Краткосрочное планирование урока по русскому языку в 7 классе


Русский язык
7 класс
Тема: Деепричастие как особая форма глагола.
Цели урока:
• познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий.
Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
• Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
Развитие речи учащихся, мышления.
• Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю.
Воспитание интереса к русскому языку.
• Учебные:
Расширить знания.
Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
Формировать практические навыки.
Оборудование: схемы, кластер, текст, интерактивная доска.
Методы: словесные, наглядные, исследовательские.
Формы обучения: групповая, парная, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
II. Постановка цели. Объявление темы урока.
1.Самостоятельная работа учащихся 7 класса.
I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.ПришвинОпределите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева).
III. Введение в новую тему.
1.
Какие действия совершает тетерев? (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул).
Какие слова похожи на глаголы? (Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?)Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. 2. Презентация.IV. Учитель сообщает, что это деепричастие, тема урока.
В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена). Вот её место и заняли деепричастия. (слайд 2)
1.Наблюдение над предложением.
Устроившись, стал расцветать.
Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?
Вывод:
1.Деепричастие не изменяются.
2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем. (слайд 3)
IV. Инструкция по определению деепричастий (слайд 4).
V. Задания для самостоятельной работы (карточки).
№ 1
Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
№ 2.
От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?
Показаться -
Бегать-
Сделать -
Жечь -
Знать -
Шить
№ 3.
Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастияСделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
Продолжаем наблюдение.
Что такое причастный оборот?
А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (слайд 5-6)
Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)
Задание № 4.
Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
V.Работа с учебником.
VII. Домашнее задание:
Запомнить "Инструкцию". Составить мини-рассказ на тему "Спорт".