Консультация для педагогов : Педагогическое сопровождение игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО


КОНСУЛЬТАЦИЯ
(для педагогов)
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
Подготовил:
Ст.воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка»
Аккуратнова Татьяна Николаевна Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.
Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка, и начнем свою работу с определения.
“Что же такое детская игра?” Я предлагаю вам несколько вариантов определений игры. Прочитайте их и выделите для себя то, которое более точно подходит к вашему понимаю игры. Варианты:
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А.С. Спиваковский).
«Игра — окно в мир взрослой жизни» (Ж.Фабру).
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы.
Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные.
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский
«Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский).
«Игра — свободная самостоятельная деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» (Концепция дошкольного воспитания).
Детская И. – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. по определению А. Н. Леонтьева является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. 
Существуют разные виды игр, свойственных для детского возраста.
Основываясь на одной из классификации игр  они делятся на:
12469214094ИГРЫ
0ИГРЫ

305043147209181021046114
266128541910Игры с правилами
0Игры с правилами
9652041910Творческие
Творческие

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или сюжетно-ролевые игры, которые в свою очередь делятся на:
4374515608330Режиссёрские игры
00Режиссёрские игры
2555875608330Игра-придумывание
Игра-придумывание
612031608856Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры
2314706-744Творческие игры
Творческие игры

388041919884319886451988433208086198229
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают основное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети при некотором руководстве воспитателя - их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывае.
Как вы видите на слайде, мы выделили в русле сюжетных игр режиссерские игры.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Исследователи режиссерской игры подчеркивают ее сходство с деятельностью режиссера. В режиссерской игре речь является главным компонентом.
Преимущества игры.
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.                              
Значение режиссёрской игры.
Дети самореализуются;
У детей активизируются речь, воображение, мышление;
У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
Должно быть свободное время;
Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Сегодня мы будем рассматривать сюжетно-ролевую игру.
Чтобы дальше говорить о сюжетно-ролевой игре, мы должны определить её основные компоненты.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил следующие единицы игры: роль, сюжет, игровые действия (содержание).
В структуре игры можно выделить несколько элементов.
Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов», «Космодром» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.
В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно - политическими сюжетами (демонстрация, митинг): военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки - матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.
Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре. Содержание игры в одних и тех же сюжетах в разных возрастных группа различное.
Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.)
Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли., а так же то место, где, собственно, дети играют ( а это тоже может быть где угодно). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра развивается постепенно, имеет свои особенности и меняется от возраста к возрасту.
Давайте рассмотрим, как изменяется игра от младшего до старшего дошкольного возраста.
В результате исследований известные педагоги (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) выделили следующие этапы развития игры.
Первый этап в этом развитии – ознакомительная игра. Эта предметно-игровая деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования.
Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой манипуляции с предметами переходят в действия, направленные на выявление специфических свойств предмета, т.е. ребенок начинает использовать предметы по назначению. Исследователи называют это кульминационным моментом развития психологического содержания игры в раннем возрасте.
Далее наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный (около 3 лет).
Исследователи выявили особенности этого этапа- многократное повторение игровых действий: сначала игровых действий с игрушками, затем с предметами-заместителями, далее с воображаемыми предметами.
Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.
С 4 лет - сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане.
Многие исследователи развития игровой деятельности детей ( А.П. Усова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.
Тематика игр также меняется со временем. Д.Б. Эльконин говорит о двух тематических группах игр:
взрослые, их работа, отношения с другими людьми;
эмоционально значимые события.
Давайте рассмотрим, как происходит развитие игровой деятельности детей на протяжении дошкольного периода, опираясь на возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста и структуру игровой деятельности.
Перед вами на листах Приложение № 2 представлены характеристики особенностей игровой деятельности детей разных возрастов. Внимательно прочитайте и определите, какому возрасту принадлежит та или иная характеристика?
Возрастные особенности игровой деятельности детей 2-3 лет
Сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Дети овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами.
Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях (предмет-заместитель, действия с воображаемым предметом).
Цепочка действий носит сюжетный характер. Действия однообразны. Основная черта игровой деятельности – стремление многократно повторять одни и те же действия. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Основные сюжеты бытовые. Форма игры: индивидуальная, или игра «рядом». Роли не обозначены. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Сюжетная и предметная игра тесно переплетаются.
Для них характерно постоянное стремление к двигательной активности. Поэтому частое перемещение детей по групповой комнате, смена ими занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре — нормальная картина в периоды самостоятельной деятельности.
Возрастные особенности игровой деятельности детей 3-4 лет
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается.
