Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы Применение приёмов личностно-ориентированного обучения


Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.
Бумажный кораблик по имени «Книга» Бумажный корабликПо имени «Книга»Не хуже корвета,Фрегата и бригаМеня увлечётВ океаны мечтаний,Где щедро откроетСокровища знаний.Готовы нести меняВ дальние страныРассказы и сказки,Стихи и романы.Страниц парусаНаполняются бризомИсторий талантливых,Полных сюрпризов.А я командорЭкспедиции-чтения.Поплыли со мноюИскать приключения!
(А. Сметанин )
- Здравствуйте друзья. (Класс поделён на 4 группы, которые сидят за столиками, гости также сидят за столиками)
Сегодня наше литературное кафе «Постмодерн» приветствует вас ребята.
- Р, что подразумевает собой литературное кафе? Чем оно занимается?
II Формулирование темы и целей урока.
- Сегодня мы посмотрим на литературу 19 века глазами современного читателя. Послушайте аудиозапись. Определите о каком писателе идёт речь. Сформулируйте тему и цель урока. (Н.В. Гоголь)
- Здравствуйте, коллеги. Я не случайно начала своё выступление с этапа актуализации новых знаний на уроке литературы в 8 классе по теме: «Н.В. Гоголь. Писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» ».
Создание условий для познавательной активности учеников - это одна из центральных проблем современной школы и личностно-ориентированного подхода. У вас на столах жетоны разного цвета. Возьмите себе по одному и продолжите фразу: личностно-ориентированный подход – это…
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
1)Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Так, например, на уроке знакомства с творчеством М.А. Булгакова и перед чтением повести «Собачье сердце» в 9 классе на этапе целеполагания предлагаю следующее задание:
- Сердце собаки – определите вид синтаксической единицы, тип связи. (СЧ, управление).
- Замените данное СЧ на синонимичное со связью согласование и сформулируйте тему, цель нашего урока.
- Порассуждайте, что значит «собачье сердце»? (1) сердце животного; 2) преданный человек)
- Как вы думаете, а о чём будет наше произведение?
На уроках создаю ситуации успеха (ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы). Например, на уроке литературы в 8 классе говорю:
- А теперь посмотрите отрывок из театральной постановки и сформулируйте тему и цель второй части нашего занятия.
(Выступают Сальников Миша и Сумкин Петя)
Ученики выступают в роли А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, рассказывают предисторию создания комедии «Ревизор».
- Итак, вторая часть нашего урока будет посвящена теме «история создания комедии «Ревизор» ». Запишите в тетради. Далее учащиеся находят значение слова «ревизор» в толковом словаре.
- Какому современному чину соответствует чин ревизора? (Проверяющий от роспотребнадзора).
2) Метод ориентации на личный опыт учащихся.
Например, при изучении в 9 классе темы: Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность как часть автобиографической трилогии» делю класс на группы по три человека. Работая в тройках, ребята отвечают на вопросы, анализируя главу «Комильфо»:
* Как вы оцениваете такую участь героя?
* Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которыми руководствуется рассказчик?
* Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей?
Использую этот же приём на обобщающем уроке по разделу «Лексикология» в 6 классе предлагаю следующее задание:
- Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
оказать помощь – помочь
дать подтверждение – …
 привести доказательство –
проводить исследование-…
проявлять интерес – …
выдвинуть предложения – …
проявить сочувствие
Процесс реакции – реакция
свойство упругости – …
месяц март – …
3) Создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).
Например, при обобщении темы СПП в 9 классе, предлагаю заменить придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить – для осуществления
для того чтобы получить – для получения
для того чтобы изменить – …
для того чтобы соединить – …
для того чтобы распределить – …
для того чтобы рассмотреть – …
Замените придаточные условия и причины предложно – падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
 ( Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
(С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
( Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
При анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» в 7 классе, предлагаю приём клоуз-теста.

По небу полуночи … летел,И … песню он пел,И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне … .Он пел о … безгрешных духовПод кущами … садов,О Боге … он пел, и хвалаЕго непритворна была.Он душу … в объятиях несДля мира печали и слез;И звук его песни в душе …Остался - без слов, но живой .И долго на свете … она,Желанием чудным полна,И звуков … заменить не моглиЕй скучные песни земли.
