Рабочая программа по литературе по профессии Повар, кондитер

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01«Русский язык и литература. Литература»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
естественно-научного профиля
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с получением среднего общего образования




























2017


1


УТВЕРЖДАЮ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана

зам. зав. по УМР
в соответствии
с требованиями
Федерального

ГАПОУ СО «БТА»
государственного
образовательного
стандарта

_______________/Шалакова О.В./
среднего (полного) общего образования. Приказ

« » 201 г.
Министерства образования и науки РФ от 17 мая

_______________//
2012 г.
N 413"Об
утверждении
федерального

«_____» ________________201__ г.
государственного
образовательного
стандарта

_______________/____________________/
среднего общего образования" с изменениями и

«_____» ________________201__ г.
дополнениями от:29 декабря 2014 г.На основании

_______________/____________________/
примерной
программы
общеобразовательной

«_____» ________________201__ г.
дисциплины

«Русский

язык
и

_______________/____________________/
литература.Литература»
для
профессиональных

«_____» ________________201__ г.
образовательных
организаций,
рекомендованной



ФГАУ
«ФИРО» для
реализации
основной



профессиональной образовательной программы СПО



на базе основного общего образования с получением



среднего общего образования (протокол № 3 от



21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385



от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО)




ОДОБРЕНО на заседании


методической комиссии общеобразовательных







дисциплин


.



Протокол №
« » 2017 г.






Председатель комиссии /_______/ /


Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.


Председатель комиссии/______/____________/


Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.


Председатель комиссии /_______/____________/


Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.


Председатель комиссии /_______/____________/


Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.









Председатель комиссии /_______/____________/









Составитель(и)
Шалакова О.В. преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «БТА»

(автор):
высшей квалификационной категории













Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


2

СОДЕРЖАНИЕ







стр.

1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4


ДИСЦИПЛИНЫ




2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
7


ДИСЦИПЛИНЫ




3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
21

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
25


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК



















































3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Русский язык и литература. Литература»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык и литература.Литература» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественнонаучного профиля- программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Русский язык и литература.Литература» является базовой общеобразовательной учебной дисциплиной (общие), из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры

читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

4
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-культурных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

-личностных:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию ,на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -эстетическое отношение к миру; -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации(словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
-метапредметных:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности; -владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-предметных:

-сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; -сформированность навыков различных видов анализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -владение, умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

5
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; -знание содержания произведений русской, родной и мировой классической

литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-

родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении ,в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; -сформированность, представлений о системе стилей языка художественной литературы.




1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 256часов; в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов; -самостоятельной работы обучающегося- 57 часов.





































6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171

в том числе:


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
85

в том числе:внеаудиторная самостоятельная работа


подготовка сообщений и докладов;


завершение и оформление отчётов по работам


подготовка и выполнение текстов






Итоговый контроль по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета














































7

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Литература» - 171 час.
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
Объем часов
Уровень

разделов и тем
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)


освоения

1
2


4


Русская






литература 19






века.






Тема 1.1.
Содержание учебного материала

2



Развитие русой
Введение.


2


литературы и
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.




культуры в
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской





первой
литературы...

14



половине 19 в.







1 Русская литература первой половины XIX века.






Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й
половины





XIX века. Самобытность русского романтизма.





А Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник».
Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану» («И путник усталый на бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.
Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина.
Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.
Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции поэмы.
Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Лирика.
Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.
Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана»), «Мой Демон», «Нет, я не Байрон, я другой».
Поэтический мир Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие
– сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Поэт и общество.

Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». «Портрет».Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

8



Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе.










Самостоятельная работа обучающихся:




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Реферат на тему: «Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения».




2.Письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова (по выбору).




3.Домашнее сочинение на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».




4.Письменная характеристика образа города в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя















Тема 1.2
Содержание учебного материала
58


Особенности
1
Русская литература второй половины XIX века.

2

развития

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе..



русской

Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные



литературы

поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика



второй






2
А.Н.Островский. Драма «Гроза».



половины 19 в.

Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии Островского.





Драма «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в





судьбе героев драмы. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической





личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и





свободы в драме.





Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго плана в пьесе. Символика грозы.





Н.А,Добролюбов, Д.И.Писарев, А.П.Григорьев о драме «Гроза».





А.Н.Островский – создатель русского театра XIX века.




3
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».





Сведения из биографии.





