Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский Стальное колечко


Тема урока: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»Урок литературного чтения в 3 классесоставлен учителем начальных классов МБОУ СШ №31г. СургутаТрифоновой Натальей Александровной Цель урока: Изучение сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко» Задачи урока:Образовательные: Познакомить с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях; Прогнозируемые результаты:Заинтересовать учащихся творчеством К.Г.Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания детей слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»;самостоятельное изготовление кольца из фольги. Ресурсное обеспечение:учебник «Литературное чтение 3 класс часть 2» авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова;компьютер; мультимедийный проектор;презентация; карточки для выполнения заданий в группах ; сигнальные карточки для этапа рефлексии;текст сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко» ЭТАП 1 Организационный момент. Цель Обеспечение эмоционального настроя учащихся.На формирование каких компетенций направлена деятельность Регулятивные: (целеполагание)коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам ) Коммуникативные (умение поддерживать контакт в общении).Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроля Прозвенел звонок, Начинаем наш урокЧтобы многое узнать,Надо думать, рассуждатьИ внимательными бытьИ старательными быть.И тогда уж точно, каждый,Знания свои покажет.ФронтальнаяСамоконтроль ЭТАП 2  Актуализация знаний.Цель Выявить уровень знаний о жанрах произведенийНа формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (умение анализировать, делать выводы), коммуникативные (взаимодействие с окружающими), учебно-познавательные (умение ставить цель, делать выводы) Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроляЛитературный диктант. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для него характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре. (Считалка)«Друзья познаются в беде» - что это? (Пословица) - Былина, считалка, пословица -что объединяет эти названия? (жанр произведения) - А какие вам еще известны жанры? (рассказ, сказка) Индивидуальная работа. Беседа.Контроль учителяСамоконтроль ЭТАП 3 Формулирование темы и целей урокаЦель Организовать готовность решать задачи самостоятельно, углубить и расширить понятие «сказка», «рассказ».На формирование каких компетенций направлена деятельность Учебно-познавательные ( умение анализировать, сравнивать, обобщать), информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в парах).Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроляРебята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя К.Г.Паустовского и его произведением «Стальное колечко» (Слайд16) - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?- А можем сразу определить к какому литературному жанру можно отнести это произведение? - Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров. Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. Беседа.Рассуждение учеников.Фронтальная работа.Высказывание учащимися своего мненияКонтроль учителяСамоконтроль ЭТАП 4Изучение нового материалаЦель Знакомство с биографией автора, обогащение словарного запаса учащихся.На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроляДетство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Чего же хотел К.Г.Паустовский? (Слайд 17). Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. О ком писал К.Г. Паустовский? (Слайд18)В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг.К.Паустовский написал очень много произведений, а многие из них вы можете найти в одной книге «Мещёрская сторона» -О чём просит вас автор? (Слайд19)(Паустовский о чтении)Фронтальная работаРассуждение учеников.Фронтальная работа.Парная работа.Высказывание учащимися своего мнения ЭТАП 4Изучение нового материалаЦель Знакомство с содержанием сказки, обогащение словарного запаса учащихся.На формирование каких компетенций направлена деятельность Регулятивные: планирование, прогнозирование;Познавательные (моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование)коммуникативные (инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации)Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроля- Как вы думаете, что для человека важнее всего на свете?(Папа, мама, близкие люди, родной дом, мир и покой в семье, здоровье наше и близких людей.)-Сегодня мы поговорим об этом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого философа Платона (Слайд 20)«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье»-Как вы понимаете это высказывание?(Ответы детей). Фронтальная работаРассуждение учеников.Высказывание учащимися своего мненияСамоконтрольКонтроль учителя ЭТАП 4Изучение нового материала.Цель Знакомство с содержанием сказки, обогащение словарного запаса учащихся.На формирование каких компетенций направлена деятельность Регулятивные: планирование, прогнозирование;Познавательные (моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование)коммуникативные (инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации)Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроляЧтение произведения. Словарная работа(Слайд 21)- В тексте встречаются незнакомые слова, давайте разберем их значение: стальное колечко – колечко, сделанное из стали. Сталь очень прочный метал, из него делают ножи, рельсы, запчасти на машины и т. д. тесовая крыша – это крыша, сделанная из специально обтесанных, обструганных досок. цигарка – это самодельная папироса. Скрученный из газеты кулечек заполняется табаком, край подгибается и поджигается. сапер – человек, который может разминировать взрывное устройство. Это одна из самых опасных профессий военных. ершился – возмущаться, сопротивляться. стреха – пространство между крышей и домом. махорка - давайте посмотрим значение этого слова в учебнике.Фронтальная работаРассуждение учеников.Парная работа.Высказывание учащимися своего мненияВзаимоконтрольВзаимоконтрольКонтроль учителя ЭТАП 5Первичное закрепление.Цель Совершенствование умений работы с текстом, выделение главной мысли.На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике) Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроля- Где жила Варюша с дедом? (в деревушке Моховое)-Как звали деда? (дед Кузьма)- Куда Варюша пошла за махоркой? (В село Переборы)-Догадались ли вы, какие события происходили в стране в это время? (Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом) (Слайд 22)-Кто главный герой произведения.Описание главной героини. -С помощью текста определим черты характера героини. -Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? (любознательная)-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая) (Слайд 23)- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная) (Слайд 24)Фронтальная работа.Совершенствование умения делать выводы.Контроль учителя ЭТАП 5Первичное закрепление.Цель Совершенствование умений работы с текстом, выделение главной мысли.