Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Повторение. Частица как служебная часть речи Матрохина Е.И.

Конспект урока на тему «Повторение. Частица как служебная часть речи»
Цели:
Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.
Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
Показать отличие частицы от других частей речи.
Развивать познавательный интерес
Развивать умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи.
Учащиеся выбирают наиболее эффективный способ решения поставленной проблемы.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия: участвуют в обсуждении, излагают свое мнение, приводят аргументы.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент. Ситуация успеха

Слайд №1













Сообщение темы


Целеполагание









Слайд №2

Работа в группах по исследованию текста с помощью вопросов и заданий



I группа










II группа







III группа



































Рефлексия





Чтобы определить тему урока, подберите к данным словам антонимы
Родной – чужой
Неряшливый – аккуратный
Горький – сладкий
Светлый – темный
Ложный – истинный
Разбитый – целый
Пассивный – активный
- Почитайте сверху вниз слова второго столбика. Запишите тему урока.
«Частица как часть речи»
- Какова цель урока? – Повторить:
- Что такое частица?
- Какова ее роль в речи.
- Имеет ли частица грамматические признаки?
- Является ли членом предложения?
- Какие разряды частиц бывают?
Вспомните, какие существуют разряды частицы по значению и функциям
Рассмотрите таблицу, какие разряды вы не назвали?
Текст для исследования:
«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьем и живу на елке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
- Так ты птица, осоед.
- Как же, осоед! Я еще ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
- Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо, тогда ты, конечно, кошка.
- Куда уж, кошка! Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля!
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
- вот именно не куница. Я ем почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы.
- Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет, нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки!
(По Н.И. Сладкову)
Вопросы и задания для исследования текста:
1. Прочтите текст выразительно. Как его можно озаглавить?
2. Определите стиль. Обоснуйте свое мнение.
3. Найдите конструкции, по которым можно определить отношения собеседником. Какая часть речи помогла нам узнать о них?
4. Укажите все частицы, их разряды по значению и функциям.
Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля так много частиц?

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного общения собеседникам нужно выразить свое отношение и к информации, и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. Частица не имеет грамматических признаков, не является членом предложения.

- Чем занимались на уроке?
- Добились ли цели?
Слово экспертам в группах.
Критерии оценивания:
1.Вовлечение товарищей в работу
2.Способность задавать вопросы
3.Дополнения
4.Поведение в группе
5.Умение сотрудничать
Домашнее задание: конструирование текстов «Весна пришла» (без частиц), «Скорей бы весна пришла» (с частицами)
Оценивание учащихся.





Подбирают антонимы









Записывают тему



Определяют цели урока






Называют разряды


Анализируют таблицу

Исследуют текст



















Исследуют текст








Исследуют текст









Отвечают на вопросы, готовясь к ответу.










Ответы учащихся в научном стиле речи.

Делают вывод самостоятельно.










Эксперты дают критериальную оценку каждому ученику в группе