Об опыте работы МО естественно-научных предметов технологии и физкультуры. Метапредметные умения или метапредметные результаты


Метапредметные умения или метапредметные результаты
(из опыта работы методического объединения естественно-математического цикла, технологии и физкультуры с. Кутана МКОУ СОШ №7 «Алданский район»)
Сегодня в России школа работает по новым образовательным стандартам. В этом году по новым стандартам начинает работать основная школа. Работа в нашем МО по вопросам внедрения нового стандарта ведется уже давно. Одним из реализаций новых стандартов является формирование метапредметные умений. Что такое метапредметные умения? Или метапредметные результаты? В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися школы на базе одного, нескольких или всех учебных предметов ». Вопросы технологические подхода формирующие метапредметные умения у обучающихся на сегодня в нашем МО ставятся как еще не совсем понятными. Нет отчетливого понимания, что есть метапредметные умения и результаты. В самом начале работы по внедрению нового стандарта, под метапредметными умениями понималось как объяснение и понимание явления или объекта с разных предметных дисциплин или метапредметные образовательные результаты есть то, что у обучающихся будут развиты ориентация в различных предметных областях. С этой целью в рамках программы деятельности методического объединения проводились различные интегрированные уроки, школьные олимпиады и внеклассные мероприятия. Правильнее, было бы рассматривать, что метапредметные результаты обучения есть уровень развития мышления, коммуникации и рефлексии обучающихся.
Метапредметный подход, ориентированный на развитие личности ребенка, был чрезвычайно популярен в нашей стране еще в 20-е годы прошлого века и назывался методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей-с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Однако, в 1932 году метод проектов жестко осудили, советская школа вернулась к предметному обучению. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и мета-предметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фунментального ядра образования. В широком значении универсальные учебные действия (УУД) понимаются, как умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Сформированные универсальные учебные действия позволяют учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Какие технологические приемы на сегодня являются приоритетными? Нужно ли совсем отказаться от традиционных форм обучения, хотя они крепко держаться в умах и практике учителей. Мне лично достаточно чтобы была доска и мел на руках, чтобы довести до ума весь смысл урока. Но такой урок не отвечает современным требованиям. Нужны новые эффективные методы приемы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности, активизировали мыслительную деятельность учащихся на уроках, стимулировали их деятельность на дальнейшее совершенствование знаний умений. и.т.д. Современная структура урока включает 8-10 и более этапов ведения. УМК включает различные методические разработки уроков, технологические карты урока и.т.д. Но в целом, вся деятельность урока и внеурочная деятельность направлена на развитие личности ребенка. А результатом развития обучающихся являются метапредметные умения, способность личности ориентироваться, адаптироваться в сложном изменяющемся мире принимать адекватное решение в соответствии с требованием времени.
В течение ряда лет мы проводим метапредметную олимпиаду школьников для оценки уровня освоенности УУД в предметах нашего методического объединения. В олимпиаде принимают участие учащиеся с 6 по 11 класс. Цели и задачи олимпиады направлены на развитие и поддержание интересов учащихся к предметам нашего цикла; математики, физики, химии, географии, биологии, черчения, технологии, физкультуры. Предоставляется возможность участникам олимпиады попробовать свои силы в решении интересных и занимательных задач по указанным предметам. Для выполнения заданий учащимся надо знать не столько программный материал обучаемых предметов, но и умение решать задания, которые имеют место быть в реальных жизненных ситуациях. Представляю разработки метапредметной школьной олимпиады 2010- 2011г (9-11 кл), 2011-2012г.(6-9 кл) и 2014г (6-8 кл). По итогам метапредметной олимпиады дается аналитическая справка в форме:
Аналитическая справка метапредметной олимпиады по химии, биологии, географии, математике, физики и технологии от 11 марта 2011г.
№п/п класс Фамилия имя участника Предметы Итоги
балл Место
математика физика химия биология география технология 1 6 Андросова К. 10 2 5 1 18 2
2 6 Николаев Е. 4 2 1 1 8 4
3 6 Бубякин З. 10 1 1 1 13 3
4 6 Уйгурова Л. 12 6 3 4 25 1
5 7 Николаева Л. 5 2 2 6 6 4 25 6 7 Маркова О. 8 1 6 6 1 4 26 7 7 Диодорова Н. 10 2 6 7 3 8 36 2
8 7 Егорова Л. 10 3 6 1 6 4 30 3
9 7 Николаев К. 4 2 4 1 7 6 26 10 8 Мартынова А. 7 2 6 2 1 3 21 11 8 Бубякина В. 3 1 5 2 1 2 14 12 9 Дормидонтов Д14 3 8 1 6 8 40 1
13 9 Соловьев В. 3 1 2 1 1 1 10 Выводится средний результат участников по классам и подводится итог олимпиады по классам
Среднее количество баллов: 6 кл.-16,0 балл; 7кл.- 28,6 1-место;
8кл.- 17,5 3-место; 9кл.- 25,0 2-место
Метапредметная олимпиада. 9,10,11 классы.
от 2010-11 уч.годОбыкновенная белка хочет стать разумной белкой, но чтобы стать разумной надо белке пройти ряд испытаний. Помоги белке стать разумной.
1.Испытания по логическому мышлению.
А) Поверни стул вправо, переложив две палочки.

