Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине Литература.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА
Цель самостоятельной работы:
– содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
-развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:
самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация информации;
отображение информации в необходимой форме;
консультация у преподавателя;
коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
оформление работы;
поиск способа подачи выполненного задания;
представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).
Критерии оценки
внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихсяКачество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов студент получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
70~89% от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
50~69% от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки.В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет итоговый показатель студента. Итоговый хороший показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.
Если рейтинговый показатель студента составляет:
максимальное количество баллов, то студент претендует на годовую оценку "отлично";
70-89% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "хорошо";
50-69% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "удовлетворительно";
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п Раздел. Планирование ВСР Форма отчетности
В.А. Жуковский
Выразительное чтение элегий В.А. Жуковского и краткий анализ (по плану, «Вечер», «Майское утро»). Практикум; устный или письменный анализ текстов с чтением.
А.С. Пушкин
Письменный анализ стихов А.С. Пушкина: «В начале жизни школу помню я…», «Нереида», «Три ключа», «Воспоминание», «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Прощание» ( по выбору обуч-ся).. Практикум; письменно анализ
А.С. Пушкин
Информационное сообщение: «Борис Годунов» - первая подлинно русская трагедия», «Герои «Маленьких трагедий». Теоретическое занятие; устное сообщение
А.С. Пушкин
Экскурсия на выставку «Образ Пушкина в литературе, живописи и поэзии» (творческие задания). Выставка; устное сообщение, информирование
М.Ю. Лермонтов
Литературно-тематическое исследование «Зарисовки светских нравов в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Консультация, проверка преподавателем
М.Ю. Лермонтов
Конспект «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонто -ва» по первоисточнику. Теоретическое занятие, краткое устное сообщение
М.Ю. Лермонтов
Письменный анализ стихов М.Ю. Лермонтова (по выбору обуч-ся). Практическое занятие
Н.В. Гоголь
Индивидуальное выступление «Гоголь – драматург». Теоретическое занятие
Н.В. Гоголь
Подготовка информационного сообщения: «Художественные особенности творчества
Н.В. Гоголя». Практикум; устное выступление
Н.В. Гоголь
Создать или подобрать рисунки, иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя. Практикум, выставка с цитатами из произведений
И.А. Гончаров
Информационное сообщение «Кругосветное путешествие Гончарова на фрегате «Паллада». Теоретическое занятие, устное дополнение
И.А. Гончаров
Эссе «Проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обыкновенная история». Практикум, проверка преподавателем
И.А. Гончаров
Составить развёрнутый план «День Обломова» по роману И.А. Гончарова. Практическое занятие
А.Н. Островский
Составить тест (с вариантами ответов) на проверку знания содержания текста пьесы
А.Н. Островского «Гроза». Практическое занятие
А.Н. Островский
Заполнение таблицы «Образ города Калинова (изображение в пьесе «Гроза»)». Практикум
А.Н. Островский
Запись тезисов «Образ Катерины в оценке
Д.И. Писарева». Практическое занятие, контрольный опрос
И.С. Тургенев
Сочинение – миниатюра «Новый человек» в романе И.С. Тургенева «Накануне». Практикум
И.С. Тургенев
Сообщение на тему «В чём смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Накануне»? Лекция, устное дополнение
И.С. Тургенев
Заполнение таблицы «Взгляды Базарова» соответствующими отрывками из текста романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Теоретическое занятие
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет
Подготовить презентацию «Адресаты любовной
лирики Тютчева и Фета» для визуализации устного сообщения. Практическое занятие
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет
Выразительное чтение стихов: «Добро и зло», «Сентябрьская роза», «Цветы», «Певице», «Вечер» (А.А. Фет); «О чём ты воешь, ветер ночной?..», «Эти бедные селенья…», «Душа хотела б быть звездой…» (Ф.И. Тютчев). Практикум, мини-конкурс
Н.А. Некрасов
Реферат «Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок в поэмах Н.А. Некрасова.» (Поэма «Дедушка», поэма «Русские женщины».) Семинар; доклад
Н.А. Некрасов