Происходит развертыванием детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.
Возрастные особенности игровой деятельности детей 4-5 лет
Дети этого возраста любят СРИ. В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою роль, действуют в соответствии с ней. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками в играх более длительное, чем у мальчиков.
Приобретённый детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. Преобладает однополое игровое общение: девочки играют в игры на семейно-бытовые сюжеты. Мальчики играют в военных, строителей. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
Возрастные особенности игровой деятельности детей 5-7 лет
Пространство-время детской игры существенно расширяется: с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссёрские игры.
Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.
Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнёров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.
Овладевают новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Особенности развития игровой деятельности
Основные направления 1 младшая группа
2-3 года 2 младшая группа
3-4 года средняя группа
4-5 лет старшая группа
5-6 лет подготовительная группа
6-7 лет
Этапы развития игровой деятельности предметная игра сюжетно-отобрази-тельный сюжетно-ролевой
Содержание игровой деятельности игровые действия процессуального характера условные игровые действия появляется ролевое взаимодействие: режиссёрская игра, сюжетно-ролевая игра, сюжетосложениесюжетосложение, режиссёрские игры, игры-фантазирования, игры-придумывание
Игровые достижения детей многократное выполнение игровых действий с предметами, приближёнными к реальным и предметами -заместителями -принятие роли и её обозначение;
-развёртывание ролевых действий,
-ролевой диалог с партнёром -обозначает тему игру до начала игры;
-называет свою роль,
-действует в соответствие с ролью;
-с интересом включаются в ролевой диалог -создаёт игровую обстановку;
-распределение ролей до начала игры;
-умение строить свое поведение, придерживаясь роли;
-использует в игре разные сюжетные линии.
взаимодействие со взрослым взрослый – объект подражания, носитель игровых действий взрослый-партнёр по игре взрослый-партнёр по игре,
помощник взрослый
-помощник в случае затруднения
-партёр-помощник
-координатор игровых замыслов и общения
-наблюдатель
взаимодействие со сверстниками игра индивидуальная игра-рядом партнёр по игре партнёр по игре партнёр по игре
Таким образом
Исходя из вышесказанного, возрастные особенности развития игровой деятельности детей дошкольного можно представить следующим образом:
В 1,5 – 3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
В 3-5 лет – принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
В 5-7 лет – развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным. С возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаше играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.
К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.
У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство).

В соответствии с возрастными особенностями детей определим задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе (по программе «Детство»):
Перед вами листы (Приложение № 3) на которых сформулированы задачи развития игровой деятельности по возрастам. Выберите группу задач специфичных для возраста, который вы определили в предыдущем задании (см. приложение № 2)
Задачи работы, направленной на освоение игровой деятельности детьми
Возрастная группа задачи
Вторая группа
раннего возраста
(от 2 до 3 лет) Формировать у детей действия с игрушками и предметами и действия без предметов и учить включать их в игру.
Учить детей разворачивать смысловые цепочек из 2-3 действий;
Учить заменять в игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами- заместителями, а затем словами;
Учить передавать действия, характерные для персонажей (мама, Доктор) и взаимоотношений персонажей;
Организовывать взаимодействие детей со сверстником на основе обмена предметными действиями.
Младшая группа
(от 3 до 4 лет) Развивать игровой опыт каждого ребёнка
Способствовать отображению в сюжетно-ролевых играх элементарных бытовых сюжетов и сюжетов, отражающих профессиональные отношения взрослых.
Способствовать принятию игровой роли в совместной игре с воспитателем и передаче цепочки из нескольких связанных действий;
Учить называть себя в игровой роли: «Я -шофёр…», называть свои игровые действий: я завожу мотор…»
Учит планировать в речи 1-2 действий.
Создавать условия для вхождения в игровое общение со сверстниками - парное и в малой группе.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет) Развивать все компоненты детской игры: обогащать игровые действия, тематику и сюжеты игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.
Формировать умение изменять свое ролевое поведение, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности: обогащать представления детей о мире, расширять круг их интересов с помощью детской литературы, просмотров кукольных спектаклей.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет) Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей, активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультфильмов.
Способствовать построению игры на основе сюжетосложенияПомогать детям передавать в роли действия, отношения, характер и настроение персонажа, используя для этого средства выразительности
Развивать умения детей самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя договариваться об общем игровом замысле, используя разнообразные способы.
Помогать детям передавать словесно воображаемые игровые события, место действия
Развивать умение самостоятельно создавать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации, изготавливать игрушки самоделки и предметы-заместители до игры и по ходу игры.
Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет) Создавать условия для проявления самостоятельности, активности и творчества детей в разных видах сюжетных игр
Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
Способствовать умению творчески разворачивать сюжет в воображаемом речевом плане, уметь дополнять замыслы играющих, используя поочередное фантазирование.
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Зная возрастные особенности детей, задачи, мы можем переходить к созданию игрового пространства для детей.
Об особенностях организации ППРС в разных группах детского сада мы и поговорим.
Для развития самостоятельной игры детей 2-3 лет большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно 2-3 лет), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советую часто переставлять оборудование, лучше тщательно спланировать обстановку до приема детей. Дети еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый – основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.
А поскольку игра - любимая и естественная деятельность малышей у них только начинает развиваться, то игрушки должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Маленьким детям нужны крупное оборудование и игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже 1 раза в неделю).
Необходим подбор предметов-заместителей из разных материалов, в том числе и природных (каштаны, шишки, солома и т.п.), деревянные и пластмассовые кружочки (диаметр около 5 см), легкие бруски и дощечки, кубики, которые будут заменять в игре хорошо известные предметные действия.
Обязательно в группе должны быть материалы для режиссёрских и театрализованных игр детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей.
Самостоятельная игра детей 3-4 лет во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой. Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), 2—3 ширмы высотой 50—100 см (которыми можно отгородить «больницу», «теремок» и т. п.). Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и т. п.), очень лаконичных ролевых атрибутов (ими не стоит злоупотреблять, превращая свободную сюжетную игру в костюмированное действие), необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки).
Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребенок может взять в любое удобное место.
Игры мальчиков и девочек 4-5 лет требуют от воспитателей особой организации игрового пространства. Раскрою специфику создания предметно-игровой среды в среднем возрасте.
Игровая среда должна включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия. Обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, т.к. они более подвижны и им необходим простор для выполнения ролевых действий. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты – когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.
Ребенок средней группы тоже любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры.
В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, образные игрушки (котята, лисята, собачки, лошадки и т.п.) разных, лучше не очень крупных размеров; игрушки, изображающие героев мультфильмов, сказок, кинофильмов (Русалочка, Шрэк, принцессы и пр); наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробки разного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки ткани, палочки, трубочки, одеяла и пр. Все это будет способствовать развитию игровых замыслов. Предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом (брусок-утюг, коробка-телевизор, палочка-градусник).
Необходимо привлекать к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.
Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования, игрушек будет небольшой – для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых тесть картинка или надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).
Необходимо иметь коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, образками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. вспомогательные материалы
Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), наборы игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии, декораций и кукол.
Мы с вами рассмотрели, особенности развития игровой деятельности детей, определили, что должен делать педагог для развития игровой деятельности детей в каждой возрастной группе (задачи), рассмотрели какими должны быть условия для полноценной игры детей, а теперь рассмотрим самый сложный вопрос, как он это должен делать.

Поговорим о педагогическом сопровождении игры дошкольников.
Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.
Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. У большинства воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие  со сложившимся в истории и практике подходом – «руководить игрой».
Разрешить это противоречие помогает переход к стратегии педагогического сопровождения.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.
Сопровождающее взаимодействие  помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.
Сопровождающее игровое взаимодействие имеет определенные трудности.
Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать  и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания»,  позиция педагога сразу перестает быть партнерской и сразу становится «воспитывающей» или, что еще хуже для детей «обучающей». Естественность игры при этом сразу же нарушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей;
Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;
Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.
Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир.
Владея игровой позицией воспитателю, легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений.
 Игровая позиция требует от педагога определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей это:
Изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс освоения ребенком игровой деятельности.
Осуществление регулярной диагностики субъектного опыта и учет ее результатов.
Планирование и организация деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики.
Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.
Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их поэтапное стимулирование и развитие.
взаимодействие всех субъектов, подразумевающее гибкость и вариативность позиций педагога и детей.
организация развивающей среды в группе ДОУ.
Давайте рассмотрим, как меняется игровая позиция воспитателя в соответствии с возрастом детей.
Позиция Сюжетная игра
«Партнер» - носитель игровых умений Со-игрок
«Помощник» в случае затруднения Советчик
(эпизодическая роль-реплика)
«Координатор» игровых замыслов и общения Консультант
«Наблюдатель» -- --
В младшем возрасте педагог является основным носителем игровых умений.
В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек. Для организации таких игровых ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя-достаточно эмоционального обращения к детям или необычность позиции взрослого – игра с куклой. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые действия полушутя, давая детям понять, что это игра.