Б) Перед вами планка с тремя отверстиями. Какую форму должна иметь пробка. Чтобы ею можно было закрыть любое из этих отверстий.

2. Испытания по технологии.
А) На новый год семья из 5 человек решила приготовить салат мясной и мясо по - французски. Сколько картофеля нужно купить, если на 1 порцию салата нужно 50 г. очищенного картофеля, а к мясу по-французски 150г. Известно, что отходы при обработке сырого картофеля составляют 30%
Решение задачи:
На 5 человек нужно очищенного картофеля……г. это от закупленного картофеля. Следовательно, для приготовления…….г очищенного картофеля необходимо иметь….г. неочищенного картофеля.
Ответ: Нужно купить примерно…………………………кг картофеля.
Б) Установите соответствие:
В каких овощах содержится наибольшее количество указанных веществ?
1.Свекла а) Крахмал
2.Капуста б) Каротин
3.Картофель в) Сахар
4.Морковь г) Витамин С3. Испытания по физике.
А) Белка прочитала в научно-популярном журнале, что обитаемая космическая станция движется по орбите вокруг Земли выше ее атмосферы.
Она попыталась представить себя на месте космонавтов- исследователей и тут же испугалась. Потому что в голову ему пришло несколько вопросов, ответы на которые он не знает. Помогите белке найти ответы на эти вопросы:
1.Почему спутник вращается вокруг Земли, а не «сходит с орбиты» и не движется с постоянной скоростью по прямой линии.
2.Весы, на которых стоял космонавт на космической станции, показывали «нуль». Может быть весы (а другие приборы) «испортились» и дают не правильные показания в космосе;
3. Что произойдет, если станцию неожиданно остановить на орбите и предоставить самой себе?
Б) Белка решила с утра навестить своего друга-Бурундука, живущего на соседнем лесу. Добраться до нее можно было в обход, прыгая с одного дерева на другого. Тогда весь путь до дома друга составил бы 3км. Белка решила добираться напрямик. Сначала она пробежала 300м за 5мин. Потом прошла оставшиеся 500 м за 10 мин и оказалась около дома друга. Какой была средняя скорость Белки?
4. Испытания по химии.
А) Белкин друг – Бурундук хотел улететь на самолете. Но перед полетом он почувствовал вдруг недомогание, хотел было взять с собой термометр, но ему в отделе перевозок запретили взять с собой ртутный термометр. Почему ему запретили взять с собой в самолет термометр?
Б) Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами.
При очень небольшой молекулярной массе она имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуется два газа в объемном соотношении 1:2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Какое это вещество?
Что бы рассказала Белка, об этом веществе при встрече с инопланетянами?
5. Белка должна пройти испытание по математике.
1.До снижения цен товар стоил 800 рублей, а после снижения цен стал стоит 680 рублей. На сколько рублей была снижена цена товара?(5 баллов)
2. Наша администрация поселка планирует приобрести 173 кубометра солярки для тракторов у одного из поставщиков. Сколько рублей придется платить за самую дешевую покупку с доставкой? Цены и условия доставки приведены в таблице? (5 баллов)
Поставщик Стоимость солярки (руб/м3) Стоимость за доставку Дополнительные условия
Алдан 2850 4600 Томмот 3200 4500 При заказе на сумму более 150000 руб. доставка бесплатно
Якутск 2900 4500 При заказе на сумму более 200000 руб. доставка бесплатно

6. Испытание по географии (рис. карты)

