К.Паустовский. «Стальное колечко» (ТРКМ) Конспект урока литературного чтения


Урок литературного чтения в 3 «б»классе (система Л.В.Занкова)
К.Паустовский. «Стальное колечко» (ТРКМ)
Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.Прозвенел звонок,Садитесь поудобнее,Начнём же наш урок.
2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1)Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2) Почистим зубки.
Язычком почистим верхние зубы, а затем нижние зубы.
3) Анаграммы.
Имза, есвна, соьне, оджьд. - Какое слово лишнее? Какого слова не хватает?
+ Зима, весна, осень, дождь.( лето)
4) Логическое ударение.
Маша читает журнал?
3 . Проверка домашнего задания .
(Краткий пересказ сказки Г-Х Андерсена « Дюймовочка»)
- Что вам понравилось в характере и поступках девочки?
-Понравился ли вам финал сказки?
- Докажите , почему этот текст - сказка?
- Найдите в словаре слово « сказка».
Сказка - это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
4. Работа над темой урока.
- Прочитайте эти замечательные слова.
“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора мы с вами читали? (Растрёпанный воробей.)
-Этот текст- сказка или рассказ?
1) Знакомство с биографией автора.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.
Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.
2) Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с другим произведением К. Паустовского
« Стальное колечко».
Ну что, давайте скорее читать!
Героев нам надо поближе узнать.
В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,
Что мы прочитали: рассказ или сказку?
- Постараемся определить жанр произведения: сказка или рассказ.
- О чём может быть написан этот текст?
- Почему люди носят кольца? На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. А стальное колечко стоит недорого, сталь - это дешёвый металл.
3)Чтение 1-й части текста цепочкой. Словарно-лексическая работа.
Тесовые крыши – крыши, сделанные из досок.
Махорка - род дешёвого табака
Шинель - форменное пальто военных
Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком
Сапёр - военнослужащий инженерных войск
4)Беседа после чтения. Выборочное чтение.
- Кто главный герой произведения?
-Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?
Возраст от 7 до 10 лет. Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку.
Игра « Разведка»
- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")
- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Метафора)
- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.
-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?
5)Работа над жанром произведения.
- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?
РАССКАЗ СКАЗКА
Жанровые признаки:
Указано, в каком селе живут герои. Беседа с бойцом похожа на
В какое село Варюша идет за махоркой. сказку.
Все конкретные детали: Описание поезда похоже на
Снегопад, станция, поезд. описание чудовища, которое
Колечко обычное может подхватить и унести девочку.
Колечко может быть волшебным
Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами , может быть просто доброй шуткой взрослого человека)
- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)
Указательный - увидишь весь мир
Средний - здоровье
Безымянный - большущая радость
- Про какой палец забыл сказать боец?
6. Чтение 2-й части про себя . Словарно-лексическая работа .
Стреха -нижний край соломенной крыши
Темень- часть головы
Околица-изгородь вокруг деревни
Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы
7. Работа с пословицей .
Добрая надежда человека никогда не покидает.
-Подходит к этому произведению?
8. Итог урока. Подведём итог нашей работы.
Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
Ребята, а всё - таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ.
- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?
9. Домашнее задание .
–Подготовьте краткий пересказ текста и озаглавьте все части текста. Подумайте, этот текст- рассказ или сказка .