Роман «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр





романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение





автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская – Агафья





Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.





Роман «Обломов» в оценке русских критиков (Н.А,Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского).




4
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».





Сведения из биографии.





Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности





композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и





Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ





Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Авторская позиция в романе.





Полемика вокруг романа (Д.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).




5
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор).





Роман «Что делать?». Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и





композиции. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма».





Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная





утопия. Смысл финала романа.




6
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».




9

. Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города».
Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы:«Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мормоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение»).

Тематика и проблематика произведения. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Сведения из биографии.
Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Жизненный и творческий путь. Духовные икания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души» Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма» в романе. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Л.Толстой и культура ХХ века.
А.П.Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад».
Сведения из биографии.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Своеобразие чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии.

1 Ф.И.Тютчев. Лирика.
12

Сведения из биографии.


Стихотворения: “Silentium”, «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «О, как



10

Тема 1.3

Поэзия второй половины 19 в.

убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать», «К.Б.» («Я встретил Вас – и все былое»), «День и ночь», «Эти бедные селенья» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика Тютчева, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А.Фет. Лирика.
Сведения из биографии.

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую», «Это утро, радость эта», «На заре ты ее не буди», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А.Фета.

А.К.Толстой. Лирика.
Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «Колокольчики мои». Основные темы, мотивы и образы лирики А.К.Толстого. Любовная лирика. Восприятие чувства как стихии. Символика стихотворений. Музыкальность его поэзии. Влияние фольклора и романтической традиции на его творчество.

Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Вчерашний день, часу в шестом», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «ОМуза, я у двери гроба», «Я не люблю иронии твоей»», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие некрасовского лирического героя. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия лирики Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Тема поэта и поэзии. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.









11


Самостоятельная работа обучающихся
20



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Домашнее сочинение на одну из тем (по выбору):




«Трагедия Катерины Кабановой» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); «Споры «отцов» и «детей» в романе




И.С.Тургенева «Отцы и дети»; «Один день Обломова» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»), «Родная природа в




лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова».




2.Исследование образов градоначальников (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».




3.Характеристика черт личности Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).




4.Письменный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова (по выбору).




5.Домашнее сочинение на одну из тем (по выбору):




«Теория Раскольникова и ее крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; «Духовные искания




Андрея Болконского и Пьера Безухова» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»); «Прошлое, настоящее и будущее в




пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»; «Что погубило доктора Старцева» (рассказ А.П.Чехова «Ионыч».



Раздел 2.
Содержание учебного материала








Литература XX

Введение

2

века

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и ХХ веков и его отражение в





литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Традиции





русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы





начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы ХХ века. Многообразие литературных течений





(символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных





лет.





Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы (Д.Мережковский «О причинах упадка и





дальнейших путях развития русской литературы», В.Ленин «Партийная организация и партийная литература»,



Тема 2.1

В.Брюсов «Свобода слова», А.Блок «Интеллигенция и литература»).
16



1
И.А.Бунин. Лирика. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».



Особенности

Сведения из биографии



развития

Стихотворения: «Родник», «Листопад», «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Ковыль».



литературы и

Проза Бунина. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».



других видов

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Осуждение



искусства в

бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и



начале 20 века.

поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И.А.Бунина.




2
А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».





Сведения из биографии.





Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема





неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве





А.И.Куприна.











Самостоятельная работа обучающихся:
6



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Сообщение в жанре повествования на тему: «Жизнь, личность, творчество И.А.Бунина (А.И.Куприна)» по выбору.




Рецензия на прочитанный рассказ И.А.Бунина или А.И.Куприна.
















1
Серебряный век русской поэзии.

2


12



Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала ХХ в. Константин Бальмонт, Валерий





Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь





Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества.





Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве





символистов, акмеистов, футуристов.





Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма:





символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений (И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева).




2
Символизм, Акмеизм ,Футуризм , Новокрестьянская поэзия.





Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских





символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения





значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея





«творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и





«младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок).




3
М.Горький. Ранние рассказы. Пьеса «На дне».





Сведения из биографии.





Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в





романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация





гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.





Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении





человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.





Горький-романист.




4
А.А.Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать».





Сведения из биографии.





Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной





дороге», «Река раскинулась. Течет».





Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема





родины, тревога за судьбу России.





Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее





герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.,





Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.





