Конспект интегрированного урока по трудовому обучению и чтению в 4-5 классе по теме Царство цветов и растений

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ЧТЕНИЯ В 4-5 КЛАССЕ-КОМПЛЕКТЕ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предмет: Чтение и трудовое обучение
Тема урока: Царство растений и цветов
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - практикум
Продолжительность – 1 урок (40 минут)
Класс: 4-5 класс-комплект
Технологии:

Образовательные:
Технология коллективной мыслительной деятельности в системе малых групп (с элементами проектной технологии).
Здоровьесберегающая технология.
Игровая технология.

Педагогические:
технология личностно-ориентированного обучения.
технология коллективной творческой деятельности.

Информационные технологии:
Мастер электронных презентаций MS Power Point.

Произведен оптимальный отбор информационных технологий с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель урока:
Ознакомление обучающихся с ролью комнатных растений в жизни человека, раскрыть их экологическую значимость;
Формирование первоначальных знаний и представлений обучающихся о размножении растений с помощью корня; о правилах ухода за цветами;
Ознакомление обучающихся с приемом пересадки цветочных растений;
Обучение созданию цветов из цветной бумаги;
Коррекционная цель: коррекция нагляднообразной памяти и логического мышления на опыте в упражнении верных ответов при назывании органов растения и разгадывании кроссворда.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление обучающихся о пересадке и способах ухода за цветочными растениями;
познакомить обучающихся с некоторыми технологиями изделия цветов из цветной бумаги;
закрепить навыки детей по работе с бумагой: размечать детали определенной длины и ширины с помощью линейки;
упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Развивающая:
В процессе практической работы прививать навыки по пересадке и уходу за комнатными растениями, дизайнерского оформления интерьера;
способствовать овладению обучающимися новыми знаниями, продолжить работу над развитием творческих способностей;
вырабатывать практические навыки и самостоятельность при работе с растением.
Воспитывающая:
создание мотивационной среды для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы;
развитие способностей работать в группе;
воспитание уважения к труду и бережного отношения к живой природе;
формирование навыков соуправления и коммуникативности в коллективной работе.
способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.
Оборудование:
рабочего места учителя:
таблички с названиями цветов и датой посадки;
живые комнатные растения: каланхое, бегония, хлорофитум, виноград, фиалка, лиана,
побеги хлорофитума, фиалки, бегонии, каланхое, лианы (сциндапсус), винограда (циссус);
цветочные горшки с дырками на дне, дренаж,
скотч, заранее приклеенный на веточку из шпагата,
образцы изделий цветов, изготовленных из перьев и шпагата,
задания для гостей,
одежда для инсценирования рассказа:
папа – шляпа, лента см., фотоаппарат, лупа,
мама – очки, шляпка,
бабушке – платок, юбка.
рабочего места обучающихся:
стаканчики для воды, рассады, дренажа, земли,
клей - карандаш, тряпочка, салфетка на стол,
палочки для рыхления.
ИКТ – оборудование:
проектор;
компьютеры;
звуковые колонки; наушники;
компьютерная презентация по теме урока;
программное обеспечение: Windows XP, Office 2003, Microsoft Office Power Point 2003;
магнитофон;
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение);
наглядные (демонстрация презентации, самостоятельные наблюдения учащихся);
частично-поисковый, практическая работа.
элементы драматизации,
практическая работа: посадка веточек, изготовление цветов разными методами.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
сообщения обучающихся,
работа с презентацией,
практическая работа.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят обучающиеся в ходе урока:
Знать названия комнатных растений, знать различия по внешним данным, по приемам размещения в интерьере, важнейшие этапы ухода за растениями: полив, очистка растений, подкормка, пересадка.
Уметь: размещать цветы в интерьере квартиры, производить пересадку, полив комнатных растений.
Х О Д У Р О К А

Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Наглядность

Организацион. момент.
Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Птицы, звери, люди - все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями. Посмотрите на гостей.
- У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека.
Восприятие материала