Прочитать стихи Н.А. Некрасова»: «Безвестен я …», «Внимая ужасам войны…», «Замолкни, Муза мести и печали…», «В столицах шум, гремят витии…». Составить глоссарий. Практикум; комментирование
М.Е. Салтыков-Щедрин
Составление и решение кроссвордов по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. Конкурс
25 М.Е. Салтыков-Щедрин
Презентация «Портреты литературных героев». (по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Карась-идеалист», «Господа Головлёвы»). Практическое занятие
26 Ф.М. Достоевский
Реферат на тему «Ф.М. Достоевский и Сибирь» (по книге В. Вайнермана «Поручаю себя Вашей доброй памяти»). Семинар, интернет-конференция
27 Ф.М. Достоевский
Написание аннотации книге Ф.М. Достоевского «Записки из мёртвого дома». Теоретическое занятие, представление произведения
28 Ф.М. Достоевский
Подбор иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Преступление и наказание» (с использованием интернета). Выставка с подбором цитат, отрывков
29 Л.Н. Толстой
Составление тестов и эталонов ответов к ним по творчеству Л.Н. Толстого. Практикум ; интернет-конкурс
30 Л.Н. Толстой
Литературно-тематическое исследование: «Так что же нам делать?» (Позднее творчество Толстого. Роман «Анна Каренина».) Семинар; устное выступление
31 А.П. Чехов
Выполнение вопросов для творческих тестовых заданий по творчеству А.П. Чехова. Практическое занятие
32 А.П. Чехов
Сочинение-миниатюра по темам: «Кто такие «футлярные люди»?, «Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии»
А.П. Чехова. Практическое занятие;
чтение лучших
33 И.А. Бунин
Литературно-тематическое исследование «Что это значит любить?» (по рассказу И.А. Бунина «Митина любовь»). Проверка преподавателем, интернет-конкурс эссе
34 И.А. Бунин
Подборка фотоматериалов о Первой мировой войне (к теме 21.2.). Выставка к рассказу «Господин из Сан-Франциско»
35 А.И. Куприн
Составить хронологическую таблицу жизни и творчества А.И. Куприна. Практическое занятие
36 А.И. Куприн
Эссе «В чём сила любви Желткова?». (По повести А И Куприна «Гранатовый браслет») Консультация; чтение лучших
37 М. Горький
Структурно-логическая схема «Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы А.М. Горького «На дне». Практикум; ответы на вопросы
38 М. Горький
Реферат «Роман Горького «Фома Гордеев»: проблемы и герои». Проверка преподавателем
39 Серебряный век русской поэзии
Подготовить презентацию «Серебряный век русской поэзии». Теоретическое занятие, демонстрация
40 Серебряный век русской поэзии
Составьте понятийный словарь темы
«Серебряный век русской поэзии». Практикум; литературоведческий диктант
41 Серебряный век русской поэзии
Формирование информационного блока «Поэзия серебряного века». Проверка преподавателем
42 А.А. Блок
Выразительное чтение стихов А.А. Блока: «Ты отошла, и я в пустыне…», «Опустись, занавеска линялая…», «Тропами тайными, ночными…», «Я не предал белое знамя…», «Шаги командора». Составление глоссария. Практикум; комментирование
43 А.А. Блок
Литературно-тематическое исследование «Эволюция темы Родины в лирике Блока». Теоретическое занятие; устное выступление
44 Н.С. Гумилёв
Подборка стихов Н.С. Гумилёва, посвящённых, адресованных А.А. Ахматовой. Выразительное чтение одного по выбору. Микроконкурс45 С.А. Есенин
Письменный анализ стихов С.А. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Неуютная, жидкая лунность», «Я покинул родимый дом», поэмы «Пугачёв», (по выбору). Практическое занятие
46 В.В. Маяковский
Небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского». (По одной из пьес «Клоп», «Баня».) Практикум
47 И.Э. Бабель
Сообщение «Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И.Э. Бабеля «Конармия». Лекция; устная информация
48 М.А. Булгаков
Анализ эпизода «Великий бал у сатаны». (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) Практикум
49 М.А. Булгаков
Заполнение схемы «Что стоит за авторскими определениями: «настоящая, верная, вечная, деятельная» любовь? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) Практикум; ответы на вопросы преподавателя
50 А.П. Платонов
Составление схемы «Характерные черты времени, отражённые в повести А.П. Платонова «Котлован». Практикум; ответы на вопросы преподавателя
51 А.Н. Толстой
Составить план обзора романа А.Н. Толстого «Пётр Первый». Контрольное выполнение
52 А.А. Ахматова, М.И. Цветаева
Анализ стихов: «Ты стихи мои требуешь прямо…», «Словно дальнему голосу внемлю», «Исповедь» (А.А. Ахматова); «Веселись, душа, пей и ешь!..», «В огромном городе моём – ночь…», «Поэт» «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…» (М.И. Цветаева). Чтение наизусть (по выбору). Практикум
53 А.А. Ахматова
Составление презентации «Мне дали при крещенье имя Анна…» (Штрихи к биографии и творчеству А.А. Ахматовой.). Теоретическое занятие;
демонстрация54 М.А. Шолохов
