
Модели и натурный фонд
Муляжи овощей и фруктов (комплект)
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Гипсовые геометрические тела
Гипсовые орнаменты
Модуль фигуры человека
Капители
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)





Оборудование класса

1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев
2. Стол учительский
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами













13 PAGE 14115




Заголовок 315