СЛАЙД №1








СЛАЙД №2,3





2. Сообщение темы и цели урока
3 МИН.
- ребята, сегодня на уроке мы с вами побываем в царстве цветов и растений.
- Нас туда пригласили жители этого царства. Перед уроком пришла телеграмма. Прочитайте её.
ОЧЕНЬ РАДА БУДУ ДЕТЯМ,
ПРИХОДИТЕ, В ДОБРЫЙ ЧАС,
СРЕДИ ПОДСНЕЖНИКОВ, ТЮЛЬПАНОВ,
РАДА БУДУ ВИДЕТЬ ВАС!
- Кто мог ее послать? Узнаете, если отгадаете загадку:
Стоят на полянке сестрички: желтый глазок, белые реснички
- Теперь смело можем отправляться в гости в царство цветов.
А на чем же мы поедем, ведь машины нет у нас?
Ничего, не пропадем, мы туда пешком пойдем.


СЛАЙД№4

Слайд №5

Физкультурная минутка
1 МИН.
ВСТАЛИ. НАДЕВАЕМ САПОГИ,
ДА НА СПИНУ РЮКЗАКИ.
РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА!
ВЕСЕЛЕЕ ДЕТВОРА!
Обучающиеся имитируют движения под стихотворные строчки




Слайд №6

Инсценирование произведения Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»
8 МИН.
- Почему мы никого не встретили в лесу?
Куда же все растения подевались? Почему лес пустой стоит? Ни одного цветочка в нем нет? Фантастика – какая-то!
- Недавно мы с вами читали один такой фантастический рассказ.
- Вспомните, как он называется? («Солнце с белыми лучами»).
- Назовите автора этого произведения (Ю.Яковлев)
- Предлагаю вспомнить содержание этого рассказа.
ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА
Конечно, вы понимаете, что этот рассказ выдумка, сказка. Но необходимо беречь растения. Потому что они находятся под угрозой исчезновения.
К доске выходит группа детей, переодетых в костюмы сказочных персонажей. Они разыгрывают перед классом сценку из фантастического рассказа «Солнце с белыми лучами».
Мама – Леонова Л.
Дети: мальчики – Клепиков Е. , Грошев И.
Папа – Максимов Д.
Бабушка – Троян О.

Установление связи с пройденным материалом.
















Отгадывание кроссворда
4 МИН.










Отгадайте загадку:
«Дышит, растет, а ходить не может» (растение)
Есть одна группа растений и называется она «комнатные растения». Кто может пояснить, почему ее так называют?
Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы.
А сейчас давайте проверим, что вы знаете о комнатных растениях?
А для этого вам нужно ответить на мои вопросы:
1.Как называется главная надземная часть растения? Стебель
2.Как называется внесение минеральных удобрений в почву? Подкормка
3.Как называется емкость, в которой находится комнатное растение? Горшок
4.Как называется стебель вместе с листьями и почками? Побег
5.Как называются камешки, которые кладутся на дно горшка? Дренаж
-какое слово получается по горизонтали?
Корень.
- А что такое корень? подземная часть растения
- Вспомните, что необходимо для растений? (почва, вода, свет, тепло, воздух).
Помощников растений пять – как 5 пальцев на руке.
-Все комнатные растения придают нашему классу не только красоту, но и приносят пользу: повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли.



Фронтальный и индивидуальный опрос








Отгадывание кроссворда обучающимися
Ответы на кроссворд:
Корень
стебель
Подкормка.
Горшок.
Побег.
Дренаж.



















Слайд №7
Кроссворд













Слайд №8







Подготовка к изучению нового материала.
10 МИН
Возможно, кто-то из вас захотел вырастить такое же растение для школы или для себя домой. Как это сделать? Этому можно научиться.




Изучение нового теоретического материала.

Знакомство с правилами пересадки комнатных растений


























































3 МИН.


Хлорофитум

Сциндапсус – лиана




Каланхое



Виноград

Фиалка





Рассказ учителя о размножении корнями.










