Учебная мотивация как показатель качества образования


Учебная мотивация как показатель качества образованияВ современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к* знаниям, напряженному умственному труду.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Канона развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волную! многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Причины спада школьной мотивации:У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие ученика.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Страх перед школой.
В психологии известно достаточно много конкретных условии, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.
Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.
Примерное содержание таких заданий:
определите собственные цели занятия (его этапа);
подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
определите важность, значимость изучаемого материала;
проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
определите способ решения своей учебной задачи;
ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует, прежде всего, самостоятельность, сознательность обучения.
Таким образом, формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Отставание: признаки, причины.
В общем, приблизительно 12,5% учащихся имеют трудности в обучении. На определение этого явления употребляют понятие «неуспеваемость» и «отставание».
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, которое фиксируется через значительный промежуток времени обучения (изучения раздела, в конце четверти, полугодия)
Отставание - невыполнение учащимися требований или одного из них, наличное на одном из промежуточных этапов учебного процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, они являются результатом процесса отставания.
Отставание ученика в учении определяют на основании:
его неумения осознать суть, трудность задания;
наметить план его решения;
равнодушия к результатам своей учебной деятельности;
неспособности адекватно оценить свою работу;
отсутствию самоконтроля в учении.
Отстающие учащиеся выявляются по таким признакам:
они часто не могут объяснить цель выполняемого им задания;
хаотично, не придерживаясь правил, действуют во время его выполнения;
не знают, как проверить полученный результат;
не могут воспроизвести определения понятий;
не понимают текста.
Причины отставания в учении сводятся к таким группам:
Биопсихические (наследственные особенности, задатки, способности, особенности характера);
Недостатки физического и психического развития (слабое здоровье, неразвитая память и мышление, неразвитые навыки учебного труда);
Недостаточный уровень воспитанности (нет интереса к учению, чувства обязанности, слабая сила воли, недисциплинированность):
Недостатки в деятельности школы (отсутствие в классе атмосферы уважения к знаниям, недостатки в методике преподавания, недостаточная организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся, безразличие и слабая подготовка учителя);
Негативное воздействие семьи (плохие материальные условия жизни семьи, негативное отношение родителей к школе и учебной деятельности детей, отрыв детей от учебного труда и др.)
Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учёбе.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Отмечается, что негативные изменения экологической и социально - экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно - психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Неуспевающий ученик выставляется как бы «на обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Все это не способствует его личностному становлению и развитию.
Для решения этой проблемы в школе организована работа педагогического коллектива, направленная на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию через решение следующих организационных задач:
Выявление учащихся, составляющих «группу учебного риска» на текущий учебный год.
Внедрение в учебный процесс технологии разноуровневого обучения.
Создание комфортных условий для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию.
Обеспечение психолого-социальной поддержки этих учащихся.
Психолого-социальное сопровождение неуспешных учащихся необходимо для формирования развивающего образа личности, обеспечение полноценного личностного, интеллектуального развития учащихся на каждом возрастном этапе, консультирование родителей по вопросам воспитания этих детей.
Эти задачи неразрывно связаны с задачами работы педагогических кадров:
Организация помощи учащимся, обеспечивающей их успешность в учебной деятельности;
Контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное и внеурочное время.
Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Необходимо также активизировать мотивационно - целевую деятельность учащихся.
Рекомендации для учителей при работе с инертными учениками:
Не требовать от них немедленного включения в работу — их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.
Следует помнить, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.
Не нужно требовать от инертных учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.
Не следует проводить их опрос в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
Нужно избегать ситуации, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо предоставлять время на обдумывание вопроса и подготовку к ответу на него.
Во время выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-нибудь другое.
Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать на вопросы по новому, только что пройденному материалу, следует отложить их до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
Индивидуальный план коррекционной работы учителя_________________________
со слабоуспевающим уч-ся _____ классапо_________________________
Характеристика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные причины низкой успеваемости:
1.……………………………………………………
2………………………………………………………………………
3
Меры по устранению и предупреждению причин неуспеваемости:
№ Виды работы № Содержание работы
I. Работа на уроке
1. Создание ситуации успеха на уроке 2. Дифференцированные задания. Указать методическое пособие. 3. Дифференцированный контроль знаний. Сроки. Темы. II. Внеурочная работа
1. Индивидуальные
дополнительные
занятия.
Тематика занятий. 2. Работа с дневником и тетрадью. III. Работа с родителями
1. Консультации для родителей. Дата. Тема.