Что надо знать, обучая детей, находящихся в состоянии ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)


ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ОБУЧАЯ ДЕТЕЙ,НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ПТСР(посттравматическое стрессовое расстройство)
В современном мире ребенок подвержен воздействию самых разнообразных травмирующих ситуаций. Я работаю в травматологическом отделении учителем начальных классов и каждый день являюсь свидетелем различных трагических обстоятельств. За годы работы в больнице произошло переосмысление роли и позиции педагога, особое место в отношениях уделяю развитию взаимопонимания, готовности обсуждать с детьми волнующие их ситуации, большое значение имеет выработка эффективного стиля взаимодействия с каждым учеником. Некоторые дети больше тяготеют к общению с посторонними людьми (врачом, учителем или соседом по палате), чем с родными. Другие ни на минуту не хотят расставаться с родителями. Вариантов очень много, но среди них можно выделить четыре основные:
- деспотичное поведение, полное игнорирование интересов других;
-безразличное отношение, уход в себя;
-полная зависимость от взрослых, послушание;
-отношение к действительности практически не меняется.
ПТСР-это нормальная реакция организма на ненормальные обстоятельства. Это ряд изменений, происходящих в следующих сферах:
-эмоциональной- страх, грусть, беспокойство, гнев;
-познавательной – нарушение внимания, памяти; ухудшение интеллектуальной деятельности;
-поведенческой – трудности в общении;
-телесной – боль, тики,расстройство сна.
Любое ПТСР развивается и изменяется во времени. Выделяют основные три стадии:
- острая- от момента события до 6 недель;
- хроническая – от 6 недель до 6 месяцев;
- от 6 месяцев до нескольких лет и долее.
На эмоциональном уровне самая первая реакция – страх,тревога. Эти дети становятся более раздражительными, развивается депрессия, они становятся плаксивыми. Травмированные дети становятся более упрямыми, возникают вспышки гнева и агрессии. Проявляют враждебность и конфликтность по отношению к окружающим. Иногда происходит заметное нарушение социальных навыков уровня пятилетнего возраста. Но через несколько дней многие из них начинают учиться и довольно успешно, но свою беспомощность и другие негативные проявления выплескивают время от времени на окружающих. Конечно, обязательно надо принимать во внимание и тот факт, что травмированный ребенок испытывает трудности в концентрации внимания и не способен к длительному физическому и умственному напряжению.
Ребенок длительное время находящийся в состоянии ПТСР может проявлять три типа поведенческих реакций:
- экспрессивный – проявление сильных эмоций, может плакать, смеяться, кричать и др., но он не в состоянии контролировать свои эмоции;
- контролирующий – пытается сдерживать себя, и внешне его поведение не отличается от обычного;
- шоковый – ребенок как бы оглушен, подавлен, ему трудно понять, что с ним произошло.
Такие типы поведенческих реакций могут сменять друг друга.
Учителю , который работает с травмированными детьми( в больничных классах, домашнее обучение и т.д. ) важно знать особенности поведения родителей больных детей. Одной из постоянных и мощных реакций родителей является страх перед тяжёлым исходом болезни, потеря мужества, чувство беспомощности и в результате агрессия. Горечь, страх, душевная боль, обиды на судьбу – все это требует выхода, накопленный негатив может проецироваться на окружающих.
Имея знания можно избежать многих ошибок. Но самое главное надо всю жизнь учиться любить.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. (1 Кор. 13, 4)