Рассматривание последовательности размножения


Размножать комнатные растения лучше всего весной, потому что в этот период они лучше приживаются и растут.
Подумайте, а для чего размножают комнатные растения? Чтобы их было больше, чтобы в школе было красиво.
-правильно, ребята. Для того, чтобы в нашей школе было красиво, надо поставить много красивых растений. Эти растения могут вырастить сами школьники. Сейчас мы с вами будем учиться выращивать новые комнатные растения из молодых веточек.
- помните, мы заранее заготовили с вами черенки.
-сначала нам нужно подготовить почву.
Посмотрите внимательно пред собой и скажите, что лежит у вас на партах?
Салфетки, баночки с землей, водой, дренажем, новый цветочный горшок, поддонник, деревянная палочка и тряпочка
-для чего на столах салфетки?
Чтобы не испачкать её, чтобы парта оставалась чистой
-запомните, ребята, работать нужно очень аккуратно, чтобы не просыпать землю, не уронить цветочный горшок. Работать будете все вместе, со мной.
-возьмите в руки цветочный горшок, рассмотрите его.
-какой он? Новый, чистый, небольшой
-для чего сделана на дне горшка дырочка?
Чтобы на дне горшка не застаивалась вода. Если не будет дырочки, то соберется много воды, корни сгниют и растение погибнет. Через дырочку вытекает лишняя вода.
-чтобы вода из дырочки не стекала на стол или подоконник, под цветочный горшок нужно ставить поддонник.
Что нужно насыпать в горшок?
В горшок нужно насыпать земли
Нет, сначала в горшок насыпают немного дренажа. Возьмите его в руки и посмотрите, какой он?
- коричневый, крупный, чистый
-подумайте, для чего нужно насыпать на дно горшка дренаж?
-через дренаж вода проходит быстро, а через глину медленно.
-МЫ В КЛАССЕ ДЕЛАЛИ ТАКОЙ ОПЫТ: через дренаж вода проходит быстро и не задерживается в горшке, это предохраняет корни от загнивания.
- слой дренажа должен покрыть дно горшка
-возьмите и насыпьте дренаж в горшок

-запомните, что будем делать дальше.
Теперь в горшок нужно насыпать слой земли, столько, сколько есть в банке. Высыпаем землю аккуратно в горшок.
До самых краев землю насыпать не надо, чтобы оставалось свободное место, и чтобы при поливе вода не выливалась из горшка через край.
Так мы подготовили горшки для посадки веточек.
- посмотрите ребята, какие комнатные растения есть в нашем классе?
-давайте проверим, какие комнатные растения есть в нашем классе?
Для этого я предлагаю вам узнать растение по краткому описанию:
Ребята на доске соединяют картинку и название растения.
1. «Зеленый паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица -детки.
в Британии в народе его называют «Чертов плющ». Большая часть листьев этого растения имеет желтую или зеленую окраску. При хороших условиях растение достигает в длину 2 метров.
растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла.
очень распространенное комнатное растение со свешивающимися ветками
высота этого растения 25-35 см. Цветёт в любое время года, в зависимости от сорта.

Сейчас каждый из вас подойдет и возьмет веточки того растения, название которого он угадал.

Многие комнатные растения, которые растут в нашем классе, размножают вот такими срезанными веточками.
Молодые веточки во влажной земле быстро дают корешки. Очень приятно самому вырастить новое растение.
Скажите, сколько в нашем классе человек?
-если каждый из вас сегодня посадит по две молодые веточки комнатных растений, сколько же всего вырастите новых комнатных растений? 10
- вы правильно решили задачу. Этими растениями мы озеленим наш класс. Итак, каждый из вас посадит по две молодых веточки комнатных растений.
- помните, мы заранее заготовили с вами веточки и поставили их в баночку с водой. На ветке выросли белые корешки. Корешки маленькие и тоненькие.
Теперь мы будем рассаживать окоренившиеся веточки в горшки, которые вы наполнили землей. Вы сказали, что корешки на веточках небольшие и нежные, поэтому пересаживать нужно аккуратно, чтобы не поломать эти корешки. Посмотрите, как надо пересаживать.
Вначале подготовим в горшках ямки. Посмотрите, как надо сделать ямку. В правую руку нужно взять палочку и сделать ей в середине горшка небольшую ямку. Теперь вы сделайте ямки.
Теперь левой рукой я беру веточку и переношу её в приготовленную ямку. Нужно, чтобы корни в ямке не подгибались. Землю слегка уплотним, чтобы растение сидело в горшке прочно.
Теперь вы пересадите растение.
Пересаженные растения полейте. Воду лейте тонкой струйкой, чтобы не повредить высаженные растения.
- а теперь вставьте в горшок этикетки с названием растения и датой посадки.
- горшочки с пересаженными растениями поставим на стол, пусть первые дни они стоят в тенистом месте, потом переставим их на солнечное место. Землю в горшках будем поливать.

