Проект «Я – вчера, сегодня, завтра»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
3 от 28.11.2013г. СОДЕРЖАНИЕ 1. цель проекта 2. введение 3. Характеристика про блем подготовки воспитанников к самостоятельной жизни 4. Основные ступени формирования личности 4.1. Первая ступень "Мой дом" 4.2. Вторая ступень "Я сам, я могу" 4 . 3. Третья ступень "Я в будущем" 5. Планируемые результаты 6. Ф акторы, которые необходимо учитывать при реализации проекта ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРО ЕКТА Цель про екта © Я - вчера, сегодня, завтра ª состоит в разработке педагогической системы для оказания реальной помощи воспитанникам детского дома в жизненном и профессиональном самоопределении, столь необходимом при вступлении в самостоятельную жизнь. В ходе реализации про екта призвана решать следующие задачи:  обеспечить подготовку педагогического состава детского дома по содержанию, формам, методам и технологиям профориентационной работы с воспитанниками детского дома;  изучить сферу трудовой профессиональной мотивации и ведущие жизненные установки воспитаннико в динамике по ходу воспитательной работы в детском доме и школе;  разработать и реализовать поэтапное просвещение в тесном взаимодействии с системой профориентационной работы и профильного обучения в школе; ВВЕДЕНИЕ Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из детского дома, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально открывается множество возможностей и различных жизненных путей, но они испытывают значительные трудности в выборе необходимо обр азования и желаемой профессии. Реализация этого выбора у воспитанников детских домов затруднена и ограничена, что во многом обусловлено отсутствием у них близких, заинтересованных в их судьбе людей, на помощь и поддержку которых они могут рассчитывать. Выпускник детского дома находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Если в учреждении позиция ребенка носила в большей степени ©объективныйª характер, о нем заботились, его обеспечивали, то вне учреждения характер позиции нормативно стано вится © субъективнымª.Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизни. Выпускнику предстоит практически заново выстроить и организовать свое жизненное пространство, так как практически отсутствует , какая бы то ни было , преемственность жизни в уч реждении и самостоятельной жизни детей ‬ сирот. Выпускник на какое - то время практически оказывается ©вытолкнутымª из учреждения и практически © не встроеннымª в новую социальную структуру. Таким образом, перед выпускником учреждения (а именно с момента вып уска для детей ‬ сирот начинается самостоятельная жизнь) стоят на две первоочередных насущные задачи: перейти на практически самостоятельное жизнеобеспечение и простроить границы своего нового жизненного пространства. Целевая аудитория проекта: воспитанник и детского дома с 7 до18 лет . Этапы реализации проекта для группы детского дома, численностью до 10 воспитанников, сроком до трех лет ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Проблема выпускников детских домов являе тся яр ким показателем тех недостатков, которые сегодня очевидны в деятельности учреждений: это иждевенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, зам едленное самооправдание, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбу; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцов успеха. Хорошо известны факторы, препятствующие успешной соц иализации воспитанников детских домов .  Это неопределенность их статуса социального (эти дети лишены семьи, а после выпуска они лишаются и ©принадлежностиª к своему учреждению).  Здоровье воспитанников. Большинство воспитанников имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально ‬ волевой сфер е и поведении.  Особенности психического развития. По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростковом возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьм и. Эти искажения в общении со взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.  Формирование личности. Большое значение для формирования личности подростка имеют его с тремления, желания, надежды, т.е. отношение его своему будущему. Для воспитанников характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное абстрактное будущее. Планы не заполнены реальным содержанием: что и как делать для достиж ения своих целей. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки не ставят перед собой дальние цели, ориентированные на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, не планируют, что для этого надо сделать. Пока дети р ассчитывают на общество, государство или зарубежных попечителей. В результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос: © Чего ты больше всего боишься в жизни?