Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО в 1 классе (конспект)


Тема урока: Птицы зимой.
Класс: 1
Цель урока: формировать представление о характерных признаках зимы в неживой природе; учить изображать снегиря с помощью акварельных красок.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при восприятии произведений художников;
Раскрыть некоторые природные закономерности поведения птиц зимой;
Учиться изображать птиц (снегиря) с помощью акварельных красок.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память;Развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия - УУД):
Личностные: - проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу; - слышать другое мнение и принимать его;Регулятивные: - организовывать своё рабочее место; - разбираться в выборе цветовой гаммы для определенного времени года. - контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.Познавательные: - сравнивать и группировать предметы; - осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие (перелётные и зимующие птицы);
- приобретение новых знаний о цветовом круге.Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные высказывания; - осуществлять диалог на уроке; - объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства
Методы обучения:
наглядные (работа с иллюстрациями, изображениями);
словесные (беседа, рассказ, дискуссия);
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
учебник, аудиозапись с голосами птиц;
плакат с изображением дерева, мультимедийный проектор.

Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка организации рабочих мест.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.
- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Мы добры и спокойны. Выдохните неудачу. Вдохните свежесть зимнего утра.
Друзья мои, я очень рада, Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз, Я знаю - каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Возьмем же в руки кисти, краски И вместе сочиним урок.
2. Беседа по теме урока, повторение пройденного материала.
- Сегодня на уроке, я предлагаю вам совершить прогулку в лес.
(Звучит аудиозапись, демонстрируются слайды с репродукциями картин художников.)
Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения поэтов, музыкантов, художников. На прошлых уроках мы говорили с вами о том, как называют художников изображающих природу (пейзажисты).
- Что на картине привлекает внимание?
- Какие краски использовал художник?
- Какое время года изображено?
(Выключается запись с голосами птиц, демонстрируются зимние пейзажи.)
- Но что-то вдруг изменилось в лесу. Что стало другим, ребята? (В лесу наступила зима, не слышно пения птиц.)
- Почему зимой мы не слышим пения птиц? (Они улетели на юг.)
- Как можно назвать всех птиц улетающих в теплые края? (Варианты ответов детей.)
- Таких птиц называют перелетными. Но есть и такие птицы, которые остаются с нами зимовать. Как можно назвать таких птиц? (Зимующие.)
- Я знаю, как вы любите загадки. Отгадайте, о каких птицах идет речь?
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный,Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка.)
Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет, Крохи подбирает. (Воробей.)
Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели?Голосистее, нежней?Кто же это? ... (Соловей.)
- А следующие загадки помогут нам отгадать вот этот кроссворд:
Верещунья белобока,А зовут ее ... (Сорока.)
В лесу кукует птица,Назвать себя боится.Не спит совсем опушкаПока поет ... (Кукушка.)
Зимой на ветках – яблоки,Скорей их собери.И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ... (Снегири.)
Я в любую непогодуУважаю очень воду,Нельзя сказать малютка,Про серенькую ... (Утку.)
- Посмотрите, скольких птиц вы угадали. Теперь мы сможем поиграть.
3. Игра «Разбери картинки».
Птиц, которые улетают на юг, поместите около солнышка, а птиц, которые остаются зимовать и не бояться холода, поместите около снежинки (можно провести в виде соревнования).
ФизминуткаРуки подняли и помахали, это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сдувает росу.
Плавно руками помашем,это к нам птички летят.
Как они сели покажем, крылья сложили назад.
- Ребята, а кто из вас знает, чем питаются птицы?
- А чем же питаются они зимой, когда вся земля покрыта снегом и нет насекомых?
- Корма зимой становится мало, птицы питаются почками, семенами деревьев и кустарников, отыскивают корм возле жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода.
- Чем мы можем помочь птицам зимой? (Делать для них кормушки, приносить им корм.)
4. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Сейчас, ребята, я составлю рассказ об одной птичке, которую мы научимся рисовать, но не назову вам ее. Отгадайте, о какой птице пойдет речь? (Учитель описывает внешний вид и повадки снегиря.)
Теперь, на альбомных листах мы постараемся изобразить эту замечательную птицу (демонстрация слайдов, поэтапное пояснение):
Нарисовать узор в карандаше тонкой незаметной линией.
5. Беседа о цветовой палитре.
Найдите на цветовом круге краски зимы (Демонстрация цветового круга).
2914654445 Это холодная цветовая гамма. Все эти краски расположены рядом. От них сразу становится холоднее.
Какие краски дают ощущение тепла, лета? Это тёплая цветовая гамма. Краски эти тоже находятся рядом.
Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.
Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.
Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.
Физминутка. Игровой прием здоровьесбережения учащихся.
- Я буду загадывать загадки и если отгадкой будет холодный цвет, то вы топаете, а если тёплый – хлопаете.
Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! -
Я люблю щипать траву,
А любимый цвет -...Ответ: Зелёный
На картине небо яснымНарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...Ответ: ГолубойГоворила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а ...
Ответ: Красный
Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше!
Ответ: Синий
Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!
Ответ: Жёлтый
Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и ...
Ответ: Оранжевый
Маме в качестве подарка
Выбирайте розы вы!
Цветом красным, но не ярким,
По простому - ...
Ответ: РозовыйУ тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -...
Ответ: Белый
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
Ответ: Чёрный
Волк, ворона, воробьишка,
Слон и маленькая мышка -
Все они зимой и летом
Одинаковые цветом!
Ответ: Серый
Выполнить работу акварелью. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
6. Итог урока. Выставка работ.
На плакате с изображенным деревом закрепляются работы детей.
- Вот какая замечательная стая снегирей прилетела к нам.
- Расскажите ребята, на какие две группы можно разделить птиц с которыми мы сегодня познакомились?
- Как нужно относиться к птицам зимой?
7. Рефлексия.
Вырезать силуэты птичек красного и синего цвета и прикрепить на дерево птичку, которая соответствует настроению на конец урока:
Красная птичка – я всем доволен;
Синяя птичка – я не совсем доволен уроком.