На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике) Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроля-О чём известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло? (О весне) -В каждом произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу -это тема природы. -Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюша встретила весну- Что за приём использует автор? (олицетворение)- А оно свойственно рассказу или сказке?- Посмотрите как художник - иллюстратор показал весну. (Слайд 25)- Какой момент изображён на рисунке?- На какой палец надела Варюша колечко?- Как это характеризует девочку?- Что она увидела, когда прибежала домой? (Слайд26)ФизкультминуткаФронтальная работа.Самостоятельная работа. Совершенствование умения делать выводы.Контроль учителя ЭТАП 6Самостоятельная работа с самопроверкой.Цель Проверить уровень усвоения содержания , навык работы с текстом.На формирование каких компетенций направлена деятельность Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике) Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроля Откройте тетради, стр. 50, найдите задание №2. Прочитаем.Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками), запишем. Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?(Да, он с любовью и нежностью относится к героине) -Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко) Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.Средний – здоровье. Безымянный – большая радость. Указательный – увидишь весь мир.А знаете ли вы, почему люди носят кольца? ( Слайд27 )- В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.-Давайте составим синквейн – небольшое стихотворение о кольце.(Памятка) (Слайд 28) Примерный текст.Кольцо.Стальное, круглое.Блестит, украшает, защищает.Мне нравится носить кольцо.Сила.Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец, который вы захотите. Изготовление кольца из фольги. (Творческое решение)Индивидуальная.Самостоятельная работа. Частично-поисковая работа.Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.ВзаимопроверкаКонтроль учителя ЭТАП 7Подведение итогов занятия. Рефлексия. Объяснение домашнего задания. Цель Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснить домашнее задание. На формирование каких компетенций направлена деятельность Учебно-познавательные (умение формулировать выводы, оценивать свою учебно-познавательную деятельность), коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими). Деятельность учителяДеятельность учащихсяФорма работыВид контроляИтог - Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что–то более важное?-Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека о ближнем) - А всё-таки, это произведение сказка или рассказ?- Паустовский определил это произведение как сказка, значит, он хотел, чтобы мы это читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить. Вернёмся к эпиграфу. (Слайд20) В чём нашла своё счастье Варюша?(Варюша была счастлива в родной деревне. Радом с дедом Кузьмой. Она способна любить родную природу)Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна. Домашнее задание. Прочитать сказку стр.75-85, ответить на вопрос №6 стр.85 Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду. Рефлексия Что было самым трудным на уроке? Как вы оцениваете свой вклад в раскрытии темы урока? (у каждого на парте лежат сигнальные карточки трёх цветов: жёлтого, зелёного и красного. Зелёный – мне было легко, интересно, я всё понял! Желтый – мне было интересно , но трудно. Красный – нужна дополнительная работа. Частично-поисковая работа.Фронтальная работа.Совершенствование умения делать выводы.Индивидуальная.Взаимоконтроль.ВзаимопроверкаКонтроль учителя К. Г. Паустовский «Стальное колечко» Чего же хотел К.Г.Паустовский? Он очень хотел, чтобы все люди были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. О ком писал К.Г.Паустовский? В своих книгах он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради нее совершить героический подвиг. Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» Паустовский К. Г. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» Древнегреческий ученый Платон Словарная работаТесовые (крыши) – сделаны из тёса. Тёс – тонкие доски.Стальное колечко – колечко, сделанное из стали. Сталь очень прочный метал, из него делают ножи, рельсы, запчасти на машины и т. д.Сапёр – военнослужащий, который обезвреживает мины.Ершился – возмущаться, сопротивляться.Стреха – нижний, свисающий край крыши избы, деревянного дома.Махорка - давайте посмотрим значение этого слова в учебнике.
К.Г. Паустовский в годы войны на фронте Синквейн1. Одно слово. Существительное, о котором идёт речь.2. 2 слова. Прилагательные, описывающие признаки данного предмета.3. 3 слова Глаголы, описывающий что делает предмет. 4. Фраза из 4 слов. Отношение к предмету. 5. 1 слово. Суть предмета. Чем является для людей. Синоним. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» Древнегреческий ученый Платон Самоанализ урока.Учитель: Трифонова Н.А.Класс: 3 «Г»Предмет: «Литературное чтение»Тема : К.Г.Паустовский «Стальное колечко»Тип урока: усвоение новых знаний. Преподавание литературного чтения в 3 классе ведется по учебнику Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, 3 часа в неделю . На уроке решались следующие задачи:Образовательные: Знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Стальное колечко»;Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях;Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.Цель и задачи данного урока соответствуют требованиям программы и связаны с предыдущим учебным материалом. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность учащихся.На уроке были использованы следующие методы обучения:По виду источника информации:словесные (объяснение, беседа с учащимися);наглядные (иллюстрации, демонстрация аудиозапись, демонстрация презентации учебного материала)практические ( работа с тестами)По виду учебной деятельности:Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).На уроке использовались информационные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. На уроке применялись упражнения для мотивации учащихся. Использовался метод наглядности ( демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. С целью формирования учебное – познавательной компетенции на уроке была поставлена проблемная ситуация, построен алгоритм решения данной проблемы. Использование нестандартных заданий способствовало развитию логического мышления, памяти, внимания. Деятельность на уроке направлена на формирование ценностно-смысловой компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир), информационной (умение находить, отбирать, анализировать и передавать необходимую информацию),коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, устная, письменная речь), личностного самосовершенствования (умение оценивать свои действия, достигать поставленной цели). На данном уроке применялись информационные, здоровьесберегающие, технология продуктивного чтения, технология критического мышления. Также использовала способ антиципации (предугадывание). При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.Перегрузка учащихся предупреждалась сменой одного вида работы другим.Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Все поставленные дидактические цели и задачи успешно реализованы.