Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание -К- и -СК- в суффиксах имен прилагательных.


Урок в 6 классе.
Урок № 106.
Тема: Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных.Цели: повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия написания -к- и -ск- в суффиксах имён прилагательных; развитие умений проводить словообразовательный разбор имен прилагательных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; развитие орфографической грамотности; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с
целью.
Познавательные:
поиск и извлечение необходимой информации; повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия написания –с- и –ск- в суффиксах имён прилагательных; развитие умений проводить словообразовательный
разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности.
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия написания –с- и –ск- в суффиксах имён прилагательных; развитие умений проводить словообразовательный разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности.
ТИП УРОКА: урок комбинированный ( УК)
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.
Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
Здравствуйте, ребята!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу. (подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
Проверка домашнего задания: теория и практика (словарный диктант).
Словарный диктант: ветреный, ржаной, деревянный, временный, обыкновенный, длинный, серебряный, лебединый, стеклянный, осенний, картинный, ураганный, пламенный, безветренный.Приветствие, дежурный называет отсутствующих
Работают со словарем.
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог. 
Прокомментируйте орфограмму (слова записаны на доске)
 вяз(к, ск)ий, рез(к,ск)ий, матрос(к, ск)ий, англий(к, ск)ий- Попробуйте сформулировать тему урока по этапам.
1) ^^
2) –К- и –СК-
3) ЧАСТЬ РЕЧИ?
- Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-» 
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?
- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-. - Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Записывают дату
Отвечают на вопрос.
Называют тему урока.
Записывают в тетради тему урока.
Ставят цели урока
3. Актуализация знаний.
Орфографическая разминка.
ИГРА «Ты – мне, я – тебе».
Записывают слова, объясняя их написание (2 человека работают у доски), затем обмениваются тетрадями, проверяют, ставят оценки.
4. Первичное усвоение новых знаний
Решение учебной проблемы – поиск решения.
Материал для наблюдения :бедняк – бедняцкий  1француз – французский
молодец – молодецкий 2 море – морской
ткач – ткацкий 3 дети – детский
кузнец – кузнецкий
рыбак – рыбацкий
(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)
- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.
-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф–ов?
- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?
- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.
- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?
- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?
- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-. Работают с учебником.
Создают устный развернутый ответ.
Записывают на доске и в тетради.
Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
5. Первичная проверка понимания
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике стр.24, п.47. Всё верно? (открытие нового знания.)
- О чем мы с вами не сказали?
- О прилагательных, имеющих краткую форму.
- Что добавим к нашему выводу?
- В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -К-.
- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?
ФизкульминуткаВыполняют задание в соответствии с учебной задачей
6.Первичное закрепление.
Работа у доски: упражнение 345, 346 (устно). 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Работа в группах. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. 
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Упражнение 347, 348. Работают с таблицей, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Д.З.: пар. 47, упр. 349, 350 или придумать упражнение на тему. Записываютд.з.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
«Цветной» диктант».
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
Ледяная фигура
Былинный герой
Деревянный дом
Ржаной хлеб
Румяное лицо
Авиационный перелёт
Мужественный человек
Кожаная куртка
Игра «Интервью».
Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке? Оценивают результаты своей работы
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.
Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник.