Краткосрочное планирование урока по русскому языку в 6 классе по теме Сочинение-рассуждение по картине


Дата: Класс: 6б
Тема: Сочинение-рассуждение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».
Цель: познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;
формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства;
обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передать её настроение и основную мысль.
Деятельность учителя Наглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.
Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение».
Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу. 5 мин Проверка пройденного материала. С помощью
приема «З-Х-У» осуществляет проверку знаний учащихся.
Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
Как различаются типы речи?
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)Практическая работа. Работа парами
Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
Текст 1:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. Ксамым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”
Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.
Текст 2:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
Итак, последний текст – рассуждение.
Давайте подумаем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения. (записываем)
Тезис
Доказательство (аргументы)
Вывод
Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?
Найдите тезис и доказательства в последнем тексте. Демонстрируют свои знания. Заполняют таблицу. Таблица
«З-Х-У»
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.
1.Вступительная беседа.
Мы видим картину. Это полотно А. А. Рылова «В голубом просторе». Или, может, это не картина, а окно в мир, где царят свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником
Аркадием Александровичем Рыловым.
Выступление ученицы.
Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода - это видение заворожило художника. Он создаёт картину «В голубом просторе». Создавал он её в тяжелейших условиях, зимой, работая в промёрзшей мастерской в шубе и в валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски, но трудности не пугали художника. Картина имела большой успех.
... Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронзительно светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора. Деятельность обучающихся15 мин.
5 мин
5 мин IV. Актуализация знаний.
Беседа по содержанию картины.
-Вспомните, что такое пейзаж. (Изображение природы.)
-Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр? (В живописи, в литературе).
-Можно ли считать картину Рылова пейзажем? Что изображено на этой картине? (Да, это пейзаж. Здесь дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы.) Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? ( Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются, их просвечивают лучи солнца, скрытого за облаками. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.)-Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».)
-Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре.
свободное, обширное пространство;
свобода, раздолье.
Подберите синонимы к этому слову и определения.
Как, с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.)
-Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое настроение создаётся у нас с помощью этого приёма?
Что изображено на переднем плане? (Лебеди летят навстречу солнцу.)
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Гиляровского, посвященного г А. А. Рылова. Найдите имена прилагательные, характеризующие лебедей.
Камою жёлтою лебеди белые
Тянутся к северу, в тундры холодные,
Мчатся красивые, гордые, смелые,
Вечно могучие, вечно свободные!
С жаркого юга, лучами спалённого,
К озеру в тень под берёзы плакучие
Манят их радости «шума зелёного»
Свежестью бодрою, силой могучею.
Какие лебеди?
Что они делают?
Куда летят лебеди?
Где летят лебеди?
Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море.
Какие краски преобладают в картине?
Какое небо?
Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.)
Мореволны
Что мы видим на небе? (На небе облака.)
Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу.
Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.)
Какой вдали берег?
По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой.
Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета - белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.)
Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние.
Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что- либо подобное? (Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.)
IV.Составление плана сочинения.
V.Орфографическая подготовка.
С чего можно начать сочинение?
- Кому трудно, можно выбрать подходящее начало.
Перед нами картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Передо мной необозримые дали картины А. А. Рылова «В голубом просторе». На картине художника А. А. Рылова бескрайний голубой простор.
VI.Написание сочинения.
Отвечают на вопросы. Картина, учебник
5 мин. VI. Итог урока
Оценивание фишками  Проводит рефлексию.
- За что бы вы себя могли похвалить?
- Какие трудности встретились на уроке? На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. Фишки
Стикеры 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Ученики записывают в дневниках. Дневник