Социально-психологический тренинг Цена и ценность


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №155
г. Белгорода-22
Социально-психологический тренинг «Цена и ценность»
Подготовила педагог-психолог
Степанова Валентина Николаевна
2014-2015 учебный год
У всего и всех существует своя цена,
Не всегда она измеряется только деньгами!
Тебе может не хватить миллионов,
в то время как достаточно будет
лишь одного человеческого поступка.
Ника Гардо. Астрономия чувств.
Цель: развитие личности, актуализация и обобщение представления о своём
будущем, о своих жизненных ценностях, приобретение социально-психологического
опыта.
Задачи.
1.Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
2.Развитие умения ставить реальные цели и выбирать способы их достижения.
3.Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
4. Овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в различных ситуациях
5.Развитие мотивация к личностной динамике.
6. Развитие эмпатии, рефлексии, толерантности.
Форма организации: тренинговое занятие.
Ожидаемые результаты:
- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной
атмосферы в группе;
- развитие рефлексивных особенностей;
- снятие напряжения;
- развитие эмпатии;
- выявление жизненных ценностей.
Методы проведения занятия:
-Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания).
-Наглядные методы (проектор, реквизиты).
-Практические методы: проблемно-диалогический, рефлексивный, игровой.
Организация пространственно-предметной среды:
• кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в качестве традиционного учебного
класса, так и в качестве игровой аудитории;
• ковровое покрытие;
• свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.
Условия обеспечения занятия: информационно-методическое обеспечение и
раздаточные материалы.
Инструменты и материалы: листы бумаги формата А4 на каждого участника, по 6
листов бумаги формата блокнотного листа, карандаши цветные и простые, фломастеры,
игрушка, поделка из бумаги, листы с цитатами (Приложение №1), притча «Жизненные ценности».
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Время проведения: 50-60 мин.
Возрастная категория: подростки и обучающиеся старшего школьного возраста.
Структура тренинга
Этап
занятия Время Задачи
Методы Упражнения,
психотехники Вопросы
для обсуждения
Организационная часть
Ритуал приветствия 3-5 минут Введение в атмосферу тренинга. Игровой Упражнение
«Рукопожатие»
Разминка 5-7 минут Создание в группе благоприятного эмоционального фона Игровой Упражнение
«Имя - характер»
Экспресс-диагностика
5-7
минут Оценка эмоционального состояния участников тренинга и их готовность к сотрудничеству. Экспресс-диагностика
В метафоре Методика «Берёзка весной» Основная часть
Раскрытие основной темы
занятия.
15-20 минут Формирование умения различать истинные и мнимые ценности. Словесный,
проблемно-диалогический Беседа -Что такое «Цена»?
-Что является ценностью?
-Всё ли имеет цену?
Создание условий для формирования понятия, что ценность предмета не всегда зависит от цены. Моделирование ситуации Работа в парах.
Упражнение «Твои жизненные ценности» Развитие навыков социализации, позволяющих эффективно адаптироваться к обстоятельствам в соответствии с нравственными ценностями. Метод концентрации присутствия Упражнение «Выбор ценностей» Почему человеку для того чтобы переоценить ситуацию необходимо что-то потерять?
Воспитание необходимости
задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках,
расширить пределы своего понимания и взглянуть на свой опыт с более гибкой позиции. Словесный,
рефлексивный Притча «Жизненные ценности» Заключительная часть
Эмоциональное отреагирование,
осмысление 5-10 минут. Способствовать развитию умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя и других людей, приобретая умение глубокого самоанализа. Упражнение «Разговор по кругу»
Метод групповой рефлексии и построения диспозиций.
-Изменился ли порядок ваших ценностей?
Произошло ли переосмысление, переоценка?
Рефлексия 5 минут Выявление отношения к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе. Методика
«Незаконченные предложения»
Метод субъективной рефлексии. - сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-урок дал мне для жизни…
-мне захотелось…
Ход тренинга
Ритуал приветствия.
Упражнение «Рукопожатие».
Цель. Введение в атмосферу тренинга.
Инструкция.
Придумайте приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно интересным, чтобы мы хотели пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече (если участники тренинга не могут определиться с одним вариантом рукопожатия, то можно использовать и другие на следующих занятиях).
Разминка.
Упражнение «Имя - характер».
Цель. Создание в группе благоприятного эмоционального фона.
Инструкция.
Назвать свое имя и подобрать по любой из букв имени присущую положительную черту характера.
Экспресс-диагностика в метафоре «Берёзка весной» (Приложение№2).
Цель. Оценка эмоционального состояния участников тренинга и их готовность к сотрудничеству.
Инструкция.
Весна. Расцветает вся природа, и наша берёзка-красавица тоже обретает свой зелёный наряд. Если вы согласны с моим утверждением, то нарисуйте листочки на берёзке, если вы не согласны-не рисуйте.
Раскрытие основной темы занятия.
Ведущий предлагает ответить на вопросы:
-Что такое «Цена»?
-Что является ценностью?
