Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе


Тема: Практическое повторение: вышивка салфетки гладью.     
Тип урока:   практическое закрепление                                        
Цель: Повторить теоретический материал и отрабатывать практические умения  по теме «Вышивка гладью»
Задачи: Образовательная -  повторить виды вышивки, определение вышивки гладью,  материалы, инструменты, приспособления для вышивки и           способы перевода рисунка на ткань;  продолжать     отрабатывать практические умения по выполнении вышивки    гладью.                 Коррекционно-развивающая -    создать условия для развития всех анализаторов,  продолжать работу по коррекции и  развитию   правильной,  фразовой речи, память. Воспитательная -         воспитывать  интерес к предмету, аккуратность в работе.
Оборудование:   схемы рисунков, образцы вышивки, нитки мулине, ткань, пяльцы, карточки – задания, выставка литературы по рукоделию.Ход работы
I. Организационный момент.    - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.
     Девочки, сегодняя приглашаю вас в мир волшебной вышивки. Где иголка-волшебница в умелых руках мастерицы выводит на ткани сказочные узоры. И если вы хотите стать  мастерами своего дела вам надо быть внимательными, сосредоточенными, старательными и тогда достигните своей цели!
Цели: Сегодня на уроке мы повторим теоретический материал по теме «Вышивка» и будем отрабатывать практические умения вышивания; развивать навыки мыслительной деятельности и убеждаться, что все, что мы с вами изучаем на уроках интересно и полезно.
II. Послушайте план нашего занятия.
Сначала мы проверим  ваши знания по пройденному материалу, и для этого проведем небольшой опрос.
Затем  окунемся в  волшебный  мир вышивки, посмотрев презентацию «Иголка – волшебница»
И наконец, на практической работе будете  пробовать себя в роли вышивальщиц.
III.  ПовторениеНачинаем повторение.
- Что такое вышивка? (Это вид декоративно-прикладного творчества. В швейном деле вышивка – это вид отделки швейных изделий)- Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы для вышивки?
(плакат с таблицей: что неправильно?)
1 уч-ца у доски, остальные на местах
Прочитайте задание
                              материалы                  инструменты                приспособления
ткань
 
