Конспект урока по русскому языку на тему Частица как часть речи.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе Выполнила Мамина Е лена В асильевна .Учитель русского языка и литературы .МОАУ «ООШ с.Красноуральск» Тема: Частица как часть речи Тип урока : изучение новой темы. . Цели как деятельность учеников: Предметные: выявля ть признаки частицы как части речи, устанавливать роль частиц в предложении, устанавливать различия частиц и других служебных частей речи, отличать частицы от слов других частей речи, находить частицы в тексте. Метапредметные: извлекать, перерабатывать и п реобразовывать информацию (в таблицу, схему, ключевые слова); анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотруднич естве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: воспитывать бережное отношение к слову, создать творческую атмосферу на уроке ; воспитывать культуру межличностных отношений на уроке. Задачи урока : 1. Показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи; 2. Развить навык определения разрядов частиц и ее роли в предложении; 3. Воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и ее роли в у стной и письменной речи, сформировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме. УМК . М,М,Разумовская, Львова С.И., Львов В.В. Этапы урока Ход урока УУД 1.Оргмомент. (Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. ) - Здравствуйте ребята! Садимся.Готовимся к уроку. Все учащиеся присутствуют? 2. Языковая разминка. - Запишем под диктовку предложения. Клёст идёт в западню спокойно и солидно, поползень, неведомая, ни на кого не похожая пт ица, долго сидит перед сетью, поводя длинным носом, опираясь на толстый хвост. М. Горький Детям комментируем выделение определения, выраженного существительным (приложения), не вводя термин. Можно отметить, что здесь содержится пояснение – что это за птица, в чём её особенность. Это дополнительная информация – смысловой отрезок, который в предложении выделяется запятыми с обеих сторон. 1. Пунктуационный и орфографический анализ. – Графически объясните постано вку знаков препинания. (Учащиеся подчёркивают грамматические основы, указывают границы деепричастных оборотов.) Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Представлять модели объектов в знаково - символической форме. 2. Отбирать информацию в соответствии с учебной задачей. Коммуникативн ые УУД 1. Владеть – Устно и графически обозначьте условия выбора орфограмм. Каков их опознавательный признак? (Наличие не , ни .) – В каких случаях не и ни являются при ставкой? ( Неведомая, ни на кого .) В чём особенность её написания? (Может разделяться предлогом и писаться раздельно.) – Почему не с прилагательным в одном случае пишется слитно, а в другом – раздельно? ( Неведомая – не употребляется без не , не похожая – есть зависимое слово с ни – ни на кого .) – Чем является не в случае раздельного написания? (Частицей.) – Как называется эта частица? (Отрицательная.) – Подчеркните другие орфограммы. Назовите их. 2 . Морфемный разбор слов: западню, ни у кого . 3 . Морфологический разбор слов спокойно , перед . навыками аудирования (ознакомительног о, выборочного). III . Введение в тему. Постановка задач урока – Прочитайте название раздела на стр.207 учебника. – Что объединяет часть речи, представленную в нём, с изученными ранее частями речи? (Служебные части речи.) – Рассмотрите иллюстра ции в верхней части страницы. Как вы думаете, какую идею они передают? (Идея отрицания, запрета, невозможности.) – Назовите частицу, которая отражает эту идею. ( Не .) Предположите, на какие вопросы будем искать ответы на уроке. (Какова роль частиц? Какие быва ют частицы? Чем они отличаются от других служебных частей речи? и т.д.) – Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель и задачи урока. IV. Открытие новых знаний. 1.Фронтальный опрос (беседа с классом о самосто ятельных и служебных частях речи) - Какой раздел языкознания изучает самостоятельные и служебные ч.р.? Какие служебные части речи вам уже известны? Чем отличаются они от самостоятельных? 2.Наблюдение. Упр. 443 – выявление роли частиц в предложении. А. Ч тение первой пары предложений. – Чем отличаются предложения? Для чего служит частица не ? К чему она относится? Почему пишется раздельно? Б. Чтение второй пары предложений. – Чем они отличаются друг от друга? – Можно ли задать вопрос к слову именно ? – Какую роль выполняет частица именно ? (Уточняет значение места.) – Чем частицы отличаются от изученных служебных частей речи: предлогов, союзов? (Не связывают слова, части предложений, предложения.) – Сделайте вывод о роли частиц и их синтаксической функции. 