Внеаудиторная самостоятельная работа по биологии


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрено
на заседании МК
Председатель методической комиссии
Протокол № 1 от
«_____» ________ 20 г Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________ С.Д.Муранова
«_____» __________201 г. Утверждаю
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
_____________Н.А. Гречин
Приказ №____от
« _____» _______201 г
Методические рекомендации по организации
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
для профессий среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
технического профиля
по дисциплине
ОУДБ 08. Биология

г. Фурманов 2015
Разработчик:
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
Преподаватель И.Ю. Лебедева
Введен в действие с « 01» сентября 2015 года
2. СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист 1
2. Содержание 2
1. Пояснительная записка
3
2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по биологии
4
3. Самостоятельная работа с методическими рекомендациями по выполнению задания ВСР
5-35
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ещё Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
Уважаемые обучающиеся!
Дисциплина УДБ.08 Биология по профессиям: 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка; 08.01.06 Мастер сухого строительства; 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования; 29.01.08 Оператор швейного оборудованияизучается в течение 2 семестров. В процессе обучения учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет. Для получения допуска к зачету Вам необходимо в установленные сроки выполнить все задания по внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР).
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится: 18 часов.
  Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики. План самостоятельной работы предусматривает выполнение работы по выбору, но в течение 2 семестров Вам необходимо выполнить:

пп Вид самостоятельной работы
Количество ВСР за 1 учебный год
1. Реферат 3
2. Презентация 4
3. Решение генетических задач 1
5. Доклад 1
6. Отчет по экскурсии 1
7. Решение экологических задач 1
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
№ п\п Наименование разделов и тем Вид самостоятельной работы
Кол-во часов Результат работы
1 ОУДб.08.01.Введение
Доклад 1 Устная защита
2 ОУДб.08.02. Учение о клетке Реферат или презентация 3 Устная защита
3 ОУДб.08.03. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Реферат или презентация 2 Устная защита
4 ОУДб.08.04. Основы генетики и селекции Решение генетических задач
Реферат или презентация 3 Устная защита
5 УДб.08.05. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение Реферат или презентация 2 Письменная самостоятельная работа.
Устная защита
6 ОУДб.08.06. Происхождение человека Реферат или презентация 2 Письменная самостоятельная работа.
Устная защита.
7 ОУДб.08.07. Основы экологии Решение экологических задач.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).
Реферат или презентация 3 Письменная самостоятельная работа.
Устная защита.
8 ОУДб.08.08.Бионика Реферат или презентация
Экскурсии 2 Письменная самостоятельная работа.
Устная защита.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ВСР.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Тема № ОУДб.08.01. Введение.
Цель работы: формирование понятия взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
Время выполнения: 1час
Задание: подготовьте доклад по теме:
- «Значение и роль биологии в современном научном мире»
Методические рекомендации по подготовке доклада:
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
- написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1.Четкость постановки цели (max 2 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2.Качество доклада (max 2 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3.Четкость выводов, обобщающих доклад (max 2 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4.Качество ответов на вопросы (max 1 балла):
4.1.докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2.не может ответить на большинство вопросов;
4.3.отвечает на большинство вопросов.
5.Умение держаться перед аудиторией (max 1 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 8-7 баллов
«4» - 6-4 баллов
«3» – 3 балла.
Вопросы для самоконтроля:
Что изучает биология?
Какие методы применяются при изучении биологии?
Какое значение имеет биология в современном научном мире?
Рекомендуемая литература:
1. Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ, /Г.И.Лернер. – М.: АСТ; Астрель; Владимир:ВКТ, 2009. – 350, с.
2. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология 10 – 11 класс», М.: Дрофа, 2008.
3. Константинов В.М., Рязанова А.К «Общая биология».Учебное пособие для СПО. М., «Академия», 2006
4. http://fcior.edu.ru
5. http:// school-collection.edu.ru
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема № ОУДб.08.02. Учение о клетке
Цель работы: формирование умения владеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, формирование уверенного пользования биологической терминологией и символикой.
Время выполнения: 3час
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении»
- «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении»
- «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения»
- «Доказательства передвижения органически хи неорганических веществ в растении» - - -- «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»
- «Прокариотические организмы и их роль в биоценозах»
- «Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов)
- «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации»
- «Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток»
- «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий»
- «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»
-«Ядро как центр управления жизнедеятельности клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях»
- «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние»
- «Профилактика вирусных заболеваний»
- «Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах»
- «Доказательства передвижения органически хи неорганических веществ в растении»
- «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью»
- «Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных»
- «Передача наследственной информации в клетке»
- «Значение и роль биосинтеза белка»
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Какие химические вещества входят в состав клетки?
