Использование интерактивных технологий обучения на уроках в специальной (коррекционной) начальной школе.


Богомаз Елена Васильевна
учитель начальных классов
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана
Использование интерактивных технологий обучения на уроках в специальной (коррекционной) начальной школе.
Работая учителем начальных классов с 1999 года, я стала все чаще задавать себе вопрос: Каким быть человеку в XXI веке, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица обучающихся мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: Как изжить пассивность на уроке? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась, на встречу, тебе душа? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на обучающегося усилиями его самого? Как воспитывать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами и, наконец, перед обществом. Современная школа стремится подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, овладел навыком самостоятельного приобретения этих знаний.
Начальная школа - основа обучения, это то ядро, от качества которого зависит дальнейшее развитие ребенка. В связи с этим учитель начальных классов находится в очень ответственном положении. Изменяется роль учителя в информационной культуре - он обязан стать координатором информационного потока. Это обязывает учителя владеть современными методиками, новыми образовательными и информационными технологиями на достаточно высоком уровне. Поэтому нам, учителям приходится активно совершенствовать базу своего педагогического мастерства, искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Активный поток современной информации, рекламы, распространение электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на развитие личности современных обучающихся, воспитанников. Поэтому использование ИКТ в учебно-воспитательной  работе в начальной школе выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В своей педагогической практике на уроках наряду с традиционными методами, я использую интерактивные технологии, - обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории с каждым обучающимся, воспитанником. Стремлюсь организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы пробудить познавательный интерес моих учеников. Поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у обучающихся, воспитанников развития способностей, повышение эффективности обучения.
Само слово “интерактивные” происходит от англ. (inter - "между"; act — "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- активизация познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, воспитанников;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
- повышению уровня комфортности обучения;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Использование интерактивных технологий на различных уроках в начальной школе позволяет мне:
- сделать урок интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме;
-перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельностному.
- эффективно решать проблему наглядности обучения, использовать в качестве дидактического средства обучения, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
-индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
- научить их самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
При изучении новой темы я провожу уроки с применением мультимедийных презентаций.
«Мультимедиа (лат. Multum+Medium ) –одновременное использование различных форм представления и обработки информации в едином объекте. Это попытка уподобить общение с компьютером восприятию реального мира, отраженного в потоках разнообразной информации – звуковой, визуальной, тактильной и др.».
Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» вносит дополнительную характеристику понятию мультимедиа: «Мультимедиа - multimedia - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще - анимации и видео. Таким образом, мультимедиа представляет из себя комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих создавать и воспроизводить информационный продукт (ресурс), объединяющий в себе статическую визуальную (текст, графику) и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию) информацию. Важной составляющей мультимедиа является организация интерактивной информационной среды с использованием гипертекста.Именно в таком смысле понимания «мультимедиа» и «мультимедийные технологии» будут используются в моей работе. Мультимедийные презентации - это одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе. Они позволяют акцентировать внимание обучающихся, воспитанников на значимые моменты излагаемой информации (одновременно можно применить совокупность всех видов информации: графическая, видео, звук), проводить систематические проверки правильности выполнения домашнего задания всеми обучающимися класса, обнаружить уровень владения изученным материалом. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Использование презентационных инструментальных средств позволяют привнести эффект наглядности и помогают обучающимся, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме, может включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. На моих уроках обучающиеся имеют возможность совершать путешествия по нашей прекрасной, величественной планете Земля, прослушивать звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие обучающимися, воспитанниками учебного материала;
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса, активизация творческой деятельности у обучающихся, воспитанников;
Воспитательный аспект:  умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
         Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит педагог. Уроки проводимые с его использованием более наглядны, красочны, приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала. В своем классе во время таких уроков я наблюдаю «живое общение». Обучающихся, воспитанники стремятся выполнить задание, стремятся выразить свои мысли, активно работают в парах, группах.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При этом дидактический материал красочно, эстетически оформлен. У обучающихся, воспитанников младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание, которое достигает наивысшей концетрации, когда ему интересно.Такой материал вызывает у обучающихся положительные эмоции. В начальноой школе я использую интерактивную доску на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении динамических пауз и др. Обучающимся, воспитанникам очень нравится работать у доски. Здесь проявляются такие качества как настойчивость, трудолюбие, жажда к знаниям, стремление добиваться поставленной цели.
В процессе учебно-воспитательной работы я снимаю обучающихся воспитанников на видио, фотографирую интересные, поучительные экскурсии и наблюдения, классные часы поучительного характера, а затем провожу совместный просмотр собранного материала. Правильно подобранный материал повышает мотивацию к познавательной деятельности обучающихся воспитанников, вызывает эмоциональный интерес, развивает и формирует нравственные качества обучающихся воспитанников. Благодаря проделанной работе каждый обучающийся, воспитанник получает возможность проявить себя, а самое важное - приобретает веру в свои силы и возможности.
Таким образом, использование интерактивных технологий обучения на уроках поистине велико:
-педагоги имеют возможность профессионально общаться в сети Интернета, делиться своим опытом, повышать самообразование;
-повышается качество знаний обучающихся, воспитанников;
- обучающиеся, воспитанники продвигаются в общем развитии;
-их применение помогает преодолеть трудности;
-вносит радость в жизнь детей;
- в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке;
-создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, воспитанников;
- активно и с большим интересом происходит усвоение обучающимися информации с экрана компьютера, чем со слов педагога.
Таким образом Использование интерактивных технологий обучения на уроках в специальной (коррекционной) начальной школе обогащают процесс обучения, позволяют сделать учебно- воспитательный процесс более эффективным, а также способствует творческому развитию обучающихся, воспитанников. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, каждый педагог должен помнить основную заповедь «Не навреди!» Следовательно учебно-воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы помочь обучающимся, воспитанникам разобраться в потоке информации, а не подорвать здоровье. Работа должна быть четко продуманна и строго дозированна с учетом всех норм и правил использования ИКТ.
Литература:
Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, М.,1955г.
Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М., 1995.
Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2002. №11.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. –М.,1948.
Титоренко Г. А. Современные информационные технологии. М. ЮНИТИ, 1999.
Олифер В., Олифер Н., Новые технологии в обучении. С. Пб: БХВ-Санкт- Петербург, 2000.
В. Дьяконов. Мультимедиа-ПК. / / Домашний Компьютер, 1999