Самостоятельная работа обучающихся:
10



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Доклад на тему: «Модернизм в русской литературе».




2.Письменный анализ стихотворения поэтов «серебряного века» (по выбору).




3.Домашнее сочинение на одну из тем (по выбору): «Спор о правде и назначении человека в пьесе М.Горького «На




дне»; «Тема России в лирике А.Блока».



Тема 2.2
Содержание учебного материала.
10


Особенности






1
Литература 20-х годов (обзор).

2

развития

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные



литературы

группировки и журналы. Политика партии в области литературы.



20-х голов.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый,





М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий,





М.Светлов и др.)





Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли, человека, живущего на ней, в творчестве





С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, П.Васильева.




13

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников, А.Крученых, поэты-
обэриуты).
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Конармия» И.Бабеля, «Голый год» Б.Пильняка и др.).

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д.Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Аэлита» А.Толстого).
Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К.Федина, «Хождение по мукам» А.Толстого, «В тупике» В.Вересаева, поэма «1905 год» Б.Пастернака).

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М.Зощенко, И.Ильфа и Е Петрова, М.Булгакова, А.Аверченко и др.).

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е.Замятина, «Чевенгур» А.Платонова).
Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М.Булгакова, «Несвоевременные мысли М.Горького, «Письма Луначарскому» В.Короленко, «Окаянные дни» И.Бунина и др.).
В.В.Маяковский. Лирика.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.

С.А.Есенин. Лирика.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить.не мять в кустах багряных», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом», «Неуютная, жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ».

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

А.А.Фадеев. Роман «Разгром»
Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтинка. Полемика вокруг романа.









14


Самостоятельная работа обучающихся
8



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Сообщение на тему: «Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы».




2..Письменный анализ стихотворения В.В.Маяковского,С.А.Есенина ( по выбору).




3.Домашнее сочинение на одну из тем (по выбору):»Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского и С.А.Есенина»,




«Поэтическое новаторство Маяковского-футуриста».









Тема 2.3
Содержание учебного материала
24


Особенности
1
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

2

развития

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму 30-х годов (в культуре, искусстве и



литературы

литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый



1930-начало

съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод.



1940-х годов.

Противоречия в его развитии и воплощении.





Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве





Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, В.Вишневского, Н.Погодина,





Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова и др..





Интеллигенция и революция в романах М.Булгакова, А.Толстого.





Развитие жанра антиутопии в творчестве Е.Замятина, М.Булгакова.





Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.





Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).





Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А.Ахматова, Б.Пастернак,





О.Мандельштам, Н.Заболоцкий и др.




2
М.И.Цветаева. Лирика.





Сведения из биографии.





Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто





создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно». «Плач матери по новобранцу».





Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный





монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля





поэтессы.




3
О.Э.Мандельштам. Лирика.





Сведения из биографии.





Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер, Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков»,





«Я вернулся в мой город, знакомый до слез».





Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в





поэзии. Теория поэтического слова О.Мандельштама.










4
А.Н.Толстой.




5
И.Э.Бабель. «Конармия».





Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение





событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного





и безобразного в рассказах Бабеля.




6
М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».





Сведения из биографии.





Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские




15



главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его





окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской





литературы (творчество Н.Гоголя) в творчестве Булгакова. Своеобразие писательской манеры.




7
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый».





Сведения из биографии. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр первый»- художественная





история России 18 века. Образ Петра. Проблемы личности и её роль в судьбе страны. Народ в романе.





Художественное своеобразие романа.




8
М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор).





Сведения из биографии.





«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие





жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического





анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный





момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость





повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М.Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.











Самостоятельная работа обучающихся:
10



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:









1.Доклад на тему: «Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А.Ахматовой, О.Мандельштама».




2.Сообщение в жанре повествования на тему: «Судьба и творчество М.И.Цветаевой».




3.Письменный анализ эпизода: «Григорий Мелехов убивает австрийца» М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Встреча Ивана




Бездомного с Мастером (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») – (по выбору).




4.Письменный анализ стихотворения М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама, Э.Багрицкого, М.Светлова, Н.Тихонова




(по выбору).




Самостоятельная работа обучающихся:
4



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




1.Письменный анализ образа главной героини романа В.В.Набокова «Машенька».




2.Письменный анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого (по выбору).