Доклад по истории казачества. Лекция; дополнение
55 М.А. Шолохов
Сюжетный план «Судьба Григория Мелехова». Практикум; ответы на вопросы при анализе текста
56 Литература о Великой Отечественной войне
Эссе «Этот праздник со слезами на глазах». Интернет-конкурс, областной конкурс творческих работ
57 Литература о Великой Отечественной войне
Презентация «Писатели – фронтовики». К литературной гостиной
58 Литература о Великой Отечественной войне
Выразительное чтение стихов наизусть к конкурсу чтецов и для литературной гостиной. Литературная гостиная
Чтение наизусть
59 Б.Л. Пастернак
Выполнение и составление тестов по творчеству Б.Л. Пастернака. Практическое занятие
60 Б.Л. Пастернак
Сочинение по творчеству Б.Л. Пастернака. Консультация; чтение лучших
61 А.И. Солженицын
Комментированное чтение отрывков из романа А.И. Солженицына «Архипелага ГУЛАГ». Практикум
62 В.М. Шукшин
Подбор видеоматериалов, записей телепрограмм о жизни и творчестве В.М. Шукшина. Составление аннотации. Лекция; устное информирование
63 Ю. В. Трифонов
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: Какие нравственные проблемы затрагивает автор в повести «Обмен»? Контрольный вопрос
64 Авторская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава,
Ю. Визбор)
Подготовка литературной гостиной «Поэты не рождаются случайно». Литературная гостиная;
чтение наизусть
65 Н.М. Рубцов
Индивидуальные сообщения: «Особенности ранней лирики Н.М. Рубцова», «Развитие рубцов- ской традиции в современной поэзии»,
«Н. Рубцов и С. Есенин (сопоставительный анализ стихотворений по выбору)». Лекция; устное дополнение.
Практическое занятие; анализ стихов
66 Н.М. Рубцов
Подборка песен на стихи Н. Рубцова. 67 Написать статью или сделать подборку статей, интервью из СМИ на тему «Актуальные проблемы защиты родной природы в моём регионе (стране)» или «Природа и духовное здоровье народа». Выставка;
Проект творческих работ «Алые паруса»
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка информационного сообщения –
небольшое по объему устное сообщение для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения, дополнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Написание реферата –
это объемный вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Ориентировочное время на подготовку – 3 ч.
Роль преподавателя:
определить тему и цель
определить место и сроки подготовки;
выбор источников;
составление плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Образец титульного листа
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность Руководитель:
Ф.И.О. преподавателя
г. Называевск
2015 год
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
3. Написание конспекта первоисточника (статьи.) – последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения с отражением основных принципиальных положений источника.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания).
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 1 ч.
Роль преподавателя:
•усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
•консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
Приложение 2Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
4. Написание эссе –
сочинение небольшого объема и свободной композиции. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть суть проблемы, привести различные точки зрения, выразить собственные взгляды на нее. Необходимо умение четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
Ориентировочное время на подготовку – 2-3 ч.
Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.
Роль преподавателя:
помочь в выборе источников по теме;
помочь в формулировании темы, цели, выводов;
консультировать при затруднениях.
Роль студента:
внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но оригинальную и интересную по содержанию;
подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
выбрать главное и второстепенное;
составить план эссе;
лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;
оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положения дел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
художественная выразительность, яркость, образность изложения;
грамотность изложения;
эссе представлено в срок.
Приложение 3
Образец оформления эссе
ЭССЕ
Выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Тема эссе:
Цель эссе:
При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:
Почему выбрали эту тему?
В чем состоит актуальность выбранной темы?
Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?
Содержание эссе:
Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
Плюсы и минусы.
Изложение собственного подхода / идеи.
Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
Практические рекомендации.
Перспективы использования данного подхода / его разработки
Плюсы и минусы предложенной идеи.