-Всё ли имеет цену?
Ведущий раскрывает содержание предложенных понятий.
Ценность - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта.
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Участникам тренинга предлагается рассказать о том, есть ли у них ценности.
Ведущий показывает старую игрушку и предлагает обсудить её цену. Обсуждение ведётся по кругу, передавая игрушку. Участники считают, что цена этой игрушки невысока. После этого ведущий рассказывает, что эта игрушка была подарена родителями ребёнку, когда ему исполнилось один год. Но сейчас, когда он взрослый человек, а его родители уже немолодые люди, он бережно хранит этот подарок и для него это большая ценность, которую невозможно назвать цену.
Работа в парах.
Один участник тренинга просит другого продать ему какой-нибудь предмет: рисунок, нарисованный детскими руками, салфетку, вышитую бабушкой, старую ёлочную игрушку, медвежонка с оторванным ухом и т.д.
Участники приходят к выводу: ценность предмета не всегда зависит от цены, не все вещи продаются, некоторые бесценны для их владельцев.
Ведущий объясняет, что кроме материальных, есть ценности духовные: истина, добро, польза, справедливость, свобода, красота, любовь. Эти ценности служат идеалом для всех людей.
Ведущий предлагает обменяться вещами двух человек. Что вы получили? Другую вещь в обмен, у вас опять по одной вещи. Товар меняется на деньги, вещь на вещь. Теперь двое участников меняются мудрыми мыслями. Укаждого стало по две мудрые мысли, вы стали богаче духовно. Таким образом, духовные ценности при обмене умножаются.
Каждый участник получает по шесть листов. Ведущий предлагает написать каждому по шесть ценностей (духовных или материальных), которые наиболее значимы для каждого участника.
Ведущий говорит, что случилось стихийное бедствие и чтобы справиться с бедой, необходимо лишиться одной ценности (дети сминают и бросают бумажку на пол). Далее происходит ещё одно событие, справиться с которым, можно лишь лишившись ещё одной ценности (дети делают тоже с другим листом). Потом исчезает следующая ценность и так до конца. Вы остались одни, лишившись всего самого дорогого для вас.
Опишите ваши ощущения
Но жизнь изменилась в лучшую сторону и вам разрешается выбрать одну из потерянных ценностей, взяв с пола один лист. Что вы возьмёте? Потом второй и так до конца.
Ведущий рассказывает притчу «Жизненные ценности». (Приложение№3).
Обратная связь
Упражнение «Разговор по кругу»
Участники отвечают на вопросы:
-Изменился ли порядок ваших ценностей?
Произошло ли переосмысление, переоценка?
Рефлексия

«Незаконченные предложения»
- сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-урок дал мне для жизни…
-мне захотелось…
Список используемых источников
1. Асмолов, А.Г., Братусь, Б.С., Зейгарник, Б.В., Петровский, В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. - 2004. № 4. - С. 35-37.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович - М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 212 с.
Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
3. Вачков И.В. 12 Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007.
4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 320 с.
5.Экспресс-диагностика в метафоре./В.Иванова//Школьный психолог.-2007.№8.-с.29-30.
Интернет ресурсы
1.Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5159.
2.Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/
3. Ценностно- смысловые ориентации молодежи [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/56634789.html
4. Ценности и ценностные представления. Мир психологии. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://hpsy.ru/script/golink.php?id=4246
Приложения
Приложение № 1
У всего и всех существует своя цена,
Не всегда она измеряется только деньгами!
Тебе может не хватить миллионов,
в то время как достаточно будет
лишь одного человеческого поступка. Ника Гардо В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных
ценностей. Энн Ландерс Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности
возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.
Альберт Эйнштейн
Самые ценные украшения – украшения для души. Сергей Федин
Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и
какими средствами он этого добился. Альберт Эйнштейн
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. Томас Фуллер
Единственная ценность человека лежит в его способности сделать мир немного лучше.
Юджин Лэнг
Самое ценное в жизни - это желание и умение творить полезное. Георгий Александров
Приложение № 2
Экспресс-диагностика в метафоре «Берёзка весной».
Цель. Оценка эмоционального состояния участников тренинга и их готовность к сотрудничеству.
Инструкция.
Весна. Расцветает вся природа, и наша берёзка-красавица тоже обретает свой зелёный наряд. Если вы согласны с моим утверждением, то нарисуйте листочки на берёзке, если вы не согласны-не рисуйте.
Интерпретация.
Образ имеет положительный смысл, если дети рисуют один или несколько листочков, пышную крону. Это говорит о позитивном эмоциональном состоянии, желании работать. Если ребёнок даже не приступает к работе (не хочет рисовать, отодвигает листок). Это показатель негативного состояния ребёнка в данный момент. Его неготовность к взаимодействию. На таких детей необходимо обращать особое внимание в процессе работы.
Приложение№3
Притча «Жизненные ценности».
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили  факт - полон.
И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
Теперь, —  обратился мудрец к ученикам, —  я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
Также и в жизни —  если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.
Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи —   находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное —  лишь песок.