Тема 2.4
Содержание учебного материала
6


Особенности






1
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (обзор).

2

развития

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка



литературы

Д.Шостаковича и песни военных лет (В.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И Дунаевский и др.). Кинематограф



периода

героической эпохи.



Великой

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Берггольц, К.Симонов, ,А.Твардовский, А.Сурков,



Отечественной

М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.



войны и

Публицистика военных лет: М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой и др.



первых

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова,



послевоенных

К.Паустовского, М.Шолохова и др.



лет

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука





и др.





Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного





подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека,





В.Ажаева и др.




2
А.А.Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».





Жизненный и творческий путь.





Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной




16



вуалью», «Не с теми я , кто бросил землю», «Родная земля», «Мне голос был», «Мужество», «Клятва».





Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и





тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.






Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к





родной земле, к Родине, к России. Пушкинские мотивы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и





гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства и творчества поэтессы.





Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и





поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.





3
Б.Л.Пастернак. Лирика.






Сведения из биографии.






Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым





некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь».






Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии





Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие





художественной формы стихотворений.






Самостоятельная работа обучающихся:

10



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:





1.Доклад на тему: «Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны».





2.Письменный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, А.Т.Твардовского (по выбору).




3.Домашнее сочинение одну из тем (по выбору): «Патриотическая тема в творчестве А.А.Ахматовой», «Я знаю,




никакой моей вины» (военная тема в творчестве А.Т.Твардовского), «Взаимоотношения человека и природы в




поэзии Б.Л.Пастернака».




Тема 2.5
Содержание учебного материала

18


Особенности
1
Литература 50-80-х годов (обзор).


2

развития

Смерть Сталина. ХХ съезд партии. Изменения в в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в



литературы

литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.



1950-1980-х гг.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана





Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым» и др.






Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины»,





В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения





человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр»





и др.






Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.





«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений





В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова и др.






«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека,





связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф.Абрамова, С.Белова. С.Залыгина, П.Проскурина,





Б.Можаева, В.Шукшина и др.






Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина «Пять вечеров», А.Арбузова «Иркутская история»,





В.Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А.Вампилова «»Прошлым летом в Чулимске». «Старший сын»,





«Утиная охота» и др.






Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти:





«Прощание с Матерой» В Распутина, «Буранный полустанок» Ч.Айтматова, «Сон в начале тумана» и др.





Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях





человека и власти в произведениях Б.Окуджавы, Н.Эйдельмана, В.Пикуля, А.Жигулина,
О.Михайлова и др.




17

Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов.

Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
Многонациональность советской литературы.
В.В Быков «Сотников».
Человек на войне. Подвиг и предательство. Тема выбора.
В.Распутин «Прощание с Матерой».
Проблема выбора. Экологические катастрофы. Тема ответственности за сохранение жизни на Земле.
Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Н.Старшинова. Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова. И.Бродского, Р.Гамзатова и др.
Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.
Н.М.Рубцов. Лирика.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Видения на холме», «Русский огонек», «Березы», «Тихая моя родина».
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Расул Гамзатов. Лирика.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало» и др. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
Б.Окуджава. Стихотворения
Художественное средство создание образа, своеобразие лирического героя. Тема войны,образы Москвы и Арбата в поэзии Окуджавы.

А.Вознесенский. Стихотворения.
Художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений Вознесенского.
Драматургия 1950-1980-х годов
Особенности драматургии 1950-1960 годов. Жанры и жанровые разновидности. Интерес к молодому современнику. Проблема долга и совести. Драматургия В. Розова А.Арбузова А.Вампилова.

А.Т.Твардовский. Лирика.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины», «В тот день, когда окончилась война», «Ты, дурра, смерть, грозишься людям».
Тема памяти в лирике А.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
Сведения из биографии.
«Один день Ивана Денисовича.Осмысление трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Особенности сюжета. Композиция рассказа. Образ главного героя. Новаторство писателя в создании образа главного героя. Особенности повествовательной манеры писателя.

18


11
А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота».





Сведения из биографии.





Пьеса «Утиная охота». Нравственная проблематика пьесы. Художественное исследование опустошенной души.




Самостоятельная работа обучающихся:
12



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:









1.Реферат на тему: «Авторская песня».




2.Рецензия на одну из прочитанных пьес А.В.Вампилова (по выбору).




