СТАТЬЯ по теме «Практическое применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №233
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА












СТАТЬЯ


«Практическое применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе»











Подготовила учитель начальных классов
Белошапкина Алина Олеговна









Санкт – Петербург
2015 год
  Личностно-ориентированный подход это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
        Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
        При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.
Всех учащихся по типу восприятия материала можно разделить на три группы:
«зрители»
«слушатели»
«деятели»
«Зрители» познают мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают движение, цвет, форму и размеры. Таки дети предпочитают настольные игры, охотно мастерят, рисуют, моделируют, быстро осваивают компьютер.
«Слушатели» познают мир, воспринимая голоса и звуки, опираясь на слуховые ощущения. Раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Такие дети правильно и хорошо говорят, охотно читают вслух, любят слушать радио, предпочитают разговорные игры.
«Деятели» познают окружающий мир тактильным или кинестетическим способом, т.е. путем непосредственного прикосновения или движения. Обладают хорошо развитой макромоторикой, активностью, координацией, ориентацией в пространстве. Эмоционально неустойчивы, раздражительны и ранимы, неспособны в течение длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете, не готовы бороться с трудностями.
Выяснив ведущий тип восприятия своего класса, учитель может использовать различные задания, которые будут одинаково доступны для всех.
Например, на уроках литературного чтения при первичном восприятии произведения детям предлагается следить по тексту, подчеркивая незнакомые слова и слушая чтение учителя. Таким образом, дети воспринимали информацию самым удобным для себя способом, но при этом учились задействовать другие каналы восприятия: «зрители» воспринимали текст на слух, «слушатели», наоборот, зрительно, а «деятели» добавляли к моторному (подчеркивание слов) восприятию аудио- и видео- восприятие.
При работе над стихотворениями можно предложить простучать ритм стиха, проговорить шепотом трудные слова или «прописать» слова в воздухе.
При изучении и прозаических, и поэтических текстов возможны следующие виды работ:
Изобразить движениями, пантомимой любой персонаж или эпизод, инсценировать эпизод, читать про себя (вслух), положив под строчку линейку – задания, ориентированные на детей – «деятелей»
Подобрать словесные описательные характеристики персонажа; придумать сказку; продолжить текст по его началу; прочитать вслух – задания, ориентированные на детей – «слушателей»
Проиллюстрировать эпизод, персонаж и т.д., найти и подчеркнуть в тексте тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), нарисовать мультфильм – задания, ориентированные на детей – «зрителей».
На уроках русского языка возможны следующие виды работ:
«усиление» или «уярчение» орфограммы, т.е. выделение того места в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Дети – «зрители» могут нарисовать трудную для запоминания букву в составе слова, «слушатели» прокричать ее, а «деятели» прописать в воздухе.
Зрительные диктанты
Слуховые диктанты
Письмо слов, предложений в воздухе
Рассказывание правил с разной интонацией (грусть, радость, обида и т.д.)
Инсценировка
Подобные упражнения позволяют учащимся лучше осваивать учебный материал, учат их ориентироваться в мире, учитывая разные возможности разных людей, создают условия для воспитания толерантности. Разнонаправленность упражнений позволяет реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцированного обучения, заложенные в ФГОС.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
2.  Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
3.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с. 
Интернет – ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15