83 слова М.Ю. Лермонтов
Карта текста
Вопрос на восприятие текста
В чём особенность данного стихотворения?
Пропущенные слова: ангел, тихую, святой, блаженстве, великом, райских, младую, молодой, томилась, небес.
Рекомендуется для использования в 7 классе.
Языковой анализ текста.
Найдите эпитеты, характеризующие слово песня. тихую
Кто может петь святую, тихую песню? ангел
О чем пел ангел? блаженстве
Найдите эпитеты, характеризующие слово сад и бог. Райский, великом
Что воспевает ангел? бога
Найдите эпитеты, характеризующие душу ангела. Младую, молодую
Для какого мира нёс ангел душу? (мир печали и слёз)
Найдите выразительный глагол, определяющий, чем занималась принесённая душа на земле? томилась
Каких звуков не могли заменить душе скучные песни земли? небес
Что же такое песня ангела? (воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала»).
Как вы думаете, как называется стихотворение?
Данный вид работы учит вести беседу с автором; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.
4) Творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей происходит в результате создания проблемных ситуаций на уроке. Она разрешается с помощью активной самостоятельной деятельности учащихся.
Использую в системе лингвистические разминки. Например, при изучении в 5 классе темы «Правописание проверяемых гласных в корне слова» предлагаю следующее задание:
- Прочитайте слова и ответьте на вопрос: «Родственны ли этимологически их корни»?
1) картина – карта;
2) малина – маленький;
3) макароны – Макар;
4) ромашка – Рома.
- На уроках русского языка в 7 классе при обобщении тем «Причастие» и «Деепричастие» использую следующие приёмы:
- Соберите «рассыпанные» предложения и расставьте в них знаки препинания, если это потребуется.
1. Ледник, гор, с, это, сползающая, как бы, медленно, огромная, очень, река. 
2. Создание, тысячелетие, письменности, чрезвычайно, одно, сложный, не, занявший, процесс.
- Объясните письменно значение слов, используя распространенные определения, не забудьте о знаках.
Образец: Экскаватор - это машина, вынимающая грунт.
Полиглот это человек ... 2. Зоология это наука ... 3. Астрономия это наука ... 4. Нумизмат это человек ... 5. Дирижёр это человек ...
5) Опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся.
Приём: «Открываем секреты».
- Родственны ли слова семь и сентябрь? Учащиеся работают по этимологическому словарю. (Семь – общеславянское слово индоевропейской природы, имеющее соответствия во многих европейских языках: seven – англ., sept – франц., sieben – немец. Сентябрь – название девятого месяца восходит к латинскому September? Образованного от septem – 7 – ведь год у древних римлян начинался с марта, а сентябрь оказывался на 7 месте. Мы заимствовали у римлян названия, а календарь по своему, поэтому несоответствие.)
- Вы знаете, почему апельсин называют «китайское яблоко»? Какого он цвета? Найдите историю происхождения слова оранжевый в этимологическом словаре. Найдите историю происхождения слова апельсин в этимологическом словаре. (апель – яблоко + син – Китай , буквально «китайское яблоко»).
6) Использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить.
Использую карточки на уроках русского языка в 7 классе при обобщении тем «Причастие», «Деепричастие».
Поработайте редактором! Исправьте предложения.
1. У клетки, где расхаживали павлины, толпились зеваки, распустившие свои пышные хвосты. 2. На картине Репина изображен запорожец, который оперся рукой о бочонок, хитро ухмыляющийся в усы.
- Перед вами перепутанные пословицы. «Распутайте» их, перепишите и подчеркните деепричастия.
1. Не давши слова, не суйся в воду. 2. Снявши голову, крепись, а давши, держись. 3. Не зная броду, по волосам не плачут.
При закреплении темы «Словосочетание» в 5 классе предлагаю следующее задание:
На доске записаны словосочетания: мамины руки, на сельской пристани, чугунный цвет. Перестройте словосочетания так, чтобы они состояли только из существительных, а смысл не поменялся. (руки мамы, на пристани села, цвет чугуна). Сильным учащимся в этот момент раздаю карточки с текстами, из которых они выписывают все возможные словосочетания.
7) Возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования.
Например, на уроке русского языка в пятом классе при повторении изученного в начальной школе провожу пятиминутку «Развиваем речь». Читаю текст М. Пришвина «Осеннее утро».
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: «Летите, летите»!
- Наблюдали ли вы когда-нибудь за тем, как падают листья в тихую и ветреную погоду?
- Какими словами и выражениями характеризуются падающие листья?
- Как вы понимаете выражение «день открывает глаза»?
- Каковы особенности произношения следующих слов: сердце, грустно?
- Как произносятся и пишутся гласные после шипящих в словах: с крыши, приложишь, парашютик?
- Объясните знаки препинания в предложении: И шепчешь тихонько: «Летите, летите»!
- Опишите в двух-трех предложениях, основываясь на личных наблюдениях, как падают листья с какого-нибудь дерева в тихую и ветреную погоду.
8) Педагогическое сотрудничество.
* При изучении СПП с придаточными изъяснительными в 9 классе, на этапе закрепления, использую игру «Корректор».
Задание: Запишите исправленный вариант.
Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3) У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
*Предлагаю ребятам составить по тексту изучаемого произведения «тонкие» и «толстые» вопросы.
* При изучении темы «Словосочетание» в пятом классе на этапе актуализации новых знаний, показываю таблицу с двумя колонками слов:
Оранжевый Вдалеке
На ветке Мяч
Слышится Сирени
Выплыла Ко мне
повернёшься Из-за туч
Соедините стрелками слова и сформулируйте тему и цель урока.
* На этапе рефлексии, при изучении в 5 классе восклицательных предложений, предлагаю поработать в парах, прочитав одно и то же предложение с разной интонацией, а для класса с восклицательной.
9) Учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
В 9 классе на уроках анализа романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» предлагаю в парах обсудить следующие вопросы:
- Что вам нравится в Печорине, когда вы читаете повесть «Бэла»? Где вы ему сочувствуете и когда решительно осуждаете?
- Чем близок вам герой и, чем он отличается от вас?
- Где Печорин вызывает у вас большее осуждение в «Бэле» или «Максиме Максимыче»?
- Если представить на месте Печорина безразличного к окружающим Евгения Онегина случилось бы приключение в Тамани?
- Есть ли у Печорина качества, которые я хотел бы воспитать в себе?
- Были ли Печорин и Вернер друзьями и, что я считаю главным в дружбе?
10) Проектная технология, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.д.
Например, в 5 классе, как итог при изучении басен И.А. Крылова предлагаю инсценировать понравившуюся басню.
Или, в 9 классе на завершающем этапе анализа произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» предлагаю письменно порассуждать и продолжить фразу: «Путешествуя по улицам родного села…»
Работая в школе третий год, уже с первого года участвую со своими обучающимися в школьной научно-практической конференции, ребята занимают первые места.
2013-2014 учебный год –
Научно-исследовательская работа
по русскому языку: «Статус русского языка в современном мире».
Научно-исследовательская работа по литературе: «Мифы в стихотворениях местных поэтов, на примере творчества Т.А. Нивалёновой».
2014-2015 учебный год
Научно-исследовательская работа по русскому языку: «Язык агитационных листовок времен ВОВ».
Есть выход на областной уровень: Научно-исследовательская работа по литературе. Социолингвистическое исследование «Кого читает современный школьник». Разработка буклетов «Советы для родителей от их детей».
Выход на региональный уровень: X открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ «литература XX века» «Поэтика цикла С. Есенина «Персидские мотивы» «
Использование вышеперечисленных методов, приемов и форм обучения помогает развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.
А теперь приведите примеры на разные методы.
Я знал …
Я узнал…
Д о р о ж и т еРодным, милым словом:М н о г о л и к и м -Большим языком!Нашей жизни ОН -П е р в о о с н о в а -Всем народамПланеты - знаком!Берегите ЕГООт цветистыхИностранныхИ чуждых нам слов,Чтоб поток -От наречий ручьистых -Не затмилРодника - Родников!В нём черпайтеЖивящую силу:Русских говоров,Песен, стихов... -Всё, что дорогоС е р д ц у,Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, -Как Основе Основ!