3.Письменное сообщение на тему: «Многообразие народных характеров в творчестве В.М.Шукшина».




4.Письменный анализ стихотворения Н.М.Рубцова, Р.Г.Гамзатова, Н.Е.Палькина (по выбору).



Тема 2.6
Содержание учебной дисциплины
2


Русское
1
Зарубежная литература (обзор).

2

литературное

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х



зарубежье 1920-

годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова. Вторая волна эмиграции. Творчества Б.Ширяева ,



1990-х гг.(три

И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского,



волны

Г. Владимова.



эмиграции)






2
В.В.Набоков. Роман «Машенька».





Сведения из биографии.





Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания





эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.









Тема 2.7
Содержание учебной дисциплины
10







Особенность
1
Общественно-культурная ситуация в России конца 20-начало 21 века. Смешение разных и делологических и

2

развития

эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и



литературы

«возвращенная» литература. Произведения А.Солженицина, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича.



конца 1980-

Отражения постмодернисткого мироощущения современной литературе.Основные направления развития



2000-х гг.

современной литературы. Проза А.Солженицина, В.Распутина, Ф. Искандера, В.Маканина , В.Астафьева , Т.





Толстой и др.





Развитие разных традиций в поэзий Б.Ахмадулиной, А. Вознесенского, Т.Кибирова и др. Развитие рок-поэзии.





Драматургия постперестроечного времени.




2
В. Маканин. «Где сходило небо с холмами»





Т.Кибиров. Стихотворение .










3
«Возвращенная» литература.










4
Постмодернизм в современной литературе.





Неореализм Т.Толстой. «Другой» реализм Л.Петрушевской











Самостоятельная работа обучающихся:
2



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:




Рецензия на прочитанное произведение из литературы последних лет, из зарубежной литературы, из произведений




для бесед по современной литературе.




19

Дифференцированный зачёт

Всего: 171/256










































20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРУССКИЙ ЯЗЫК И

ЛИТЕРАТУРА.ЛИТЕРАТУРА

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы дисциплины «Русский язык и литература. Литература» имеется учебный кабинет «Русский язык и литература»
Оборудование кабинета:

Телевизор «Витязь»

DVD-плейер
Персональный компьютер

Комплект мебели.

Офисный стол для преподавателя Стол ученический Стул ученический Учебная стенка

Технические средства обучения:
Видеокассеты с обучающими программами

Компьютерные диски с обучающими программами по русскому языку

Плакатно-печатные средства:
Плакаты, таблицы

Персональный компьютер имеет следующее программное обеспечение

Операционная система Windows XP

Комплект прикладных программ, входящих в пакет MSOffice
Программы утилиты (программа-упаковщик WINRAR, служебные программы и пр.)






































21




3.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.ЛИТЕРАТУРА

Перечень учебных изданий
Основные источники для студентов:

Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).11 класс. М., 2014.

Архангельский А. Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).10 класс. М., 2014.
Белокурова С. П., Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература.

Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература(базовый уровень).10 класс: в 2 ч. М., 2014.
Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).11 класс: в 2 ч. М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 2014.

Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс:в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 2014.
Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Русский язык и литература. Литература(базовый и углубленный уровни). 1011 класс / под ред. Б. А. Ланина М., 2014.

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс:в 2

М., 2014.
Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. М., 2014.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2015.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2014.

Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2
М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2

М., 2014.


Основные источники для преподавателя:
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

22
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Белокурова С. П., Сухих И. Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе(базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих.
М., 2014.

Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М., 2010.

Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы /авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. М., 2011.

Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. М., 2012.
Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2014.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. М., 2009.

Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. М., 2014.

Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. Киров, 2011.

Современная русская литература конца ХХ начала ХХI века. М., 2011.

Черняк М. А. Современная русская литература. М., 2010.

Интернет- ресурсы для студентов:

www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка информационно-справочнаясистема, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей«Я иду на урок русского языка».

www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru) www. metodiki. ru (Методики).

www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сетьтворческихучителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель учителю» издательства «Просвещение»).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебникграмоты). www. gramota. ru (Справочная служба).

www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

Интернет-ресурсы

www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в

23
овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]( универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).




































































24
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (самостоятельные и практические работы), информационные технологии

(компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики), технология ситуационного обучения (кейс-метод). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по практическим занятиям.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена.
















































25
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.ЛИТЕРАТУРА

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,устного и письменного опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки


(предметные результаты)

результатов обучения



1





2



В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать


предметные результаты освоения учебной дисциплины "Русский язык и литература.