Назовите основные органоиды клетки и их функции?
В чем заключаются особенности пластического и энергетического обмена?
Рекомендуемая литература:
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
2. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
4. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
5. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
6. Интернет-ресурсы:
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
http://school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ru/Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема №ОУДб.08.03. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Цель работы: формирование способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики, вирусных и других заболеваний, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, формирование уверенного пользования биологической терминологией и символикой.
Время выполнения: 2часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование»,
- «Половое размножение и его биологическое значение»,
- «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших»,
- «Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение»,
- «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных»,
- «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных»,
- «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов»,
- «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается биологическое значение мейоза?
2. Назовите сходства и различия в образовании мужских и женских половых клеток.
3. Назовите основные стадии эмбрионального развития.
Рекомендуемая литература:
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
3. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый 4. уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
5. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
6. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/.
http://school-collection.edu.ru/http://fcior.edu.ru/
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема № ОУДб.08.04. Основы генетики и селекции
Цель работы: формирование умениявладеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, уверенного пользования биологической терминологией и символикой.
Время выполнения: 3часа
Задание 1: решите следующие генетические задачи по вариантам:
№ п/п Вариант 1 Вариант 2
1. Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки? У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?
2. У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении? У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?
Методические рекомендации по решению генетических задач:
1. Внимательно прочитай условие генетической задачи. 
2.Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны. 
3.Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая гетерозиготна по рецессивному признаку. 
4. Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей ( по одной паре признаков) в первом поколении происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. 
5. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 9:3:3:1, то исходные особи были гетерозиготными. 
6. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов; при этом расщепление в отношениях 12:3:1. 13:3 –об эпистатическом взаимодействии, а 15:1 –о полимерном взаимодействии. 
7. Помните,что наследуются гены, а не признаки. 
8. Все генетические задачи, какой бы темы они не касались ( моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование и т.д.), сводятся к трем типам: расчетные, на определение генотипа, на определение характера наследования признака.9. Общие требования к оформлению записей условия задачи и ее решения. При решении задач употребляй следующие обозначения:
♀-« зеркало Венеры», обозначают женский пол, используют при записи генотипа матери;
♂- « щит и копье Марса», обозначают мужской пол, используют для записи генотипа отца; Р- родители ( от лат.Parental); F1-  потомство первого поколения, F2- потомство второго поколения; Х –косой крест, знак, обозначающий скрещивание.
В схемах скрещивания генотип матери следует писать слева, генотип отца справа. (Например, в случае моногибридного скрещивания запись будет иметь вид: ♀АА Х ♂ аа).А, В, С и т.д.-гены, определяющие проявление доминантного признака. а, в, с –гены, определяющие проявление рецессивного признака.
Например, А- ген желтой окраски семени гороха, а- ген зеленой окраски гороха.
Запись неверная: А –желтая окраска семян гороха; а –зеленая окраска семян гороха.
Критерии оценивания решения генетических задач:
1. Логика рассуждений при решении – 3 балла
2. Рациональный способ решения – 3 балла
3. Правильность оформления – 2 балла
Для получения оценки по данной работе необходимо решить две задачи.
Расчѐт баллов произведен на две задачи.
Максимальное количество баллов – 16
«5» - 15-16 балла
«4» - 12-14 балл
«3» - 9-11 баллов
«2» - 0-8 баллов
Задание 2. Напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»,
- «Закономерности модификационной и генотипической изменчивости»
- «Драматические страницы в истории развития генетики»
- «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»
- «Центры многообразия и происхождения культурных растений»
- «Центры многообразия и происхождения домашних животных»
- «Значение изучения предковых форм для современной селекции»
- «История происхождения отдельных сортов культурных растений»
- «Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова»
- «Транс генные растения»
- «Транс генные животные. Для чего они нужны?»
- «Клонирование человека как этическая проблема»
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните понятия моногибридного и дигибридного скрещивания.
2. Какие законы Г. Менделя вы знаете?
3. В чем заключаются различия между модификационной и наследственной изменчивостью?
