Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана животных


Конспект урока
Учебный предмет Окружающий мир
УМК Школа России
Класс 3
Тема урока Охрана животных
Тип урока Урок закрепления новых знаний
Цель урока Создание условий для закрепления обучающимися знаний о Красной книге и животных, которые в нее внесены
Задачи урока Обучающие:
-выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные мероприятия;
-познакомить учащихся с представителями животных Красной книги;
-рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.:Развивающие:
-способствовать развитию познавательной активности учащихся;
-способствовать развитию умений работы с учебником и другими источниками информации;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение и интерес к миру животных.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные МетапредметныеЛичностные
Учащийся научится:
Объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных;
Оценивать поступки людей по отношению к природе ; Анализировать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание;
планировать свои действия в течение урока;
оценивать правильность выполнения заданий, заданные учителем;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
Коммуникативные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
понимать и принимать задачу совместной работы;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД:
Учащийся получит возможность научиться:
выделять существенную информацию из учебника;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл;
анализировать объекты окружающего мира;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Учащийся получит возможность:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение Дидактический материал ИКТ, ЦОР
Учебник «Окружающий мир» , рабочая тетрадь, книга «Зелёные страницы».
Тест «Охрана животных». Технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся), компьютер, презентация(«Охрана животных»), проектор, экран
Межпредметные связи Литература, История
Организация пространства Стандартная
Этапы урока
Название этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организа-ционный момент
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Приветствует учащихся, просит проверить, всё ли готово для успешной работы.
Проверка домашнего задания. Повторение предыдущего материала. Регулятивные: контроль;
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Постановка цели и задач урока.
Мотивация и целеполага-ниеВыполняют задание с доски и определяют тему и задачи урока.
Отгадывают загадки на доске:
А)обезьяна
Б)хомяк
В)рыба
Г)аист
Д) носорог
Е) альбатрос

Учащиеся расшифровывают слово (Охрана).
Отвечают на вопросы учителя.
Дает учащимся задание на доске:
- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки. 
Учитель весит фото обезьяна 
А) «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку. Ест бананы, сладости к общей детской радости» Б) «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!» Учитель весит фото хомяк В) «В воде она живет. Нет клюва, а она клюет» Учитель весит фото рыба Г) «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту». Учитель весит фото аист Д) «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, у одного лишь на носу» Учитель весит фото носорог Е) «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … Учитель весит фото альбатроса
Учитель просит расшифровать слово:
-возьмите из названия животных первую букву и соберите слово.(Охрана)- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен? Животных - Итак, тема нашего урока: Охрана животных. (слайд 1)
 Учитель задает учащимся вопросы
-Как вы думаете каковы причины исчезновения видов животных?
- Как вы думаете, что мы сегодня должны выяснить на уроке (Почему исчезают некоторые виды животных?)  Определение темы и цели урока.
Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция;
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Построение логической цепи рассуждений;
3.Подготовка косновному этапу занятия Отвечают на вопросы учителя
Узнают причины исчезновения   животных,
узнают информацию о Красной книге, формулируют причины исчезновения животных.
Прослушивают стихотворение и анализируют.

Красный цвет книги- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения
Узнают информацию об исчезнувших животных. Задает учащимся вопрос:
-Как вы думаете, почему многих  животных становится меньше на Земле?
Знакомит с причинами исчезновения   животных:( слайд 2 )
Рассказывает об истории Красной книги:
-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
- Для  чего нужна Красная книга?   (слайд 3)
        (Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)         
-А как вы думаете, почему назвали  книгу именно Красной, а не желтой, синей?
Красная книга-это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.
В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.
  Это  - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.   (слайд 4)
    - К сожалению, этих прекрасных  по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.   Знакомство с причинами исчезновения   животных, с Красной книгой.
Знакомятся с исчезнувшими животными.
Регулятивные:
Контроль ,коррекция 
Оценка.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации; Применение методов информационного поиска;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной;
Свободная ориентация и восприятие текста;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство;
4.Усвоение новых знаний и способов действия Знакомятся с некоторыми животными из красной книги. Рассказывают сообщение о животных занесенных в красную книгу
\ Знакомит с некоторыми животными  Красной книги.(слайд 5-10)
-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Сообщения учащихся о животных)
Физминутка 
Давайте немного передохнем.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Узнают информацию о животных Красной книги Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Свободная ориентация и восприятие текста
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Синтез – составление целого из частей;
5.Первичная проверка понимания.
Выполняют задание, знакомятся с текстом из учебника.
Отвечают на вопросы учителя.
. Дает задание и задает вопросы:
- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.
Учитель просит прочитать в текст в учебнике  на стр. 108.
- Каких животных удалось спасти?
 (Бобра, соболя)
- Ребята, как вы думаете, где  смогут  звери найти защиту и понимание?
( в зоопарке , заповеднике, национальных парках, заказниках)
 
-Как вы думаете для чего нужны  заповедники? 
-Для чего нужны зоопарки?
-Что такое заказники?  
. Регулятивные:
Планирование, контроль,
коррекция, оценка,
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме;
Анализ с целью выделения признаков;
Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.
Подведение под понятие, выведение следствий.
6.Закрепле-ние, обобщение и систематизация знаний Выполняют тест Раздает тест по вариантам Закрепление и проверка знаний Регулятивные:
Планирование; контроль; оценка, саморегуляция.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний; Определение основной и второстепенной информации;
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
7. Контроль и самопроверка знаний Формулируют причины исчезновения животных с нашей  Земли.
1. Люди охотятся на животных, употребляя их в пищу.
2.Уничтожают за ценный мех и ради красивой копии.
3. Делают украшения, например, из клыков моржей.
4. Многие виды животных гибнут из-за загрязнения водоемов.
5. Ухудшаются экологические условия.
Отвечают на вопросы Задает учащимся вопросы:
-Что мы изучали на уроке?
-Что вы узнали для себя нового?
-А какие правила нужно соблюдать для того чтобы сохранить животных?
- Выявите причины исчезновения животных с нашей  Земли.
- Так что должен делать человек, чтобы сохранить редкие виды животных?(запретить охоту на животных, занесенных в Красную книгу. Создавать как можно больше заповедников, национальных парков для сохранения мест обитания редких видов животных и ограничение доступа населения к месту их пребывания.)- Что вы можете сделать для сохранения животного мира?  Учащиеся делают вывод Регулятивные:
Планирование, контроль 
саморегуляция.
Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Анализ с целью выделения признаков;
Доказательство;
8. Рефлексия (подведение итогов) Оценивают свою работу с помощью смайликов
-всё понял
- понял частично
-ничего не понял Просит оценить свою работу с помощью смайликов. Проводят самопроверку Регулятивные:
Прогнозирование,
Коррекция, саморегуляция 
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.