5. Составление глоссария –
подбор и систематизация терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы, произведения, способствующий выделению главных понятий темы и умению формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени студента и определяются преподавателем. Ориенти -ровочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать источник информации;
проверить использование и степень эффективности врамках практического занятия.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их упростить в плане устраненияизбыточности и повторений;
оформить работу и представить в установленный срок.Критерии оценки:
соответствие терминов, слов, выражений теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
6. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме систематизация объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы, развивающей умения студента по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Ориентировочное время на подготовку – 1 ч.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
•определить тему и цель;
•осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовитьсяк контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;

логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
center33170600Приложение 4
7. Составление тестов и эталонов ответов к ним –
работа студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент д составляет как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, но в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль и оценка качества тестов проводится в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
познакомить с вариантом тестов;
проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
Приложение 5
Образцы тестов
Тестовые задания закрытого типа
Инструкция: выбрать один правильный ответ.
1. Иносказание – это:
А) Фраза, произнесённая на иностранном языкеБ) Выражение мысли с помощью намёков, имеющее второй скрытый смыслВ) Фраза, не относящаяся к предмету разговора         
Тестовые задания на установление соответствия
Инструкция: установить соответствие.
2. Распределите стихотворения по тематике.
А) пейзажная
Б) философская
В) свободолюбивая
Г) назначение поэта и поэзии
Д) дружба
Е) любовная
1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”
Тестовые задания открытого типа
Инструкция: дополнить.
3. Заполните схему « Система образов в пьесе А.Н.Островского «Гроза» :
1) самодуры_____________________
2) смирившиеся __________________________
3) приспособившиеся ____________________________
4) Имеющие своё мнение _________________________.
Тестовые задания на установление последовательности
Инструкция: установить правильную последовательность.
1. 1.Ниже перечислены включенные в роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» повести:
А) «Тамань» Б) «Княжна Мери»
В) «Бела» Г) «Фаталист»
Д) «Максим Максимыч»
Укажите порядок следования повестей в романе:
В соответствии с композицией романа В соответствии с хронологией событий
И т.д. И т.д.
8. Составление схем–
графический способ отображения информации.
Цель: развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются.
Ориентировочное время на выполнение– от 40 мин. до 1 ч.
Роль преподавателя:
•конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте задания.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
•создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации.
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы;
творческий подход к выполнению задания;
работа сдана в срок.
Приложение 6
right24100500
9. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним –
отображение информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума и умения систематизировать информацию.
Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
•создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
10. Написание аннотации –
Написание краткой характеристики книги, статьи, рукописи (приложение 5). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.
Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.
Ориентировочное время на подготовку – 3 ч..Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.
Роль преподавателя:
•определить источник аннотирования или помочь в его выборе;
консультировать при затруднениях.
Роль студента:
внимательно изучить информацию;
составить план аннотации;
•кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;
оформить аннотацию и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
содержательность аннотации;
точная передача основных положений первоисточника;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
аннотация сдана в срок.
Приложение 7
Образец оформления аннотации
АННОТАЦИЯ
на первоисточник (статью, книгу, сочинение и пр.)
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
Краткие сведения об авторе.
Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение и пр.).
Целевая аудитория издания.
Цели и задачи издания.
Структура издания и краткий обзор содержания работы.
Основные мысли, проблемы, затронутые автором.
Выводы и предложения автора по решению затронутыхпроблем.
Автор аннотации
11. Создание материалов-презентаций –
создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 8). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.
Дополнительное задание представляются на контроль на практических занятиях.
Роль преподавателя:
•помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
•консультировать при затруднениях.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Приложение 8
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации
12. Формирование информационного блока –
сбор, систематизациия, переработка информации и оформление ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) (приложение 9). Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.
Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
Таблица 1
Ориентировочные затраты
времени на выполнение заданий
№ п/п Основные виды заданий Затраты времени на единицу задания, ч Количество баллов
1 Подготовка информационного сообщения 1 2
2 Написание реферата 3 5
3 Написание конспекта первоисточника 2 3
4 Написание эссе 2 5
5 Написание аннотации 2 5
7 Составление опорного конспекта 1,5 4
8 Составление глоссария 1 1
9 Составление сводной (обобщающей)
таблицы по теме 1 1
10 Составление теста и эталона ответов к нему 1 1
11 Составление схемы, иллюстрации (рисунка) 1 1
12 Составление кроссворда по теме и ответов 1 1
13 Формирование информационного блока 2 4
18 Создание материалов-презентаций 1,5 2
right-116205000