Статья по английскому языку для 5-9 классов «Использование элементов инновационных технологий на уроках английского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.”


Л.В.Михайлова,
СШКНВ № 17


В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального понятия, так как компетентность: во – первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
во – вторых, в понятие компетенции заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в – третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных и близкородственных умений и знаний, релевантных относительно широкой сфере культуры и деятельности.
Термин компетенции (competence) был впервые введен Н.Хомским применительно к лингвистике и обозначал знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения (performance). Постепенно в зарубежной, а затем и в отечественной методике в противовес к лингвистической компетенции Н. Хомского появился методический термин «коммуникативная компетенция» (communicative competence), под которой стали понимать способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватно аутентичной ситуации общения.
Коммуникативная компетентность предполагает владение различными речевыми функциями, то есть сформированное умение выражать ту или иную коммуникативную интенцию: просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т.д. Мир становится более сложным и демократические процессы все больше распространяются по всему миру,и становится очевидным тот факт, что молодые люди более, чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативное мнение и принимать правильные решения. Также очевидно, что способность мыслить критически надо развивать и содействовать им в процессе обучения.
Главная цель обучения английским языком- сформировать коммуникативную компетенцию, т.е. способность и готовность осуществлять иноязычное общение на межкультурном уровне на основе четырех видов речевой деятельности в рамках требований школьной программы.
В своей работе я использую элементы различных стратегий критического мышления: “Mind-Map”(карта памяти), “Cluster-Method” (гвоздь), синквейн, метод “Знаем-хотим узнать -узнали”, “Ажурная пила” (Jigsaw), “Insert”, прием-таблица “Кто? Что? Когда? Где? Почему?”, “5-W”- Method; “Diamond”, Эвристический метод.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти)-является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”:
- При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При повторении в начале урока;
- При введении в тему;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При контроле.
Cluster-Method (гроздь)-служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
- Ключевое слово;
- Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
- Возможности использования
- Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
- Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
Синквейн-это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн это стихотворение, состоящее из пяти строк.Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Ажурная пила (Jigsaw)
Возможности использования:
- При работе с текстом;
- При изучении грамматики.
- Как это делать при работе с текстом
- Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
- Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
- Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
- Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
- По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
- Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Teacher: Imagine yourself that you are Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Использование какой-то одной стратегии в чистом виде на одном уроке довольно затруднительно в силу того, что высказывать свое мнение и отношение, а также отстаивать свою точку зрения ученик должен на английском языке, а для этого у него недостаточно коммуникативной компетенции- недостаточный словарный запас, незнание некоторых грамматических структур. Поэтому эффективнее использовать элементы нескольких стратегий на одном уроке. И, хотя это требует от учителя огромной подготовки и наличия педагогичекого мастерства, - это вполне реализуемо на некоторых этапах различных видов урока.
Мы рассмотрим такое использование на примере обобщающего урока по теме “Food And Drink” в 6 классе. Самый первый этап урока – “Мозговой штурм” – позаимствован из стратегии критического мышления “INSERT” для пробуждения интереса. Детям было предложено назвать любое слово по теме “Еда и питье”: здесь важным моментом является то, что ответить может и должен каждый, т.к. даже самый слабый ученик в классе способен назвать по-английски хотя бы фрукт или овощ. После того как дети назвали все слова, относящиеся к данной теме мы задаем вопрос «Is there any difference between bread and carrot; meat and sweet; Сопоставив их характеристики, дети приходят к выводу, что одни виды продуктов можно сосчитать поштучно, а другие нет. Значит, одни из них – исчисляемые, а другие – неисчисляемые.
Теперь мы подводим их к ещё одному элементу стратегии развития критического мышления – коллективному обучению – игре. Дети делятся на две команды, и им предлагается вспомнить названия продуктов, и назвать исчисляемое это существительное или нет. Для игры мне потребовался ящик, накрытый платком и две корзинки. На одной корзинке написано «Countable», на другой - «Uncountable».Внутри ящика лежали игрушечные фрукты, овощи.
- Children! Let’s play the game. I divide you to 2 teams: the first row is one and the second is another. In front of you there is a box with toys. You must take 1 toy? Show it to class and name it/ Then you must put it into the “C” – basket, or “U” – basket. If you name the toy right and put it to right basket you get 2 scores. Which team will get more scores?
Затем на каждую парту раздаю напечатанное упражнение, в котором нужно поставить неопределенные местоимения Some или Any. Это парная работа. Дети, расставляя слова, советуются с соседом по парте. Затем мы проверяем это задание следующим образом: после каждого прочитанного предложения дети ставят рядом с предложением буквы Т или F (True / False) и считают количество правильных ответов.
И еще один элемент инновации можно использовать на этом уроке. Я использовала ролевую игру « Повар с поварежкой». Заранее был подготовлен костюм, который легко и быстро надевается: поварской колпак и фартук. К доске вышла одна ученица и предложила записать её собственный рецепт яблочного пирога, демонстрируя при этом его ингредиенты и описывая процесс работы.
- p1- Let’s make an apple pie!
For it we need:
2 eggs
1 glass of flour
1 glass of sour cream
1 glass of sugar
4 green apples
1 tea spoon of soda.
We cut apples and put them into the bowl. In another bowl we mix flour, sour cream, eggs and soda. Then pour into the bowl with apples. Apple pie is baked 40 minutes. Дети записывают рецепт в тетрадь.
И в конце урока дети, на приготовленных заранее листочках, «изображают» вывод урока (reflection). Это могут быть рисунки- коллажи.
Таким образом, учитель с помощью детей сделает анализ и сможет ответить на вопрос: «Достиг ли урок цели?», и что получилось наиболее успешно, а над чем нужно еще поработать.



Список использованной литературы:

1. Шубинский В.С. Инновационные аспекты в сфере педагогического знания – М. Высш.шк. 1991.
2. Н.В.Богатенкова. Технология развития критического мышления.// Пособие для учителей – СПбГУПМ-2001 г.
3. Английский язык:компетентностный подход в преподавании./ авт.-сост. А.Г.Штарина- Волгоград: Учитель,2008.