Конспект урока обществознания по теме Отдых и досуг (7 класс)

Урок обществознания в 7 Б классе
Тема: Досуг и отдых.

Учитель: Анисимова А. В.

Эпиграф
Бестолковый отдых утомляет хуже работы
Русская пословица


Цель урока: определение значимости правильно организованного досуга и отдыха для всестороннего развития личности подростка.

Задачи урока:
Образовательные задачи:
Раскрыть смысл основных понятий темы: «досуг», «свободное время», «отдых», «активный отдых», «пассивный отдых».
Установить досуговые предпочтения современных школьников.
Развивающие задачи:
Продолжить формирование умений и навыков вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать её.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Совершенствовать умения презентовать результаты своей исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию у подростков духовных и социальных потребностей.
Воспитывать приверженность к здоровому образу жизни и культурному досугу.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок- презентация.

Ход урока.
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку
Подготовка к активному изучению нового материала.
Целевая установка. Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время. Ребята,что такое: свободное время.
(Ответы ребят: Это время, когда человек не работает, не учится).
Учитель: В свободное от работы время люди стремятся отдохнуть. С отдыхом тесно связано понятие досуг. Темой сегодняшнего урока как раз и будет: Досуг и отдых.
III. Этап изучения нового материала.
Учитель: Как вы понимаете, что такое «досуг» и «отдых». Свои определения запишите в тетради.
( Досуг это часть свободного времени, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению.
Отдых Это время, свободное от работы, которое служит восстановлению сил.)

Фронтальная проверка выполнения задания: ребята объясняют, как они понимают значения этих слов. В ходе ответов идет корректировка. Если ответы не верные, то обращаемся к учебнику на стр. 172.


Учитель:
Как же можно распорядиться свободным временем? Как нужно организовывать свой досуг? Это те вопросы, на которые мы сегодня постараемся ответить.
Внимание на экран. Просмотрев фрагмент, вы должны дать оценку такому способу организации досуга. Высказать своё мнение.
(Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Дюймовочка» (1964 год, реж. Леонид Альмарик).
Вот один из способов отдыхать. Но может ли такой отдых принести пользу? Обоснуйте свой ответ.
(Ответы ребят)
Учитель: Именно о таком способе проводить свободное время говорится в русской пословице: «Бестолковый отдых утомляет хуже работы».
Но можно организовать досуг и по-другому. На пример так, как это делают учащиеся нашей школы- члены команды «Орден Феникса». (Демонстрируется видеоролик о команде «Орден Феникса»). Как герои ролика используют свободное от учебы время?
Учитель: Свободное время можно проводить, по-разному: ходить в театр, гулять в парке, ловить рыбу, посещать музеи, заниматься спортом.
А чем в свободное время занимаетесь вы и ваши сверстники? Группа ребят вашего класса провела исследование на тему «Досуг современного российского подростка». Дадим им слово.
(Выступление ребят по результатам исследования).
Тема нашего исследования «Досуг современного российского подростка».
Мы поставили цель узнать чему наши сверстники посвящают свободное время.
Нами было проведено анкетирование «Мое свободное время». На вопросы отвечало 29 человек – учеников 7 классов нашей школы. И вот какие получились результаты.
Остаётся ли у тебя свободное время после выполнения домашнего задания?
Да много
18%

Не очень много
31%

Совсем мало
31%

Не остаётся
20%




Мы видим, что у 49% опрошенных свободное время есть.
Занимаешься ли ты в кружках, в спортивных секциях?
Занимаюсь
52%

Не занимаюсь
48%

Если не занимаешься, хотел бы ты заниматься в кружках или секциях
Хочу
64%

Не хочу 36%



Гуляешь ли ты на улице?
Один
3%

С друзьями
83%

с родителями
7%

не гуляю вообще
7%


Когда ты оказываешься на улице с друзьями, что вы делаете?
Просто ходите
42%

Играете в различные игры
24%

Обсуждаете какие-либо проблемы
24%

Сидите на лавочке
10%

6. Чем ты любишь заниматься дома в свободное время? Отвечая на этот вопрос можно было указать до 3 позиций.
Просматривать научно-популярную литературу, специальные журналы
21%

Смотреть телевизор
66%

Играть в компьютерные игры
55%

Играть в настольные игры
11%

Заниматься рукоделием
21%

Болтать по телефону
21%

Общаться с родителями
38%

Лежать на диване
5%

Чем-то иным


Называлось: играть с сестрой, заниматься флористикой, спать, сидеть в контакте.
7.Какие телепрограммы тебе больше всего нравятся?
Спортивные
29%

Развлекательные
31%

Познавательные
7%

Юмористические
7%

Научные
3%

Телесериалы
3%

Мультики
17%

Никакие
3%




    8.     В чём ты видишь основной источник получаемых полезных знаний и умений?
В учебе
62%

В кружках
13%

В делах и увлечениях вне школы
10%

В общении с родителями
3%

В общении с друзьями
10%

В чтении книг
27%

В просмотре телепередач
20%


Работа с классом. Фронтальная беседа.
Варианты вопросов:
Серьезно ли мы относимся к организации своего досуга?
Что вас насторожило в результатах исследования?
Что вас приятно удивило?
Над чем вы задумались?

Учитель: Я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос №8
В чём ты видишь основной источник получаемых полезных знаний и умений? Большинство из вас считают, что это учеба. Недооценивают роль досуга в развитии личности. В вашем классе есть ребята, которые посещают кружки, секции, клубы. Пусть они расскажут нам, почему они часть своего свободного времени посвящаю этим занятиям.
Выступления девочек-танцорок (Жбанова Юлия и Анисимова Кристина)
и участников военно-исторического клуба «Застава» (Борисов Кирилл, Осипов Дима, Митрошенков Дима).
Учитель задает вопросы выступающим: Ребята, вы чувствуете усталость, когда репетируете танцы, мастерите кольчуги? Ведь это требует физических усилий? Вы устаете или отдыхаете?
Ответы ребят(Усталость или не заметна или не чувствуется вовсе, так как мы занимаемся любимым делом)
Вывод учитель: Каждый человек распоряжается свободным временем в зависимости от своих желаний. Но очень печально, если это время тратится впустую.

Этап первичного закрепления материала.
Учитель: Каким же должен быть отдых человека?
Закончите фразу: «Лучшим отдыхом является»
Инструкция о Д/З.
Задания по выбору.
1.Возьмите интервью у ваших родителей. Узнайте, как они проводили свободное время, когда были в вашем возрасте.

2. Подготовьте сообщение по одной из тем:
1. Мое хобби.
2. Досуг моей семьи.
3. Книга в моей жизни.
4. Мой любимый музейный экспонат.

Составьте Досуговую карту нашего микрорайона.
Подготовьте сообщение о кружках и секциях в нашей школе по плану:
А) Название.
Б) Руководитель.
В) Расписание и место занятий.
Г) Чем занимаются, чему учатся.

Этап подведения итогов.
Рефлексия.
Заканчивая урок, я хотела бы спросить вас:
Хотите ли вы изменить свой досуг? Если «да», то, что хотите поменять?
Захотел ли кто-нибудь из вас записаться в кружок, секцию?
Чья работа на уроке вам понравилась больше всего и почему?
Чему вы научились?
Чему хотите научиться?
Составте синквейн со словом «досуг».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15