Литература":









-сформированность устойчивого интереса к

Текущий контроль:





анализ вариантов употребления слов в

чтению как средству познания других

современном
языке;
работа
с

культур, уважительного отношения к ним;

нормативными словами; редактирование;







тестирование;










Промежуточная аттестация: дифзачёт


-сформированность навыков различных видов
Текущий контроль:



анализа и самооценки на основе наблюдений
комплексный анализ текста; тестирование;

за собственной речью;




Промежуточная аттестация: дифзачёт


-владение
навыками
самоанализа
и
Текущий контроль:







комплексный анализ текста; диктанты


самооценки
на основе
наблюдений
за
разных видов: словарные, объяснительные,

собственной речью;











выборочные; комментированное письмо;

















работа по составлению планов, тезисов,








рефератов, аннотаций, рецензий и т.п.;








тестирование;










Промежуточная аттестация: дифзачёт


-владение, умением анализировать текст с
Текущий контроль:




комплексный анализ текста;



точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
комментированное письмо;



основной и второстепенной информации;

Промежуточная аттестация: дифзачёт


-владение умением представлять тексты в
Текущий контроль:



видетезисов,конспектов,аннотаций,
лингвистический анализ стихотворения


рефератов, сочинений различных жанров;

или отрывка из художественного текста;

















определение стилистической









принадлежности текста; создание текстов








разных жанров и стилей.









Промежуточная аттестация: дифзачёт


-знание содержания произведений русской,
Текущий контроль:



родной и мировой классической литературы,
устные высказывания; участие в диалоге;

их историко-культурного и нравственно-
изложениястворческимзаданием;

ценностного
влияния
на
формирование
подробное и сжатое изложение;


национальной и мировой культуры;

Промежуточная аттестация: дифзачёт


-сформированность
умений
учитывать
Текущий контроль:






лингвистический анализ стихотворения


исторический, историко-культурный контекст




или отрывка из художественного текста;


и контекст
творчества
писателя
в процессе







определение стилистической



анализа художественного произведения;







принадлежности текста; создание текстов












26



разных жанров и стилей.






Промежуточная аттестация: дифзачёт




Текущий контроль:



-способность выявлять в художественных
лингвистический анализ стихотворения

текстах образы, темы и проблемы и выражать
или отрывка из художественного текста;

свое отношение к ним в развернутых
определение стилистической



аргументированных устных
и письменных
принадлежности текста; создание текстов

высказываниях;

разных жанров и стилей.













Промежуточная аттестация: дифзачёт

-владение навыками анализа художественных
Текущий контроль:




определение стилистической



произведений с учетом их жанрово-родовой
принадлежности текста; создание текстов

специфики;
осознание
художественной
разных жанров и стилей.



картины жизни, созданной
в литературном






Промежуточная аттестация: дифзачёт

произведении ,в единстве эмоционального








личностного восприятия и интеллектуального





понимания;










Текущий
контроль:

устные

-сформированность, представлений о системе
высказывания;
участие
в
диалоге;


изложениястворческимзаданием;

стилей языка художественной литературы.
подробное и сжатое изложение;





Промежуточная аттестация: дифзачёт




Текущий
контроль:

устные




высказывания;
участие
в
диалоге;




изложениястворческимзаданием;




подробное и сжатое изложение;





Промежуточная аттестация: дифзачёт



































27

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.




Результаты



Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и

(личностные и метапредметные)


оценки






Личностные результаты







-сформированность мировозрения, соответствующего
- проявление гражданственности, патриотизма;
Интерпретация результатов

современному

уровню
развития
науки
и
- знание истории своей страны, достижений
наблюдений за деятельностью

общественной практики, основанного на диалоге
отечественных учёных;
обучающегося в процессе

культур, а также различных форм общественного

освоения образовательной

сознания, осознание своего места в поликультурном

программы

мире;

















·сформированностьоснов
саморазвития
и
- проявление активной жизненной позиции;
Интерпретация результатов

самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой




наблюдений за деятельностью

ценностями
и

идеалами
гражданского
общества;
деятельности;









обучающегося в процессе

готовность
и

способность к
самостоятельной,
- сознательное отношение к продолжению образования








освоения образовательной

творческой

и
ответственной
деятельности;









программы.























