Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Приглашают казаки — не стесняйся, заходи!»


Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
«Приглашают казаки - не стесняйся, заходи!»
Ход мероприятия.
Дети сидят по кругу. Музыкальная заставка. Ведущие в костюмах казака и казачки. КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Учитель: -Здорово дневали, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Припасли мы для вас забав на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли вам видно, всё ли слышно? Всем ли места хватило?
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Под музыку ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
Учитель-Волей судьбы, вы, ребята, оказались Жителями чудесного места – Донской земли. Много лет прошло с той поры, как переселились люди на Дон , а традиции не потерялись годами, а сохранились и передаются из поколения в поколение.
- Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим путешествие в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, одежде, традициях.
Под музыку дети строятся и читают стихи.
1. Средь донских степных полейИ кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текутКазаки давно живут. 4. Память предков охраняют,Веру в Бога почитают,И обычаи свои Сохраняют на Руси.
7. Нет на свете плясок краше,Если вдруг казак запляшет,Если хором запоет – Удивит любой народ.
2. Гордый и лихой народЗаслужил себе почет:Храбрость, мужество, отвагуНа своих плечах несет.
5. Всех обычаев не счесть:Казаку превыше честь,Сабля – гордость казака,Не прожить им без коня, 8. Независимый, свободныйРод казачий очень гордый.И не даром на РусиВсем знакомы казаки.
3. Честью с детства дорожат,Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,Песни звонкие поют. 6. Без ухи и без добычи,Уж такой у них обычай.И готов любой казакЗа Россию постаять.
Дети под музыку садятся.
Учитель:: Край Донской – малая Родина. Если ты родился и вырос в Донском крае, ты никогда не перестанешь любить его и гордиться им.
Видео «Степь Донская»
На Дону мы родились , На Дону живём,
Любим родину свою
И о ней поём!
Мы за Родину горой
Дружно вместе встанем,
И казачий гимн донской
Громко-громко грянем!
Гимн(прослушать)
Учитель:- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, или села. А может с задорной казачьей песни. Или с рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это в наше с вами, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Видео «Мы живем в России»
Учитель – А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?
Откуда они появились?( Ответы детей)
(- 1.Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи
.2. Слово «казак» в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
Учитель: Молодцы! Ребята, а вам интересно узнать, как жили казаки? Сейчас вы познакомитесь с их жилищем.
Презентация
В ковылях средь серебряной рани, В цветущей душистой степи Казаки себе стан выбирали У извилистой тихой реки.
1 слайдНа Дону казаки селились на островах, ПОЧЕМУ? чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Позже городки стали называться станицами.
Слайд 2
Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом
дома из дерева и камня.
Когда строили дом, был такой обычай:- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось." Слайд 3
Казачий курень -двухэтажный. Это
спасало от разливов рек
слайд 4
На первом этаже жили домашние животные ( куры, гуси, овцы, корова и т.д.)
Слайд
Главное помещение в казачьем курене - «зало» - Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты располагались иконы. Ведь казаки – люди верующие.
Иногда под иконами лежала фуражка - значит, хозяин дома погиб и семья «под Божьей защитой»
Слайд
На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
Слайд
Следующая комната в курене – это спальня. Как вы думаете, что в спальне являлось, неотъемлемой частью? В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому обязательной была прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
слайд
и, конечно, в каждом казачьем курене была гордость каждой хозяйки – кухня.
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой. .слайд Посуда была глиняная. Её делали гончары. Особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин.(показать). Если в сильную жару в кувшине вода оставалась прохладной, значит кувшин дышал.
Ели в семье прямо из чугунка(показать), у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу
Слайд
Учитель:теперь мы знаем как жили казаки. Ребята, а теперь, обратите внимание на традиционные казачьи костюмы.
Основой мужского казачьего костюма были рубаха, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.
Любимым нарядом казачек были юбка и кофта – у нее интересное название -кубелёк..
- потом появилась форма красно-синего цвета. Кто знает, почему ? Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Учитель: ребята, а как казаки любили петь и на каждый случай у них были свои песни. А наши мальчики пропоют песню с которой казаки шли в поход.
Учитель: Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово я передаю.
Послушайте походную казачью Песню. (Дети исполняют песню)
Учитель: Из похода казака ждала его семья.
Слайд
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Слайд
