Эссе Размышления о профессии

Понимаешь, мама, я - учитель.

Тихо в доме. Тепло. Ночные сгущаются сумерки. У меня выдалась свободная минутка, и я хочу ответить на все твои вопросы, которые ты постоянно задаешь мне. Почему я не ухожу из школы, где так мало платят? Почему я так поздно прихожу из школы домой? Почему я мало внимания уделяю тебе даже вечером и постоянно занимаюсь уроками? Почему ко мне домой постоянно приезжают, приходят ученики и звонят в любое время суток? Понимаешь, мама, я – учитель. Как сложно и трудно идти дорогой, выбранной мной. А ведь когда я собиралась быть учителем, я не знала, какую тяжелую ношу взваливаю на свои плечи. Я больше думала о том, что мне придется ставить отметки, а не давать знания, отвечать за эти знания и самое главное - воспитывать детей. И совершенно не задумывалась о том, какими качествами я должна обладать, что я должна приобрести и от чего отказаться. Плодом многолетних моих раздумий стала уверенность в том, что, чтобы быть настоящим учителем необходимы:
любовь к детям
наличие фундаментальных знаний;
высокий профессионализм;
бескорыстие;
благородство души;
стремление к постоянному поиску;
максимум желания;
огромное трудолюбие;
высокое вдохновение;
адское терпение;
дружная команда;
море юмора;
И еще учитель должен быть увлеченным человеком, так как только увлеченный человек может увлечь других и повести за собой.
Я счастлива, что в моей жизни был и есть учитель, который как огонек, как дуновение свежего ветерка в жаркий день вселил в меня надежду, зажег стремление пройти этот необыкновенно красивый, но не простой путь. Мой учитель – Тамара Александровна Боргенс, у которой я всегда ищу ответы, когда я сомневаюсь, когда мне трудно, когда мне нужно найти выход из безнадежной ситуации. Она вселила в меня то главное, без чего не может быть настоящего учителя. Нет учителя без веры в ребенка. Твое доверие помогает ему раскрыться и в свою очередь довериться учителю. Важно, чтобы ребенок верил учителю! Ведь без взаимного доверия не может быть процесса обучения и воспитания. Высшим критерием учителя для ребенка является наличие у него чувства справедливости. Все эти качества, удачно сочетаемые в учителе, позволят осуществиться детской мечте, защитят их от многих бед нашего противоречивого мира. Общаясь с Тамарой Александровной, я поняла, что дорогу в профессии я должна искать самостоятельно, изучая опыт прошлых поколений учителей и сочетая этот опыт с новыми технологиями, новыми методами и подходами в вопросах обучения и воспитания детей. Все это нужно донести это до ума и сердца своих воспитанников, чтобы отозвалась каждая струнка ребячьей души. Именно об этом восточная легенда об арфе, которая так потрясла меня. Ее сделали из чудо-дерева, растущего в ущелье дракона. Много музыкантов пытались на ней играть, но арфа отвечала такими ужасными звуками, что человеческое ухо не могло выдержать. И вот однажды ее взял в руки великий музыкант – взял с нежностью и любовью. И, о чудо, арфа зазвучала. Да как! Она пела о временах года, о весне, когда щебечут птицы и бутоны цветов тянутся к небу, об осени, когда светит острая, как лезвие клинка, луна и слышен рев тигра. Она пела о любви. Император спросил музыканта «В чем секрет твоей победы над арфой?» «Повелитель, - ответил тот, - секрета нет. Просто все. Кто на ней играл, хотели петь о себе, я же дал арфе возможность петь то, что желает она сама».
И я пытаюсь видеть в каждом его неповторимость, найти изюминку и развить все лучшее, принимая ребенка как данность. Я всегда помню, что ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. А как можно этот факел зажечь? Только сгорая сам!
Вот так, в сомнениях и исканиях идет жизнь твоей дочери. А это – уроки, тетради, вечера, встречи, расставания, надежды, слезы, разочарования. Теперь ты понимаешь – я учитель! И иначе жить я не могу.

15