А) Какое направление придерживается шофер двигаясь по автозимнику
от точки А до точки В, от точки В до точки D, от точки D до точки С
Б) Молодые парни в поселке купили многоканальную кабельную антенну им надо установить в программе меню телевизора координаты пос Кутана, чтобы установить место нахождения спутника в атмосфере. Им это удалось сделать, но однако кто-то стер данные, остались только данные нахождения спутника: Долгота спутника 90˚ 00’, азимутальный угол 226˚ 05’, задир антенны 14˚ 62’. Надо восстановить координаты пункта.
7. Испытания по биологии.
А) По всей планете стоит проблема истощения почвы, особенно плодородие снижается при отсутствии азотных удобрений. В нашем поселке можно почву удобрить различными органическими удобрениями богатыми азотными соединениями. Но не всегда есть возможность у жителей поселка, удобрить почву органикой. Какие способы вы предложите чтобы повысить плодородие почвы обогащая их азотом.
Б) Белка хочет узнать родословное древо своих родственников и составить генеалогическое древо. Каким образом она стала бы составлять свою генеалогию?
Метапредметная олимпиада по предметам естественнонаучного цикла
от 2011-2012 уч.года(6,7,8,9 классы)

Испытания по химии.
1.Винни –Пух и ослик Иа решили съездить на автомашине «Волга» на рыбалку.
Взяли все необходимое, в том числе две одинаковые канистры: одну с кипяченой водой, другую с бензином. Уже подъехав к реке. автомобиль начал «чихать»-кончился бензин, но друзья уже были на берегу. Пух тут же пошел ловить рыбу, а ИА решил приготовить хлебный квас и высыпал сахарный песок… в канистру с бензином. Иа тут же понял трагизм. Ослик знал, что сахар не растворяется в бензине, а находится в нем в виде взвеси. Но на таком сладком бензине двигатель работать не будет. Помогите животным уехать домой. Как в походных условиях быстро (минут за 10)очистить бензин от сахара? Составьте подробный план действий по очистке бензина о сахара.(5 баллов)
2.Используя только 11 букв. Которые входят в название элемента номер 91 в периодической системе Д.И.Менделеева. составьте 6 названий других химических элементов.(3 балла)
Испытания по биологии
1.Пора садить рассаду. Но вот вопрос? Разные культурные растения имеют различные сроки посева. Вам надо садить помидор, огурцы, баклажаны, сладкий перец, картофель, сельдерей, петрушку, морковь и свеклу. Укажите в какие сроки нужно сеять семена этих культур? Ответ обоснуйте.(5 баллов)
2.По якутски май месяц называется «Ыам ыйа». Почему этот месяц так называется и с каким, физиологическим явлением в природе это связано?(3 балла)
Испытания по географии
1.На какую сторону горизонта выходит ; парадная дверь нашей школы, дверь возле директорской, дверь возле начальных классов, дверь возле пожарной части?(3 балла)
2.Назови как можно больше названия географических объектов родного края.(5 баллов)
Испытания по математике
1.Мороженое стоит 13 рублей. Какое наибольшее число мороженого можно купить за 60 рублей? (3 балла)
2.Один килограмм шоколадных конфет стоят 230 руб. Мама купила 300 г конфет. Сколько сдачи должна получить мама, если она дала 100 руб.? (3 балла)
3. Шариковая ручка стоит 10 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 400 рублей после повышения цены на15 % ? (4 балла)
4. Таксист проехал 6000 километров. Стоимость одного литра бензина 19 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 8 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц? (4 балла).
Задания по черчению
Выполнить чертеж предмета в трех видах, если известны его главный вид и габариты других изображений.

2. Моделирование формы по техническому рисунку с недостающими на нем линиями. Задание. Закончить технический рисунок предмета.


Метапредметная олимпиада школьников
2014-15 уч.год«По дорогам Великой отечественной Войны 1941-45гг»

