Урок литературы по теме: Мир природы в авторской сказке Л.А. Чарской «Зимняя сказка». ( 2 часа)

Урок моделирования и преобразования модели.
по литературному чтению. 2 класс.
Учитель: Ковалёва Людмила Александровна
Тема: Мир природы в авторской сказке Л.А. Чарской «Зимняя сказка». ( 2 часа)
Цели: 1). развивающий аспект:
развитие речи учащихся;
развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
формирование действий контроля и оценки;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание чувства прекрасного;
3) познавательный аспект:
формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения;
формирование представления об особенностях повествовательного жанра на материале сказки;
формирование умения понимать авторский замысел, формулировать тему и идею художественного произведения.
Тезаурус урока: волшебные превращения в авторской сказке; характер героя.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
-Дома вы делали раскадровку «Осенней сказки» Н.К.Абрамцевой. Какие трудности у вас возникли?
Создание ситуации успеха.
- Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одно авторское произведение- это сказка ещё одного талантливого автора Л.А.Чарской – известной писательницы, в последнее время снова много читаемой детьми и взрослыми. На прошлом уроке мы уже познакомились со сказкой Н.К.Абрамцевой «Осенняя сказка» и рассмотрели портрет Осени.
Сравним же его с портретом Зимы.
3.Постановка учебной задачи:
-А как же мы сможем это сделать? (прочитаем эту сказку и проанализируем её)
Чтение сказки учителем.
Чтение учащимися про себя самостоятельно.
Чтение островками.
- А теперь попробуйте нарисовать иллюстрацию к этой сказке. Найдите в тексте сказки выражения, которые соответствуют твоей иллюстрации. Прочитайте их.
Рассматривание иллюстраций детей и их обсуждение. Выставка рисунков.
- Поясни, какие краски тебе понадобились для более точного создания живописного образа Зимы.


Урок второй.
На доске – выставка рисунков.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с авторской сказкой Чарской «Зимняя сказка», вы должны были изобразить Зиму. Я вижу Весну убегающую от Старухи Зимы.
Я правильно поняла сюжет ваших рисунков?( нет)
- А почему же Ваша Зима такая красочная, ведь на улице сейчас тоже Зима, а там только я вижу белую и серую краски?
- А где вы об этом прочитали? Я что-то не помню такого!
- Не верю! А кто прочитает так, чтобы все кругом поверили?
4. Анализ текста сказки по вопросам.
Какие превращения совершает Зима?
(борется с осенью) Как она это делает?(дохнула белов. красавица)
Подтверди свои предположения отрывком из сказки.
- В какой русской народной сказке происходят такие же волшебные превращения в природе?
( «Морозко», здесь только зима особенная, она хочет всем нравиться, даже говорит об этом, она хочет, чтобы лес, природа были красивыми, настоящим «царством белой красоты» Зима здесь удивительная, привлекательная, яркая. )
Какие слова и выражения указывают на необычный характер Зимы? Найди их в тексте и подчеркни.
( Зима победила..
Мчится стрелою.
Вы что дубы могучие)
В начале сказки есть выделенные слова. А почему они выделены жирным шрифтом?
Автор, используя их, хотел показать «живой» характер Зимы. А есть ли такие слова и выражения дальше? Самостоятельно найди подобные слова и выражения во всей сказке.
Подчеркните их еле заметно, чтобы не испортить книгу. Прочитай их. ( много олицетворения, поэтому героиня показана живой, шумной, деятельной. В сказке много эпитетов, для того чтобы создать красочное описание.)
Почему Зима названа автором Царевной? Докажи своё мнение текстом. (Какие приметы должна иметь царевна? Конечно, это внешний вид и властный характер. Подарки у неё тоже царские: одежда хрустальная для ручья, монисто, ожерелья, подвески алмазные. Она показана очень щедрой и великодушной. Всё, что зима делает, идёт от чистого сердца. И все-таки автор не называет её царицей, зима ещё молода, ей хочется пошалить, показать свой неугомонный характер. Наверное, если бы она была царицей, то вела бы себя более сдержанно. То, что у неё властный, бойцовский характер, тоже можно доказать такими выражениями: « белыми доспехами опоясанная», «покатила на лихой тройке белоснежных коней» )
5.Моделирование и преобразование модели.
1) - А теперь попробуйте описать в небольшом сочинении образ Зимы таким, каким ты его представляете.
(5-10 минут дети работают самостоятельно)
2) Чтение сочинений в классе.
3) – Какой образ даёт более точное представление о Зиме, изображённой в сказке Л.А.Чарской? Чьё сочинение вам понравилось больше всего?
6.Итоговая рефлексия.
- Удалось ли вам раскрыть секреты авторской сказки? Всё ли вы смогли разглядеть? Есть ли ещё какие то секреты, вам неизвестные? Хотели бы вы познакомиться и с другими секретами?
- На следующем уроке мы с вами попробуем разобраться ещё с одним секретом авторской сказки.
7.Домашнее задание.
Отредактировать свои сочинения. на отдельных листочках .








13PAGE 15


13PAGE 14115




15