·толерантное


сознание
и
поведение
в
- демонстрация сформированности мировоззрения,


поликультурном мире,готовность и способность
отвечающего современным реалиям;


вести диалог с другими людьми, достигать в нем

Интерпретация результатов

взаимопонимания,находитьобщиецелии

наблюдений за деятельностью

сотрудничать для их достижения;




обучающегося в процессе










освоения образовательной










программы


















28

- готовность и способность к образованию, в том
-эффективный поиск необходимой информации;


числе самообразованию ,на протяжении всей жизни;
-использование различных источников информации,
Наблюдение за навыками

сознательное
отношение
к
непрерывному
включая электронные;



работы в глобальных,

образованию
как
условию
успешной
- демонстрация способности самостоятельно использовать
корпоративных и локальных

профессиональной и общественной деятельности;
необходимую
информацию
для
выполнения
информационных сетях.





поставленных учебных задач;



Подготовка рефератов,





-
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
докладов, использование





ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
электронных источников.





информационной безопасности.











· эстетическое отношение к миру;

- демонстрация коммуникативных способностей;
Наблюдение за ролью





- умение вести диалог, учитывая позицию других
обучающегося в группе;





участников деятельности;



портфолио





- умение разрешить конфликтную ситуацию




· совершенствование духовно-нравственных качеств
- умение оценивать свою собственную деятельность,
Интерпретация результатов

личности, воспитание чувства любви к

анализировать и делать правильные выводы

наблюдений за деятельностью

многонациональному Отечеству, уважительного






обучающегося в процессе

отношения к русской литературе, культурам других






освоения образовательной

народов;









программы





-использование для решения познавательных и
- демонстрация способности самостоятельно использовать
Наблюдение за навыками

коммуникативных задач различных источников
необходимую
информацию
для
выполнения
работы в глобальных,

информации (словарей,энциклопедий,интернет-







поставленных учебных задач;



корпоративных и локальных

ресурсов и др.) ;













-
соблюдение
техники
безопасности,
гигиены,
информационных сетях.
















ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
Подготовка рефератов,





информационной безопасности.



докладов, использование











электронных источников.

метапредметные результаты


























29

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
- демонстрация способностей к учебно-

структурировать


материал,
исследовательской и проектной деятельности;

подбирать
аргументы
для
подтверждения
- использование различных методов решения

собственной
позиции,
выделять
причинно-
практических задач;

следственные связи в устных и письменных
- использование различных ресурсов для достижения

высказываниях, формулировать выводы;

поставленных целей









·
умение
самостоятельно
организовывать
-- демонстрация способностей к учебно-
Практические занятия

собственную
деятельность,
оценивать
ее,
исследовательской и проектной деятельности;
Семинары

определять сферу своих интересов;


- использование различных средств и методов при
Учебно-практические






реализации своих идей и практических задач
конференции







Конкурсы







Олимпиады








- умение работать с разными источниками
- демонстрация способностей к учебно-
Семинары

информации,
находить
её,
анализировать,
исследовательской и проектной деятельности;
Учебно-практические

использовать в самостоятельной деятельности;
- использование различных средств и методов при
конференции





реализации своих идей и практических задач
Конкурсы






Олимпиады





- владение навыками познавательной, учебно-
-эффективный поиск необходимой информации;
Наблюдение за навыками

исследовательской и проектной деятельности,
-использование различных источников информации,
работы в глобальных,

навыками разрешения проблем;
способность и
включая электронные;
корпоративных и локальных








30

готовность
к самостоятельному поиску методов
- демонстрация
способности
самостоятельно
информационных сетях,

решения
практических
задач,
применению
использовать и критически оценивать необходимую
научных библиотеках

различных
методов
познания;
информациюдля
выполнения
поставленных
различных организаций





учебных задач;



















































31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования для всех специальностей среднего профессионального образования.

Рабочая учебная программа составлена на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.Регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО)

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Количество часов
Количество часов

Раздел
в примерной
в рабочей


программе
программе

Особенности развития литературы и других
12
16

видов искусства в начале 20 века



Особенности развития литературы 1930-начала
26
24

1940-х годов



Особенности развития литературы 1950-1980 х
19
18

годов.



Дифференцированный зачёт

1


Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности студентов по учебной дисциплине, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Также учитывается специфика образовательного учреждения.

Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.


























32
15