Рекомендуемая литература:
1. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. "Сборник задач по генетике с решениями", электронная версия учебника.www.licey.net2. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
3. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
4. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
6. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
7. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Интернет-ресурсы:
www.edu.ru 
www.rusedu.ru 
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема №ОУДб.08.05.Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
Цель работы: формирование чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; формирование представления о целостной естественнонаучной картине мира, повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни) в ходе работы с различными источниками информации
Время выполнения: 2часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина»,
- «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии»,
- «Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка и их значение для развития биологии»,
- «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина»,
- «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»,
- «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей»,
- «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных»,
- «Жизнь и деятельность Ч. Дарвина»,
- «Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения»,
- «Принципы и закономерности развития жизни на Земле»,
- «Ранние этапы развития жизни на Земле»,
- «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»,
- «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров»,
- «Современные представления о происхождении птиц и зверей»,
- «Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира»,
- «Первопроходцы суши»,
- «Первые завоеватели воздуха».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие гипотезы происхождения жизни вам известны?
2. Какую роль сыграло эволюционное учение для формирования естественно - научной картины мира?
3. Расскажите об основных этапах развития жизни на Земле.
Рекомендуемая литература:
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
3. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
5. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
6. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Интернет – ресурсы:
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
www.edu.ru 
www.rusedu.ru -
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема № ОУДб.08.06.Происхождение человека
Цель работы: формирование представления о целостной естественнонаучной картине мира, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о происхождении человека) в ходе работы с различными источниками информации.
Время выполнения: 2часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «Эволюция приматов и этапы эволюции человека»,
- «Современный этап развития человечества. Человеческие расы»,
- « Опасность расизма».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие современные гипотезы о происхождении человека вы знаете?
2. Приведите доказательства родства человека с животными млекопитающими.
3. В чем заключается родство и единство происхождения человеческих рас?
Рекомендуемая литература:
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
3. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
5. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
6. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Интернет-ресурсы:
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема № ОУДб.08.07. Основы экологии
Цель работы: формированиеспособности понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способности к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, способности к самостоятельному проведению исследований, использованию информационных технологий для решения научных задач;
Время выполнения: 3часа
Задание 1: выполните следующие задания (1а или 1б) на выбор:
Задание 1а:
1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка:гусеницы, синицы, сосны, коршуны 2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев. 4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).5) Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)6) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
2.  На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -  мышь - полевка - хорек - филин
Задание 1б: опишите искусственную экосистему (на примере аквариума)
1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума?
2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
5. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
а)- падают прямые солнечные лучи;
б) - в аквариуме обитает большое количество рыб.
6. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
7. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Критерии оценивания решения экологических задач:
1. Логика рассуждений при решении – 3 балла
2. Рациональный способ решения – 3 балла
3. Правильность оформления – 2 балла
Для получения оценки по данной работе необходимо решить три задачи.
Расчѐт баллов произведен на три задачи.
Максимальное количество баллов – 24
«5» - 22 -24 балла
«4» - 19-21 балл
«3» - 15-18 баллов
«2» - 0-14 баллов
Задание 2. Напишите реферат или создайте презентацию по одной из следующих тем:
- «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»,
- «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»,
- «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени»,
- «Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах»,
- «Сукцессии и их формы»,
- «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»,
- «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»,
- «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах»,
- «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»,
- «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»,
- «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»,
- «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»,
- «Устойчивое развитие природы и общества»,
- «Животные, уничтоженные человеком»,
- «По страницам Красной книги».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие экологические факторы вы знаете?
2. Как осуществляется круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах?
3. Что такое биосфера и какова ее структура?
Рекомендуемая литература:
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
3. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015 2 5
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
5. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
6. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Интернет – ресурсы:
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
http://nature.ok.ru/

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема № ОУДб.08.08.Бионика
Цель работы: формирование способности применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности, формирование умений владеть основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений.
Время выполнения: 2часа
Задание 1: напишите реферат или создайте презентацию по теме:
- «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»
Методические рекомендации по написанию реферата: Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Задание 2. Совершите экскурсии и составьте отчет по одной из тем:
- Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
- Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
- Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Методические рекомендации по оформлению отчета:
1. Тема экскурсии
2. Цель экскурсии.
3. Основные задачи экскурсии.
4. Маршрут экскурсии
5. Обработка полученной информации.
6. Общее заключение по экскурсии.
Критерии оценивания отчета:
1. Актуальность полученной информации
2. Полнота описания , согласно плану
3. Достоверность информации
4. Грамотное использование терминов и понятий
5. Логичность изложения
6. Наличие выводов
ОЦЕНКА: «5»- 11-12 баллов
«4» - 9-10 баллов
«3» - 7-8 баллов
Вопросы для самоконтроля:
1. Что изучает бионика?
2. Какое практическое значение имеет бионика?
Рекомендуемая литература:
Интернет-ресурсы:
http://biology.asvu.ru/http://college.ru/biology/http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/