Дифференцированный подход на уроках русского языка как одно из условий личностно ориентированного обучения (обобщение опыта)


Дифференцированный подход на уроках русского языка как одно из условий
личностно ориентированного обучения.
Обобщение педагогического опыта Морозовой Е.И.Анализ моей педагогической деятельности показал, что одним из недостатков обучения в школьной практике была ориентация на «среднего» ученика. Всех учили одинаково, по единым программам, одними и теми методами обучения. В результате этого возникло противоречие между единым образовательным процессом, единым содержанием образовательных программ и разным уровнем развития обучающихся, различием их индивидуальных возможностей. Это противоречие потребовало поиска новых путей обучения и воспитания.
Это послужило основанием для моей работы над темой по самообразованию: «Дифференцированный подход на уроках русского языка как одно из условий личностно ориентированного обучения». Над этой темой я работаю 3 года.
Цель моей работы - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Задачи:
1) изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме дифференцированного обучения в школе;
2) обосновать необходимость дифференцированного подхода на уроках русского языка;
3) индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.
В основу моей педагогической системы положены работы по использованию дифференцированного подхода в обучении: концепция Т.К.Донской, идеи В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения», Дьяченко В.К., автора «Групповые технологии», идеи педагогов-новаторов.
Дифференцированный подход - это и обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, развитие индивидуальности ребенка, формирование самостоятельности, трудолюбия и творчества, использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса.
Основная задача дифференциации - организация учебной деятельности, которая раскрывает индивидуальность ученика, помогает развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Сводится она к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей каждого ученика. Дети делятся на группы по степени обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов. Используя различные способы организации деятельности и единые задания, я дифференцирую детей по:
• уровню умственного развития;
• степени самостоятельности учащихся;
• характеру помощи учащимся; •
• форме заданий.
• личностно-психологическим типам.
Одна из форм дифференцированного обучения - групповая работа. Подобная организация труда обучающихся высокоэффективна. Она позволяет вовлечь каждого в процесс познания, воспитывать ответственность за качество, как своих знаний, так и других ребят в группе.
Сначала провожу диагностику учебных способностей и делю обучающихся на группы. Чтобы не оскорбить детей таким делением, я назвала группы: 1 - «Творчество», 2 -«Развитие», 3 - «Решение».
В группу «Творчество» попадают дети, обладающие высоким уровнем аналитической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, богатый словарный запас.
В группу «Развитие» - не умеющие концентрировать своё внимание и допускающие ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее изученного.
Группу «Решение» составляют обучающиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.
С учетом данных диагностики провожу дифференцированное обучение на определённых этапах, которые определяю во время подготовки к уроку. Задача учителя -довести слабых обучающихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности обучающихся возросла, а доза помощи учителя уменьшилась. Сильные ученики нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, - именно это и позволит им максимально реализовать и развить свои способности. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
Домашние задания тоже даю дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников 1) легко усваивающих материал, 2) испытывающих определенные затруднения, 3) имеющих существенные пробелы в знаниях. Задания на первых этапах рекомендую детям, далее они могут выбирать сами. Домашние задания даю не только по учебнику, но и на карточках, предлагаю выписать предложения на заданную тему из литературных произведений, выписать слова из текста на определённую тематику.
Проверка домашнего задания тоже требует дифференцирования. Уже несколько лет я работаю без «двоек». Если в силу каких-либо причин домашнее задание не выполнено, я даю возможность выполнить подобные задания на уроке.
К оценке знаний подхожу дифференцированно, т.е. учитываю индивидуальные особенности обучающихся. Очень важно отметить ученика, который в силу каких-либо причин отстает, но старается догнать класс.
Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю и работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями, карточки для взаимопроверки и самопроверки.
В группах сменного состава я провожу и словарные диктанты. Делю класс на группы по 4-5 человек. В каждой группе назначается консультант. Задача группы -записать под диктовку консультанта выученные слова. Слова проговариваются и объясняются по цепочке. В случае затруднения отвечающего правописание слова объясняет другой ученик или консультант. Важно, чтобы все в группе запомнили, как пишутся данные слова. Даю дифференцированные задания: 1 - составить предложения с пятью словами, 2 - составить словосочетания с пятью словами, 3 - записать 5 словарных слов по памяти. Такой вид работы можно проводить как в 5 - 6 классах, так и в 10 - 11. В.
При объяснении трудный материал разъясняется учителем. Сведения, основанные на уже известном учащимся материале, могут быть изученными самостоятельно. Но при любой форме изучения нового материала у учителя есть возможности для дифференциации. Так, в первом случае учитель объясняет материал на уровне более высоком, чем минимальный, предоставляя таким образом сильным ученикам возможность узнать больше того, что определено программой базового минимума. Самостоятельное изучение нового материала дифференцировать несложно. Здесь существенную роль играет метод опережения. Для этого необходимо заранее сформулировать задания для разноуровневых групп класса: 1) записать вопросы к параграфу, 2) составить план параграфа, 3) составить тезисы параграфа. Это самые элементарные задания при такой форме изучения нового материала. При этом задания третьей группы носят опережающий характер, так как правилам составления тезисов дети учатся на уроках русского языка только в 9 классе. Следовательно, задания высокого уровня могут быть творческими.
При изучении нового материала в 7 классе начале урока всему классу ставлю одну и ту же задачу: научиться различать краткие и полные причастия. Для работы предлагается текст. Объясняю учебный материал всему классу. Если после объяснения не последовало вопросов от учащихся группы «Творчество», они получают задание: найти в тексте краткие причастия, составить с ними предложения по схемам или небольшой текст на заданную тему, определить синтаксическую роль причастий. Задания даю на карточках.