2. Теория. – Прочитайте материал рубрики «Теория» (на стр.207), сравнив с Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2 . Осуществлять познавательную и лич ностную рефлексию. 3.умение работать в парах. Познавательны е УУД 1. Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного). 2. Анализировать, группировать, ним свои выводы. Работа в группах .(разделяются на группы по уровню усвоения учебного материала). 1 группа рассматривает матерьял на стр.207 «для чего служит частица? Приводите примеры .. 2 группа готовит рассказ о разрядах частиц стр.208.Приводите примеры из учебника. В итоге мы вместе заполняем таблицу Представьте информацию о частице в виде таблицы. Частица как часть речи. Часть речи Во прос Значение Особеннос ти служебной части речи Роль в предложен ии Разряды По Значению. при мер Частица – служит для образован ия форм слов и придаёт доп. оттенки зна - чений – не является членом предложени я делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовыват ь информацию из одной формы в др угую (текст, таблица). ФИЗМИНУТКА. Под песню «Солнечный круг» делаются упражнения, а учащиеся, слушая, ищут в тексте частицу, определяя ее разряд ( пусть, формообразующая ) V. Практика. Развитие учебно - языковых умений. Упр. 445 – разви вается умение находить частицы в тексте на основе выявления их особенностей – дополнительных оттенков значений, которые они придают словам; правильно орфографически и пунктуационно оформлять письменный текст.( выполняет 1 пара) - Найдите в тексте другие слу жебные части речи. Проверка коллективная Упр. 446 – развивается умение находить и разграничивать частицы, придающие дополнительные оттенки значения словам, и частицы, служащие для образования форм глаголов (повелительного и условного наклонения). (выполняе т 2 пара). Проверка коллективная. – Сделайте вывод: чем отличаются частицы в 1 - й и 2 - й группах предложений? – Прокомментируйте выбор слитного или раздельного написания не . Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста в соответствии с заданными параметрами. 2. Анализировать, группировать, обобщать, делать выводы. 3. Производить анализ информации с помощью ИКТ. Коммуникативн ые УУД 1. Осуществлять взаимодействие в парах. 2. Оказывать взаимопомощь, ! обра тите внимание, что частица не ( кто не ) в 1 - м предложени и не содержит отрицания, а выражает вместе с местоимением кто при восклицательной интонации утвердительно - воскли - цательное значение (все знают!). Упр. 447 – развивается умение самостоятельно образовыва ть формы условного и повелительного наклонения с помощью частиц, конструировать предложения по опорным формам. Выполняется самостоятельно с взаимопроверкой. Упр. 449 – развивается умение отличать частицы от других частей речи, группировать служебные части речи. Выполняется в парах. Проверка коллективная. Дополнительный вопрос: – Что объединяет слова, которые вы не выписали? ( Путь, имя – разносклоняемые имена существительные.) Самооценка. ос у ществлять взаимный контроль. 3. Стр оить связное монологическое высказывание. VI. Итог урока. – Какие задачи, поставленные в начале урока, удалось решить? – Назовите ключевые слова темы (запишите в тетрадях). Приведите примеры частиц: а) придающих дополнительные оттенки значения словам и п редложениям; б) образующих формы глаголов. (Учащиеся делают вывод, что Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.Ч астица вносит в речь дополнительные оттенки значений: сомн ение, отрицание, выделение, уточнение – и делают текст более выразительным, эмоциональным). – Какие цели были поставлены в начале урока? – Как они были решены? – Что нового узнали? – Кто и как помогал в освоении нового? – Дайте оценку работы своей пары. – По каким критериям будете оценивать себя? Выставление оценок за урок. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. VII. Домашнее задание. 1. Уметь рассказать о ча стице как части речи. 2 . Упр. 451 - для 1 пары 3 .Упр.450 - для 2 пары. . Познавательные УУД 2. Определять значение частиц. Коммуникативн ые УУД 1. Строить связное монологическое высказывание