пяльцы
 
   иглы 
 
ножницы наперсток
 
 нитки
 
 
Карточка №1 .   Указать стрелками соответствие предмета к виду
- С каким видом вышивки вы познакомились на уроках шв. дела?
( гладь)
- Что такое гладь?
Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
Шагает мастерица по шелку и по ситцу
Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек)
Вспомним, какие стежки применяют для выполнении глади? Возьмите карточку №2
Карточка №2.   Подписать виды гладьевых стежков
_____________________       ____________________    ____________________Мы знаем несколько видов глади, назовите их: односторонняя, двусторонняя, косая, контурная, штриховая, белая. Карточка № 3. Задание:  вставь пропущенные буквы в словарные слова
Сверьте свою работу со словарем. Какое правило применяли при выполнении работы? Подберите проверочные слова:
одн… сторонняя,    двуст…рнняя,   к…сая,    к…нтурная,   штрих..ваяПослушайте следующее задание:
Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данный вид вышивки по следующему плану:
1. Вид вышивки  (вышивка двусторонней гладью, односторонней, контурной)
2. Рисунок          (орнамента, цветов, птиц)
3. Какие стежки применены (использованы прямые, косые, неполные стежки)
А что же надо сделать, прежде чем начать вышивать?
1. Выбрать рисунок.
2. Подготовить ткань, нитки.
3. Перевести рисунок на ткань
-Вспомним последовательность перевода рисунка на ткань.
1 уч-ца у доски, остальные на местах
Карточка №4. Последовательность перевода рисунка.
1. Перевести рисунок на кальку.
2. Наложить кальку с рисунком на ткань, прикрепить булавками.
3. Между тканью и калькой вложить копировальную бумагу, красящей стороной к  ткани.
4. Обвести рисунок острым карандашом.
5. Отколоть рисунок, проверить точность линий.
Проверьте, у всех так?
Итог повторения.  Оценки
физминутка: сова (для снятия напряжения); кнопки баланса (наполняет энергией)
IV. А сейчас мы проведем небольшую экскурсию в мир вышивки.
Посмотрев презентацию «Иголка-волшебница»    
В 1 части вы увидите особенности национальных мотивов в вышивке, наша страна многонациональна, у каждого народа своя культура, традиции,  знание народных традиций обогащает человека духовно.
А во 2 части я попытаюсь вас убедить, что вышивка актуальна и сейчас . Внимательно смотрите:
Русская народная вышивка (узор 1)
1. Для русских народных вышивок характерно богатство   тематики, геометрических и растительных  орнаментов,  радостный, яркий колорит.
2. Велико богатство  образного языка: изображение кругов и розеток символизировали солнце- символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие,
3.  Птица - символизировала приход весны, прямая линия – землю, волнистая – воду.
 4. Красные, синие черные, фиолетовые, белые оранжевые тона создают необычайную красоту узоров.
7-8.  Украинская народная вышивка славится  своими красно – белыми рушниками. В основе  орнаментов лежит стремление перенести в вышивку красоту природы.
9-10. Декоративно-прикладное искусство Белоруссии имеет много общего с русским и украинским искусством.  Для белорусских вышивок типичен геометрический орнамент.
11-12. Грузинские мотивы
 Грузинской вышивке свойственны утонченные многофигурные сложные композиции, тонкий геометрический и растительный орнамент. Распространена также вышивка цветным бисером и аппликация, вышивка золотыми нитями..13-14   Киргизская вышивка
Для киргизских узоров характерны элементы с рогообразными завитками. Четкие цветовые границы.
- Вы можете задать вопрос: зачем сейчас нужна вышивка, этим занимались наши прабабушки, а сейчас это не модно.
Но я вам докажу, что это не так.
Сегодня, как и сотни лет назад, вышивка продолжает успешно развиваться и совершенствоваться.
Современная вышивка может быть использована для украшения различных изделий:
16,17,18. В дизайне сумок
19-20. В оформлении ковриков, панно
21-22.  В оформлении замечательных декоративных подушках
23-24. И конечно в украшении одежды.
Посмотрите, в нашей мастерской много предметов  с использованием вышивки – это и вышитые панно, и одежда, вышитые в разных техниках. Здесь использована вышивка и крестом и гладью, с использованием пайеток, страз. Еще в старые времена рукоделие считалось обязательным в подготовке девушек самостоятельной жизни. Стежок за стежком и готова чудесная вещь, нет такой больше ни у кого. Ведь вещь сделанная своими руками позволяет избежать безликости и стандартности.
V. Практическая работа.Сегодня вы будете в роли вышивальщиц.
1. На практической работе вы вышьете  первую букву своего имени  на носовом платке. Это будет первое изделие с вышивкой гладью. В старину именные вещи очень ценились. Барышни СВОИМИ РУКАМИ оформляли вензелями (заглавными буквами имени и фамилии) свои вещи.
Посмотрите на образец.
Давайте посмотрим, что вы уже сделали?
- Что вы уже сделали? (подобрали рисунок, нитки, перевели рисунок на ткань)
- Что предстоит сделать? (выбрать какими стежками будем вышивать и вышить)
2. Повторим правила безопасной работы  с ножницами и иглой.
3. Работа будет считаться выполнена качественно, если:
Качество работы:
1. Вышивка выполнена аккуратно, не стянута, точно по контуру.
2. С изнаночной стороны нет узлов.
3. Выполнение работы
4. Отчет.
Итог: Сегодня на уроке мы повторили виды вышивки, совершили экскурсию в волшебный мир вышивки, и вы убедились, что вышивка занимает не последнее место в современном  дизайне одежды, и предметов быта. Вы побывали в роли вышивальщиц и все отлично справились с работой.
Урок окончен.