Обучение детей правильной подготовке цветочных горшков к посадке молодых веточек комнатных растений





















































Обучающиеся выполняют показанные операции










Проверка знания названий комнатных растений







Обучающиеся берут молодые веточки на отдельном столе















Посадка комнатных растений обучающимися




Обучающиеся поливают, а затем втыкают в землю этикетки





Обучающиеся переставляют пересаженное растение на отдельный стол








































































Слайд №9

















Слайд №10









































Слайд №11


Домашнее задание
Записать названия комнатных растений, которые есть у Вас дома;




Физминутка «Как росло растение»
Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву.
Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (Мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи. (Расслабление мышц).
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.

Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек





дети встают на ноги, открывают глаза



- Ни один праздник не обходится без цветов. Сегодня мы попытаемся изготовить цветы своими руками.

Слайд №12

Предварительная подготовка к практической работе:
5 МИН.


Анализ технологии выполнения изделия
Практическая работа
Проверка и оценка работ

Как вы помните, на прошлых уроках мы с ребятами 4 класса изготовили аппликацию из перьев.
-откуда мы взяли эти перья?
С подсобного хозяйства
-у какой птицы вы видели такие перья?
-посмотрите, какими разными бывают куриные перышки. Демонстрация перьев
-посмотрите, какие чудесные перышки мы можем с вами сделать своими руками.
- что мы сделали на прошлом уроке из перьев?
- Мы сделали веточку и бабочку.
Правильно, на прошлом уроке мы научились делать бабочку, по тому же принципу мы сделаем цветок. Но перышки будут располагаться по кругу.
Итак, беру клей, нахожу середину цветка и наношу клей. Затем взяли перышко, приложили, подержали. И так по кругу приклеиваем все листочки. Посмотрите, какой цветочек получился у меня. Теперь вы попробуйте.

Нашим гостям мы тоже предлагаем не терять времени даром и попробовать свои силы в создании композиции из перьев. А затем посмотрим, что у них получится.

Работа с обучающимися 5 класса.
- вспомните, с каким материалом мы с вами работали на прошлом уроке? Шпагат
-что вы научились делать из шпагата? Веточку с листочками
-верно, мы с вами сделали веточку с листочками
-А сегодня мы с вами научимся делать цветок.
Посмотрите, какой оригинальный цветок можно сделать из шпагата.
Я вас сегодня этому научу.
Заранее мы с вами приготовили середину цветочка и листочки.
Берем листочек и наносим клей на край листочка, соединяем с серединой цветка и надо немного подержать. Таким образом, приклеиваем все 4 листочка. Всем понятно?
Приступайте к работе.
А теперь берем цветок и закрепляем его на веточку.
Оценивание работ обучающихся.
Давайте посмотрим, какие прекрасные работы у нас получились. Выставка детских работ.

4 класс-выполнение цветка из перьев;
5 класс - цветка из шпагата;


Итог урока
Формирование навыкам самооценки, самоанализа.
2 МИН.
В итоге учитель отмечает работу каждого ребенка, проводит беседу о бережном отношении к природе.
- Скоро лето, вы поедете на дачу, в деревню, за город, помните, как плохо, когда в лесу нет зверей, сломаны ветки у деревьев. НЕ рвите, ребята, цветы в лугах и лесах, помните рассказ о ромашке. Пусть год от года хорошеет родная природа, краше становится наш общий дом - теплая и зелёная планета Земля.
- Всем спасибо за работу.










Слайд №13
Слайд№14



































Кроссворд к открытому занятию по пересадке растений


2

С



Т




3




5


6

Е



п


4
п
д
Б

о





г


о
р
Е

д



о
б
е
Л

к

о
р
е
н
ь

о



ш
г
а


р



о

ж


м



к





к








а


















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715