Технологическая карта урока русского языка в 7 кл. Частица как часть речи


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
(технология критического мышления)
Тип урока: изучение нового/«открытия новых знаний»
Тема урока: Частица как часть речи.
Цели:
Формировать УУД: Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки.
Содержательные: формировать навык нахождения в предложении частиц; умение извлекать информацию из текстов различных учебных пособий и обрабатывать её.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Результаты деятельности:
Предметные:
*Знать морфологические и синтаксические признаки частиц, орфограмму «Раздельное написание частиц со словами».
*Уметь находить частицы, отличать их от других служебных частей речи.
Личностные: 
*Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
*Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
*Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
*Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Основные понятия: Частица как служебная часть речи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Распечатанные разноуровневые задания (карточки); учебные пособия для 6-7, 10-11 классов других авторов (В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, М.В. Панова, Н.Г. Гольцовой, Д.Э.Розенталя); компьютер, экран, ЭОР (странички Ассоциативного словаря).
Формы работы: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.
ХОД УРОКА:
№ Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся ЭОР
I. «Вызов»:
актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению информации;
постановка учениками собственных целей.
(Создание ситуации успеха и ситуации «разрыва», когда ученики одной из групп не могут определить частицу).
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Готовят всё необходимое к уроку, приветствуют учителя, оформляют тетради.
Организует повторение знаний, закрепление умений (найти в предложениях знакомые частицы):
1.Индивидуальная работа у доски по карточке № 1 и проверка
2.Работа в группах по предложенным заданиям (см. набор карточек №№ 2-5) и проверка задания.
Фиксирует ситуации успеха и «разрыва»/дефицита знаний. Предлагает сделать записи в «Бортовом журнале»: «Что я знаю о частице сейчас?» 1-ый ученик (у доски) записывает предложения со словарными словами:
До ол … мп…ады в Сочи уже осталось 302 (прописью!) дня. Трен…ры не устают готовить будущих ч…мп…онов. Лишь зимой 2014 года мы узнаем их имена. Как долго тянется время!
Записывают, работая в группе, уже известное о частицах. 3.Предлагает назвать тему урока, поставить учебные задачи на урок; проговорить собственные цели. Называют тему урока; цели и задачи учебной деятельности. II. «Осмысление»:
получение новой информации и её осмысление;
соотнесение с уже имеющимися знаниями;
корректировка поставленных целей обучения. 1.Предлагает прочитать определение частицы и дополнительный материал в учебниках (работа в группах); объясняет правила чтения и маркировки незнакомого текста (инсерт –расстановка значков). Читают учебные пособия, отмечают «галочками», «плюсами», знаками вопроса, «минусами» своё прочтение научного текста.
2.Выступления представителей групп: что такое частица; как материал представлен в учебнике каждого автора. Выступают со своими наблюдениями, выводами, высказывают мнение о способах подачи материала в учебниках. 3.Предлагает составить схему («Дерево познания») На доске/слайде вычерчивают схему (дерево) «Частица как служебная часть речи». 4.Предлагает уточнить цели и задачи (скорректировать) изучения темы, её вопросов Отвечают на вопросы, возникшие в ходе работы:
- частицы бывают разных видов/разрядов;
- они могут писаться не только раздельно, но и через дефис; - они похожи на предлоги и союзы, но между ними есть и отличия и т.д. III. «Рефлексия»:
обобщение полученной информации;
«рождение» нового знания;
формирование у каждого ученика собственного отношения к полученным знаниям. 1.Фронтальная работа: «Что вы узнали сегодня нового о частице?» (продолжить работу с «Бортовым журналом»).
2.Предлагает на выбор домашнее задание:
*по имеющейся таблице «Предлоги и союзы» написать ответ на вопрос, чем предлоги и союзы похожи на частицу и чем отличаются от неё;
*повторить § 62, № 359;
*сочинить синквейн; *добавить все известные данные о частицах в составленную ранее таблицу «Служебные части речи».
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы учителя:
*Какую цель ставили?
*Удалось достичь поставленной цели?
*Каким способом?
*Какие получили результаты?
*Что вызвало особые затруднения?
*Где можно применить новые знания?