Конспект познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе на тему Дыхание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №108















Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
на тему «Дыхание».









Составила воспитатель
Мартыновская
Светлана Николаевна





















Программное содержание:
закреплять знания детей о строении носа и дыхательной системы; систематизировать знания детей, о пользе дыхания через нос;
развивать, речь – объяснение;
закреплять правила укрепления (или охраны) дыхательной системы,
воспитывать умение внимательно слушать и дополнять ответы друг друга.


Ход НОД:
1ч. Воспитатель: Ребята, на пороге группы я нашла какое - то письмо. Давайте прочтем его.
«Дорогие, ребята группы! Мы жители планеты «Звезда» просим вас о помощи. Нас с каждым днем становится все меньше и меньше. Жители планеты неожиданно заболевают. Мы вызывали врача с другой планеты, но он не может нам помочь. Единственное, что он сказал, что мы должны узнать все о правильном дыхании, о строении дыхательной системы и о правилах укреплении ее, иначе на нашей планете не останется жителей. Помогите нам, пожалуйста!»
Ребята, давайте поможем бедным инопланетянам! Я предлагаю послать им видеописьмо. Камера в течении занятия будет снимать все, о чем мы будем говорить и показывать, а потом мы по почте отправим свое видеописьмо. Я думаю, что они очень обрадуются!
2ч. Воспитатель: Я задам всем вам вопрос:
Для чего нам нужен нос?
Дети: Нос необходим нам для дыхания, для улавливания запахов.
Воспитатель: Но почему нельзя дышать ртом?
Дети: рассказывают по таблице «Строение носа» о пользе дыхания носом.
Ребенок: «Для чего нам нужен нос?»
Другу я задал вопрос
И с ответом поспешу
Потому что им дышу
В носу воздух согревается
И от пыли очищается
Если ртом дышать мы будем
Про здоровье позабудем
Будем кашлять и чихать
Всех микробов собирать
Вот поэтому, друзья,
Ртом дышать никак нельзя.
Воспитатель: предлагаю показать жителям другой планеты массаж носа «Улитка», который повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей. (по китайской методике)
От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,
Три часа ползли улитки, массируют ноздри сверху вниз
Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10-20раз.
На себе таща избушки.
Воспитатель: Куда попадает воздух через нос?
Дети: В легкие!
Воспитатель: Расскажите подробнее путь воздуха от носа к легким.
Дети: рассказывают по таблице «Органы дыхания человека» строение дыхательной системы.
Воспитатель: Что происходит, когда мы вдыхаем воздух?
Дети: Легкие расширяются.
Воспитатель: А когда выдыхаем?
Дети: Легкие сужаются.
Воспитатель: Наши легкие очень мягкие, как губка. И чтобы защитить их от ударов, они спрятаны в грудной клетке. Встаньте. Положимте руки на ребра и сделайте вдох. А теперь выдохните. Что происходит? Как будто мы играем на гармошке. На вдох ребра – меха расходятся, потому что легкие расширяются, на выдох – ребра сдвигаются.
Упражнение «Гармошка»
Стоя, руки на ребрах. После полного выдоха делается глубокий вдох, ребра максимально «раздвигаются». Задержка дыхания на 2-3 секунды. Выдох проводится через неплотно сжатые губы.
Воспитатель: Мы всегда должны заботиться о состоянии своих легких. Давайте мы посоветуем жителям планеты «Звезда» правила укрепления (или охраны) дыхательной системы организма.
Чтобы легкие были здоровыми, нужно:
1. Стараться, как можно меньше дышать загрязненным воздухом. (Карточка с перечеркнутым изображением заводских труб.)
2. Почаще бывать в парке или лесу, на берегу реки или озера. (Карточка с лесом.)
3. Меньше простужаться. Ведь недаром говорится: береги нос в большой мороз. (Карточка с перечеркнутым изображением простуженного человека)
4. Не курить. (Карточка с перечеркнутым изображением курящего человека.)
5. Беречь природу, не зажигать костров. Нельзя сжигать пластиковые бутылки и целлофан, при горении они выделяют вредные для дыхания вещества. (Карточка с перечеркнутым изображением костра.)
6. Дышать через нос. (Карточка с изображением носа.)
7. Чаще проветривать помещение, где вы занимаетесь. (Карточка с изображением открытого окна.)
Воспитатель: Мы, ребята забыли еще одно очень важное правило: необходимо каждый день выполнять дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
1. «Ладошки»
2. «Малый маятник»
3. «Погончики»
3ч. Воспитатель: Наше видеописьмо готово! Давайте все вместе скажем жителям другой планеты «до свидания» и «будьте здоровы!».



15