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек.
Слайд
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами
На плечи матери ложилась вся работа по дому, питание семьи (стол праздничный, стол будничный), забота о белье и ремонт одежды.
слайд
Родители с детства приучали детей к труду и во всем показывали пример.
Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:
слайд
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Слайд
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Но время для игр оставалось. Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Слайд
Девочку в доме очень любили. Праздновали «первый шаг» – дарили ленточку «на бантик», платочек – «в церковь ходить». Подарки буквально сыпались на девочку, но это не означало, что жизнь была сплошным праздником. В пять лет девочка могла быть нянькой, а постарше помогали матери по хозяйству. Учились шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь делать каждая казачка. Обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
слайд
Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
Учитель:: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга. 
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 
Ребенок 2: Начни 
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 
Ребенок 2: А я знаю другую сказку. 
Ребенок 1: Какую? 
Ребенок 2: Мы с тобой шли? 
Ребенок 1:Шли 
Ребенок 2: Кожух нашли? 
Ребенок 1: Нашли 
Ребенок 2: Я тебе его дал? 
Ребенок 1: Дал 
Ребенок 2: Ты его взял? 
Ребенок 1: Взял 
Ребенок 2: Где же он? 
Ребенок 1:Что? 
Ребенок 2: Да кожух 
Ребенок 1: Какой 
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается) 
Ребенок 1: Шли 
Ребенок 2: Кожух нашли? 
Ребенок 1: Нашли 
Ребенок 2: Я тебе его дал? 
Ребенок 1: Дал 
Ребенок 2: Ты его взял? 
Ребенок 1: Взял 
Ребенок 2: Так где кожух? (на повышенном тоне) 
Ребенок 1: Что? 
Ребенок 2: Да кожух 
Ребенок 1: Какой? 
Учитель: стоп, стоп… И так до бесконечности…
А вот еще одна сценка.3. (Хозяйка и сынок):
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?
(Хозяйка обращается к другому сынку)
-А ты ,Федул, что губы надул?
-Кафтан прожог.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Учитель :  Но не только дурачить друг друга любили казаки. Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
 В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет. 
Нож подавать человеку лезвием значит желать ему зло. 
Теперь мы узнаем еще немного интересного о нашем крае.
Видео мульти россия ростовская обл.
Учитель :  Казаки были очень веселыми людьми и любили сочинять частушки.
А теперь пришел черед и нам поиграть частушки.
Казачка:
Казак любит пошутить
Да пропеть частушечку.
А к частушке той прибавить
Шутку – прибауточку. 2 Из-за Дона, из-за гор Едет дедушка Егор. Дети на телятках Внуки на козлятках. 4 Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
1 Щука плавает в Дону.Спит на яблоне в саду...Шерсть смотали мы в клубок, Выйдет шелковый платок. 3 Чтобы печка разгорелась,Надо жару поддавать,Чтоб частушка лучше пелась.Надо пляской помогать.
5 Ой,ребята, та-ра-ра,На Дону стоит гора.А на той горе дубок, А на дубе воронок.
7 Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли.А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали.
Учитель : А не устроить ли нам словесное состязание? Донской край богат своими говорами А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!
Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Итак, я буду называть устаревшие слова, а вы постараетесь объяснить их современное значение:
Вечерять – ужинать
Цибарка – ведро
Зависка – фартук
Курень – дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки , Чоботы – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Жменя – горсть
Батя (отец)                                           
Нехай (пусть)                                       
Хворать (болеть)                                 
Хата (дом)                                        
Буханка (булка)
Бачить – видеть
Нэма - нет
Гарно – красиво

Учитель: Издавна на Дону после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть, спеть да станцевать.
Нет цены казачкам нашим,
Хоть картины с них пиши,
И поют они, и пляшут,
И в работе хороши!
Эх, топну ногой,
Эх, топну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу!
Эх, ма, берегись!
Не зевай, посторонись!
Повернёшься, налечу,
Упадёшь, так растопчу!
Казачий танец
теперь вы стали ещё ближе к нашим предкам- донским казакам, к их обычаям, традициям, быту. Впереди у нас еще много нового и интересного, поэтому точку мы не ставим.
(Дети читают стихи).
В донском краю шумят деревья
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина, родина моя.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить
  Жива традиция, жива.
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
Вот и настал момент прощанья, Будет краткой наша речь.Говорим мы «До свиданья,До счастливых новых встреч!»
И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»
Учитель: По традиции казаки не отпускали гостей без песни величальной.
Итоговая песня
На этой торжественной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Примите от нас гости дорогие на память о сегодняшнем дне оберег – куклу- крупеничку.

.