6,7,8 классы
Задание от Инны Иннокентьевны. (ИЗО)
1.Какой вид изобразительного искусства было особенно необходимо во время Великой Отечественной войны?
Задание от Татьяны Михайловны (биология)
2. От этого организма во время войны советские ученые получили лекарство, которое спасло жизнь тысячи раненых в бою солдат. Для приманки этих организмов в одном из московских бомбоубежищ были расставлены чашечки с питательной средой. В лаборатории днем и ночью шла работа, для получения лекарства из этих организмов. Первым исцеленным, этим лекарством, полученным от данного организма, был боец Красной Армии. Этим лекарством удалось вернуть здоровье 1227 бойцам. Эта была новая победа, которая приближала день Победы над фашизмом.
Вопрос: Какой это организм, и какое лекарство получили от этого организма? (название организма и название лекарства)
Задание от Дарьи Трофимовны (физкультура)
3. 22 февраля 1943 года произошло боевое сражение. Защищая от фашистов нашу Родину, приняли смерть наши соотечественники, доблестные бойцы-лыжники. Где произошло это сражение?
Ответ: А) озеро Ильмень Б) озеро Чудское; В) Ладожское озеро
Задание от Татьяны Михайловны (география)
4.Есть фронт войны и есть атмосферный фронт, что по смыслу в них сходно, а что различно?
Задание от Галины Николаевны (математика)
Средние классы
1.Со стороны Германии в сражении участвовало 70000 человек, а со стороны СССР – 60000 человек. Сколько всего человек сражалось под Ельней?
2.В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152дня ( до 24 апреля). За это время было завезено в Ленинград 367тыс. тонн груза, в том числе 270 876 т продовольствия, эвакуировано 539400 человек. Как только озеро освободилось ото льда, эвакуация была продолжена водным путем. С мая по ноябрь 1942 года на судах было вывезено еще 448010 человек. Сколько всего человек было эвакуировано из блокадного Ленинграда по Дороге жизни?
3.В городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Хватит ли листа фанеры размерами 90х160кв. см для того, чтобы закрыть окно размерами 120х120 кв. см?
4.В октябре в район Сталинграда было подано 33236 вагонов с личным составом и боевой техникой, а в ноябре 41461 вагонов. Сколько всего вагонов было поставлено в район боевых действий?
Метапредметная олимпиада школьников
2014-15 уч.год«По дорогам Великой отечественной Войны 1941-45гг»
9,10,11кл.
Задание от Инны Иннокентьевны(ИЗО)
1.Опишите композицию картины «РОДИНА -МАТЬ ЗОВЕТ» какому виду изобразительного искусства она относится?
Задание от Татьяны Михайловны
2.В Сталинграде, в северной части города находится тракторный завод , который во время войны конвертировали как завод по выпуску танков для войны. Именно этот завод фашисты старались захватить. Фашистов отбивали зенитчицы, дивизия НКВД, противотанковый полк, И все же первые танки были отбиты не снарядами и не гранатами. Это сделали собаки из 28-го отдельного отряда собак – истребителей танков. На спине собаки была закреплена штырьковая мина , она срабатывала, когда собака прыгала под низ танка. Таким образом удалось подорвать несколько передовых танков врага. Каким же образом удавалось кинологам научить собак прыгать под движущийся ревущий танк?
Задание от Дарьи Трофимовны (физкультура)
3.В 1942г. в оккупированном Киеве , под дулами фашист ких автоматов честь советского народа отстояли советские спортсмены-футболисты зная, что за победу над футболистами немецкого «Люфтваффе» они будут расстреляны. Советские футболисты выиграли этот матч «мачт смерти». Как называлась спортивный клуб, в котором играли спортсмены?
А) Спартак; Б) ЦСКА; В) Динамо; Г) Зенит;

Задание от Маргариты Александровны (химия)
4. Сплав этого металла (до 88 %) с другими металлами идет на изготовление танковой брони . В 1943 Гитлер издал приказ вступать в бой советскими танками ИС-3 и Т-34 на расстоянии не более 1 км. Состав брони у этого танка был такой, что не могли пробить фашисткие снаряды.
Вопрос о каком металле идет речь?
Задание от Нины Дмитриевны
1.В Ленинграде во время блокады производство хлеба не останавливалось ни на день. Осень 41-го и зима 42-го – самое тяжелое время. Нормы хлеба снижали пять раз. В декабре военный совет выпустил последнее постановление. Рабочим – по 250 граммов хлеба, всем остальным – по 125.
Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф
« секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу.
Пищевая целлюлоза10%
Хлопковый жмых 10%
Обойная пыль10%
Вытряски из мешков2%
Кукурузная мука3%
Ржаная мука73%
Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба, если 1 хлеб весил 500 г)
2.План предстоящего наступления советских войск под Сталинградом получил название «Уран». Он предусматривал окружение врага. Глубина операции намечалась в 120 км. На всю операцию отводилось 4 суток, Определить скорость продвижения советских войск (выразить ее в км/час).
3.Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину. Какова площадь военных действий?
4.Максимальная скорость танка Т-34 образца 1940 года 51,2 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?