Конспект урока по этике на тему Не стесняйся доброты своей (2 класс)

МОУ Лицей г. Истры









Занятие по этической грамматики во 2-д классе
На тему «Не стесняйся доброты своей »






Учитель: Гурьянова Н.В.





Истра, 2015 г.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся.
Задачи:
1.Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.
2.Формирование культуры общения, сотрудничества.
3.Развитие самооценки учащихся.
Оборудование: бумажные лучики солнца, клубок, цветик – семицветик, полянка, шкатулка доброты, ладошки, вырезанные из бумаги.


















Ход урока.
1.Орг. момент.
- Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть. У нас сегодня необычный урок по этической грамматике. Мы продолжим шагать по ступенькам этой мудрой науки. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. И не случайно я выбрала такую форму общения – круг.
- Как вы думаете, почему?
- Ребята, в кругу проще вести открытый разговор, это ещё есть возможность некоторое время быть вместе, вот так - глаза в глаза, рука к руке.
- Удобно, хорошо вам так?

2.Введение в тему.
- Ребята, вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Почему вам нравятся сказки?
- Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники.
- А все ли волшебники помогают?
- Какие бывают волшебники? (добрые, злые)
- А вам какие волшебники нравятся?
- Почему добрые? (потому что они творят добро)
- Что вы представляете, когда слышите слово «доброта»?

3.Основная часть.
- Мы заговорили о доброте и я хочу вам прочитать стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей» Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало. И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня.

-Как вы думаете, почему поэт сказал «не стесняйтесь доброты своей»?
(злым, обидным словом мы можем ранить, обидеть товарища, а дружбой надо дорожить и стремиться делать добро для близких людей)
-А давайте представим себе, что мы оказались в сказке в роли добрых волшебников
Давайте закроем глаза и перенесёмся на красивую полянку.
- Посмотрите, какая полянка. Вам нравится на ней? Опишите её.
- Ребята, случилась беда. Посмотрите, наше солнышко закрыла туча. Изменилась ли полянка? (стало темно, пасмурно)
- А вам как на ней стало? (неуютно и холодно)
- И вот тучка начала понемногу уходить. Появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах? (тепло)
- Верно. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам что? (внимание)
- Внимание, потому что он о насчто? (позаботился)
- Следовательно, доброта – это что? (внимание и забота)
- Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота.
- Ребята, вы хотите, чтобы больше не было тучи? Уберём её.
- Вот ушла туча. И как стало снова на полянке?
- А вы хотите почувствовать на себе теплоту, заботу и внимание лучика?
Учитель берёт лучик.
- Этот лучик – символ своего внимания, теплоты и заботы я дарю(учитель называет имя ученика), потому что у тебя добрые глаза, солнечная улыбка, тёплый взгляд.
- А ты кому хочешь подарить этот лучик? (ученики передают друг другу лучик и произносят слова с добрыми пожеланиями)
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам было приятно получить или подарить лучик?
- А кто наиболее нуждается в лучиках добра, тепла, заботы и внимания? ( инвалиды, пенсионеры, дети – сироты, животные)
- Так что дарите такие лучики добра тому, кто особенно нуждается в тепле, заботе.
- Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.
- Посмотрите на нашу полянку, ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне?
- Конечно, цветик – семицветик. Кто хочет его оживить? Как это сделать? (при помощи волшебного заклинания)
- Давайте его вспомним и произнесём.
- Лети, лети лепесток, через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели.
- 7 человек будут лепестками этого цветка, а все остальные будут ветерком и будут помогать кружиться нашим лепесткам. (дуть, плавные движения рук)
- А тот лепесток, который я оторву, прилетит к кому- то из вас, кого он выберет, и произнесёт доброе пожелание, которое его бы обрадовало.
- Действительно, цветик – семицветик волшебный. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы. Но ведь опять не все почувствовали это, верно?
- Посмотрим, нет ли на нашей полянке ещё чего – ни будь волшебного? Оказывается, есть- клубочек. Надо проверить, в чём же его волшебство.
- Встанем все в круг.
Учитель подходит к одному из учеников и говорит:
- Потяни клубочек за ниточку. Действительно, клубок волшебный. Как ты только взялся за ниточку, я увидела все твои лучшие качества. Хочешь я тебе их назову? Ты вежливый, справедливый, отзывчивый
Ученики передают клубок друг другу, при этом называя лучшие качества одноклассников.
- Ребята, посмотрите, у нас получилась паутинка. Мы её назовём «паутинкой добра».
- Ребята, сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.
- Что такое зло? (противоположное добру: дурное, плохое)
- Где вы встречались со злом?
- В последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, к природе.
-А теперь послушайте сказку.
«Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не лететь дальше, поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда- то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое- что сказать.
Бабочка радостно подлетела к цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и ,горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
- Что вы почувствовали, когда я читала эту сказку?
- Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик? (Бабочка была очень доброй, зато, очень нехорошим оказался Цветок. Он обманщик, злой и корыстный, а мальчик тоже недобрый. Он не думал ни о природе, ни о Бабочке)
- Ребята, вот вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим , добрый человек обо всех заботится и никого не не обижает; добрый, значит вежливый, заботливый, нежадный)
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. Вы должны чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Добро и зло творить
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!
- Что нужно иметь, чтобы быть добрым? (добрую душу, доброе сердце)
- К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои недостатки и свои достоинства. И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Дети читают хором.
Помогай там, где нужна твоя помощь.
Заботься о близких.
Выручай друзей в беде.
Будь терпим к другим людям.
- Ребята, посмотрите, какая-то коробка. У неё есть название. Это «шкатулка доброты».
- А теперь вам каждому нужно будет записать на листочке свои добрые дела, которые бы вы хотели сделать кому- ни будь из близких вам людей. Мы положим ваши листочки в «шкатулку доброты» и в дальнейшем узнаем, как ваши желания исполнились.
Включить музыку.
Дети записывают свои добрые дела, которые бы они хотели совершить. После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.
4.Итог урока.
- И вот как говорится в одной из сказок, наше время истекло. И нам нужно возвращаться с волшебной полянки обратно в класс. Давайте закроем глаза, и вот мы снова очутились в своём классе.
- Скажите, пожалуйста, ребята, хотелось ли вам уходить с этой полянки? Почему?
- Ребята, какое качество в людях вы считаете главным и больше всего будете ценить? (доброту)
Учитель читает стихотворение.
Я доброту считаю
Всех благ земных дороже
Ведь без неё, я знаю
Никто прожить не может.
Она, как солнце, освещает Путь человека непростой.
И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.

- Ребята, что изменилось в вас после этого урока?
- А теперь я попрошу вас вытянуть ваши руки вперёд. Потрите друг о друга ваши ладошки. Почувствовали, как они становятся всё теплее и теплее. А сейчас приложите свои ладошки с ладошками своего соседа, сидящего рядом с вами. Поделитесь каждый своим теплом, своей добротой.
- Что вы сейчас испытали?
- А теперь дайте друг другу ваши тёплые ладошки и споём песню кота Леопольда «Если добрый ты».
Дети поют песню.
- Ребята, я думаю, что многие из вас не любят лекарства. Но я решила принести лекарство, но только от грубости, чтобы вы всегда были добрыми. Только запомните: перед тем, как их принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство обязательно подействует.
Учитель раздаёт детям конфеты.
- Ребята, мне сегодня было с вами тепло, уютно и легко. Спасибо вам за активную работу. Желаю вам успехов и удачи.
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Если вам было интересно на уроке, подарите нашему солнышку свои ладошки, вырезанные из бумаги?
Дети приклеивают ладошки на лист. Включить музыку.














15