Во 2 младшей группе так же как и в с детьми раннего возраста основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми, но направлена она уже не на формирование игровых предметных действий, а на развитие ролевого поведения. Воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого воспитатель использует такой приём, как создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребёнка. Осуществляется это в несколько этапов: 1шаг - оживление представлений ребёнка в беседе (например. Воспитатель расспрашивает одного ребёнка, как он ходил к врачу: что у тебя болело? Ушко? А что делал доктор? Смотрел ушко? Как он велел тебя лечить? А что мама делала? А что мама сказала? 2 – следующий шаг – создание проблемной ситуации- игрушки заболели, у мишки завязано ушко, а доктора нет. Воспитатель предлагает ребёнку полечить игрушки, проговаривая и выделяя элементы сюжета (Полечишь? Вот у меня и зеркальце есть и пипетка? А потом компрессор привяжи и скажи мишке: «Не снимай!».) 3 шаг – проигрывание ситуации.
В этом возрасте воспитатель предоставляет возможность детям для самостоятельных игр. В самостоятельные игры детей педагог вмешивается только при необходимости (при зацикливании ребёнка на одном и том же действии-ребёнок сидит и долго крутит руль, воспитатель говорит: «Твоя машина за кирпичиками поехала? привезёшь кирпичики и будешь строить дом?»- тем самым педагог наполняет действия ребёнка смыслом).
2-3 раза в неделю воспитатель создаёт проблемно-игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.
Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Очень эффективны в таком возрасте разговорные ситуации в играх типа «телефонный разговор».
В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется:
В начале реализация поставленных задач осуществляется воспитателем с позиции «со-игрока» в совместной игре с детьми. Это происходит через создание игровых ситуаций, где воспитатель берёт на себя главные или второстепенные роли, но развивает сюжет изнутри.
Далее воспитатель переходит к осуществлению в игровом взаимодействии с детьми позиции «помощника». Взрослый находится рядом с детьми, помогает им в случае затруднения, направляет их действия. Воспитатель создаёт и помогает разрешить проблемные ситуации через предметно-игровую среду, не принимая активного участия в игре.
В старшем возрасте позиция педагога в основном помощника и координатора. В этом возрасте (как мы говорили ранее) усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Здесь велика роль педагога. Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такими профессионально-педагогическими умениями:
наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;
обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре;
организовать начало игры; побудить к ней детей;
проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;
использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.);
менять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на высокий уровень
включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение);
предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей
обсуждать и оценивать игру
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.
И в заключении хотелось бы вернуться к началу своего сообщения и вспомнить виды сюжетно-ролевой игры:
С Х Е МА на слайд
Мы можем видеть, что еще не говорили об ещё одной линий развития СРИ - об игре придумывании.
Её мы увидим во время открытого просмотра в подготовительной группе.
Но чтобы было легче ее восприятие и вы могли отметить для себя в процессе просмотра особенности ее сопровождения, я немного раскрою суть и особенности.
Во первых хочется отметить, что в литературе вы можете встретить термины игра-придумывание, игра-фантазирование. В словаре русских синонимов придумывание  есть — фантазирование, складывание, измышления, сочинительство, сложение, изобретение, выдумывание. Я буду говорить игра-придумывание.  
Игра-придумывание – это более высокая ступень сюжетной игры. Как уже говорилось, каждый новый способ построения игры (на данном этапе - совместное сюжетосложение) формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от более простых, ранее усвоенных способов. Сделать именно совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода - совместной со взрослым «игре-придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде.   Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность со взрослым. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы.      Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения "расшатывания" уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.    Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Основное средство — игра-придумывание. Этапы работы над игрой-придумыванием:
1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение)
2. Преобразование известной сказки (2—3 раза):
• замена главного героя;
• замена искомого объекта или персонажа;
• замена волшебного средства;
• предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов)
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими.
4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров» (соединение сюжетосложения с ролевым взаиодействием)
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов) (до 4—5 человек).
Уже на первоначальных этапах после игры придумывания со взрослым у детей может возникать желание самостоятельно ее продолжить. Иногда они пытаются продолжить сюжет дальше в речевом плане, но чаще придуманный со взрослым сюжет служит толчком для игры с распределением ролей, развертыванием действий с игрушками. Следует поддерживать эти стремления, но никак не навязывать им «разыгрывание» придуманного сюжета.
Главное то, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельности игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.
Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Желаю вам полюбить игру, и тогда дошкольное детство ваших воспитанников наполнится радостью и счастьем.