Для обучающихся групп «Развитие» и «Решение» проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то группа «Решение» получает задание с элементами творчества: переписать текст, определить синтаксическую роль причастий. Задание даётся на карточках.
Для учащихся группы «Развитие» объясняю тот же материал с использованием таблиц, параграфа учебника, алгоритма. Если в это время требуется помощь обучающимся второй группы, сильный ученик выступает в роли консультанта. Даю задание по учебнику: от полных причастий образовать причастия в краткой форме. Выполняется упражнение совместно с учителем. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному материалу, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений.
Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика.
Нужно заметить, что деление на группы, по своей сути, условно. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, овладевает учебным материалом, он может перейти из одной группы в другую.
Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов. Провожу зачеты на уроках систематизации знаний. После анализа контрольного диктанта выявляется проблема: написали работу хуже, чем предполагалось. Вот здесь я и даю возможность исправить отметку за диктант, подтвердить свои знания. Сначала такую работу проводила сама, затем стала привлекать детей, усвоивших учебный материал на «отлично». Проанализировав ошибки за несколько контрольных уроков, объединяю детей в группы, которые получают задания различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества учителя и учеников, атмосферу доброжелательного отношения. В результате у каждого обучающегося есть возможность улучшить или подтвердить свои знания по теме. Интересной для меня стала статья Г.А.Богдановой «Тематический зачёт как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат». Взяла за основу этот материал для проведения урока контроля над усвоением учебного материала, адаптировала его. Зачетная работа состоит из двух частей -обязательной и дополнительной. У каждого есть зачетная книжка, в которой ставятся баллы за каждое задание зачетной работы. Даю ученикам право выбора: выполнить задания определенного уровня. Задания с пометками «3», «4», «5» лежат на столе. Заранее провожу работу с консультантами, и на момент зачета они готовы помогать в проверке. Консультанты проверяют выполненные задания, ставят отметку в зачетной книжке. Затем обучающиеся выбирают задания по своему желанию. Можно выполнить только обязательную часть зачетной работы и получить просто «зачет». Со временем тех, кто ограничивался ранее выполнением только обязательной части, становится меньше, у них появляется желание сдать зачет на повышенном уровне. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого обучающегося, но и для его одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя.
Приемы дифференцированного обучения необходимы и на уроках подготовки к ЕГЭ. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.
Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, в основном, ведется в 10-11 классах. Уровень подготовленности учащихся, пришедших в 10 класс из разных классов, различный, что создает определенные проблемы выбора методов обучения, нехватки времени на ликвидацию пробелов в знаниях. Таким образом, наиболее удачным оказывается на уроке использование принципов дифференциации обучения, суть которых заключается в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; используя имеющиеся у детей способности, учить с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, • Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.
• Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Вот некоторые исследования, которые были проведены совместно с психологом школы за 2010 - 2013 учебный год:
• уровень воспитанности обучающихся (по методике Н.И.Капустиной).
Цель - сформированность общей культуры. Анализ полученных данных выявил низкий уровень сформированности общей культуры, дисциплины, воспитанности, гражданской зрелости. Уровень воспитанности составил - 20%. Особое внимание в 2010 -2013 году следовало обратить на воспитание доброжелательного отношения к окружающим, требовательности к себе, вежливости.
Учитывая рекомендации психолога школы я продолжила работу с классом по воспитанию социально значимых качеств.
За 3 года проводилась целенаправленная работа с детьми, родителями, воспитателями социальных учреждений:
• индивидуальная работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении и поведении;
• психологическая помощь по индивидуальному плану;
• диагностика воспитанности;
• диагностика, определяющая уровень воспитанности обучающихся;
• профилактика суицида;
• диагностика готовности к профориентации;
• диагностика «Карта интересов»
• консультирование обучающихся и родителей по результатам диагностики;
• консультирование родителей по вопросам нервного напряжения перед экзаменами;
• рекомендации «Как справиться со стрессом.
По результатам диагностики в 2012-2013учебном году уровень воспитанности обучающихся повысился на 10% по сравнению с 2011-2012 учебным годом.
• Рейтинг предметов, цель - выявить проблемы в образовательной среде, обозначить пути их устранения.
• Уровень комфортности. Исследование проводилось в 2012-2013 учебном году, цель - удовлетворенность школьной жизнью. Анализ данных показал, что к окончанию основной школы обучающиеся стали испытывать чувство уверенности, защищенности, радости. В классе были созданы благоприятный социально -психологический климат и достаточно комфортные условия для обучения.
Применяя в воспитании приемы и методы дифференцированного подхода, я сумела
добиться следующих результатов:
• удовлетворенность учащихся условиями жизнедеятельности в коллективе;
• отсутствие правонарушений у обучающихся;
• систематическая работа с родителями и воспитателями;
• активное участие класса в конкурсах, фестивалях, смотрах;
• готовность детей к условиям жизни вне школы.
Анализ результатов работы с применением дифференцированного подхода в обучении русскому языку отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических трёхуровневых срезов. Полученный результат отражает уровень обученности и качества обучения каждого ученика и класса. В целом организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН.
Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика, то есть стабильно повышается рост качества обученности по годам и классам.
Сравнительный анализ качества обученности, результаты диагностических срезов, анализ сдачи экзамена в форме ЕГЭ в сравнении за 3 года представлены в таблицах и диаграммах.