ª часто встречается: © боюсь остаться без жильяª, ©бою сь того, что будет после выхода из школыª, ©боюсь выходить в самостоятельную жизнь, стать никому ненужнымиª, ©боюсь, сто у меня будет плохая жизнь, что попаду в тюрьмуª, ©боюсь встретиться с плохими людьмиª, ©боюсь одиночестваª и т.д.  Усвоение норм и ценно стей. Чтобы молодой человеку спешно вошел в жизнь, он, по мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Подростки, воспиты вающиеся в детском доме, учатся в образовательной школе; большинство из них на ©3ª или на ©3ª и ©4ª, не успевают по многим предметам ‬ 18%; интересно учиться 45% воспитанников. По мнению опрошенных, мешает учиться им в основном лень, нежелание учиться и не достатков знаний за прошлые годы. После окончания девяти классов собираются продолжить обучение в школе, училище, техникуме - 91% опрошенных, 9% - не задумывались об этом, 18,3% воспитанников выразили желание получить высшее образование, среднее специ альное образование - 59,1%. При этом большинство (60%) считают, что ©уровень образования важный, но не решающий фактор в жизниª, но ни один человек не считает, что от ©уровня образования мало что зависитª . Навыки общения с взрослыми и детьми, как в детс ком доме, так и за его пределами. К этим навыкам формы общения и уверенности в себе, умение дружить и любить, собственная гражданско ‬ патриотическая позиция к определенным группам и обществу в целом. Навыки проведения свободного времени: умение собирать информацию о всевозможных мероприятиях по проведению свободного времени, например, в библиотеке, по телевидению, в газетах, спрашивая других людей, что они делают в свободное время; умение распределять свое время; принимать участие в различных мероприятиях ; умение читать и т.п. Навыки обучения и трудовые навыки. К ним относятся навыки, связанные с поиском обучения и работы: узнавать информацию о возможностях обучения; задавать вопросы учителю, однокласснику; слушать; хорошо наблюдать за тем, что делают друг ие; обращаться в бюро по трудоустройству; подавать заявление об устройстве на работу; умение правильно реагировать на критику и т.п.  Уровень развития социального поведения выпускника ‬ это фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовать внутренние потенции личности или не позволяющие делать это. При этом социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качестве социального субъекта в системе отношений с другими социальными суб ъектами. Интегративным показателем готовности к самостоятельной жизни и успешности адаптационного процесса выступает социальная компетентность , которую во многом определяет уровень развития социальных навыков и умение их использовать адекватно в разных жизненных ситуациях. Программа состоит из трех ступеней: первая ступень © МОЙ ДОМª; вторая ступень © Я САМ, Я МОГУª; т ретья ступень © Я В БУДУЩЕМª. Проводится поэтапная работа по формированию навыков и умений от более простых к сложным с учетом возрастных особенностей детей. Требования к умениям и навыкам на каждой ступени соответствуют возрастным особенностям воспитанников дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подросткового возрастов. Каждая ступень достаточно а втономна , однако в целом, дополняя друг друга, они складываются в целостную программу. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ © МОЙ ДОМª Участники ‬ младшие воспитанники. 1 - й блок © Я УЧУСЬª Главное для воспитателей и воспитанников ‬ принять и отогреть ребенка, научить жить по правилам, принятым в доме, привить желание заботиться о своем здоровье, познакомить с простейшими требованиями этики и эстетики, научить играть, выявить способности и склонности, сформировать чувство любви к большой и малой Родине. 2 - й блок ©ЗЛЮСЬ, СМЕ ЮСЬ, УДИВЛЯЮСЬ ….ª Здесь усилия направлены на обучение самоконтролю, на формирование позитивного образа ©Яª . 3 - й блок ©Здоровье - это жизньª Научить понимать свое состояние и заботиться о здоровье ‬ одна из важнейших задач программы. Очень важно показать детям конкретные способы здорового образа жизни, научить развивать возможности своего организма. Дети из учреждений очень плохо чувствуют свое тело, не знают, как о нем заботиться, поэтому особенно важно обучение и при витие навыков личной гигиены, привитие культуры питания, а также обучение проведению активного досуга. 4 - й блок ©МАЛЕНЬКИЕ ХОЗЯЕВАª Упреки в иждивенчестве детей из учреждений не всегда несправедливы. Научить их быть хозяевами там, где они живут, обязательности при выполнении домашних обязанностей, ответственности к порученному делу, навыкам семейно ‬ бытового труда очень важно, так как это приучает поведению в окружающем со циуме, формирует адекватное полу ролевое повед ение, а также представления о том, как живут люди в семье, как они общаются и заботятся друг о друге. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ © Я САМ, Я МОГУª Участники ‬ младшие подростки. 1 - й блок ©Я ЛЮБЛЮ, Я НЕНАВИЖУ, Я ПОНИМАЮª Формирование стремлени я к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме, знакомство с чертами личности, определение своих способностей, формирование безоценочного принятия себя и других ‬ работа по э тим направлениям позволяет ребенку лучше понять себя как индивидуальность, определить свою ©самостьª. Обучение ребенка понимать себя помогает ему осознать, что все люди разные, но каждый имеет собственную ценность. 2 - й блок © Я И ЛЮДИ" Как правило, воспитанники учреждений плохо строят отношения с окружающими их людьми, независимо от того, взрослые это или дети. Формировать и развивать навыки общения, установления контактов, научить высказывать свою точку зрения , приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию ‬ это те умения, которые помогают детям в социальной адаптации, расширяют их возможности в установлении контактов, а значит социальных связей. 3 - й блок © МОЙ ДОМ И МОИ ОБЯЗАННОСТИª Продолжение работы по расширению знаний детей о ведении семейного хозяйства; развитие ответственности к порученному делу; осознание и принятие своего семейного опыта. Эти задачи решаются через введение правил экономической игры, формирование навыков детского самоуправления . 4 - й блок ©ЗДОРОВЬЕ ‬ ЭТО КРАСОТАª Младшие подростки более осознано учатся заботиться о своем теле, о собственном здоровье, через развитие навыков личной гигиены, культуры питания они узнают, как можно соверше нствовать свое физическое и психическое состояние. Учатся способы проведения активного досуга. 5 - й блок © Я И СОЦИУМª Расширение социального опыта, социальная самоидентификация для воспитанников учреждений важная и очень трудная в реализации задача. Она реализуется через знакомство с различными социальными институтами и социальными ролями, через обучение конкретным социальным навыкам, через знакомство с миром профессий и образовательными учреждениями города. Особой частью в реализа ции программы являются правовое воспитание, формирование правового сознания и юридической грамотности. Особенное внимание уделяется знакомству с правовыми нормами, предусматривающими ответственность за правонарушения. В результате подростки лучше осознают себя в окружающем мире, у них успешнее формируется идентичность, осуществляется становление социальной позиции. В процессе освоения социальных ролей происходит осознание себя не как одного из всех, а как ©индивидуальногоª человека. Возникает и формируетс я © чувство взрослостиª. Подростки принимают собственную внешность и произошедшие физиологические изменения. На фоне бурных пубертатных изменений жизненно важно научить детей устанавливать новые более зрелые отношения с ровесниками обоих полов, дружить, са мостоятельно регулировать отношения. Как правило, дети из учреждений не умеют и не имеют потребности находить для себя занятия и дела, позволяющие реализовать свои интересы. В связи с этим усилия воспитателей направлены на создание условий для расширения с феры их самостоятельности и компетентности. Одним из показателей успешного решения задачи является их увлечения, занятия в кружке или секции дополнительного образования. Хозяйственно ‬ бытовая адаптация, как правило, в учреждении, имеет достаточно широкое содержание и разнообразные формы. Подростки готовы любому бытовому труду в условиях детского дома. Но все они проходят внутри учреждения, а ребятам очень важно научиться и уметь действовать вне его стен. Поэтому много внимания уделяется самостоятельному в ыполнению хозяйственно ‬ бытовых работ, их учат самостоятельно приобретать продукты в магазине, ориентироваться в ценах, знать, как и где заплатить за квартиру, телефон и другие услуги; Много внимания уделяется профессиональному самоопределению, подготовке к самостоятельной жизни. С этой целью подростков знакомят с основами трудового, гражданского, семейного права, вводят в мир профессий, помогают осознать профессиональный выбор, цели в жизни. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ © Я В БУДУШЕМª Участники ‬ стар шие подростки. 1 - й блок © Я ‬ ЛИЧНОСТЬª Главное внимание уделяется осознанию себя как личности, своих перспектив в будущем, основанных на возможностях, умениях и желаниях. Воспитатели стремятся показать каждому, что у него ‬ свой жизненный путь, хотя до э того дети жили вместе. Кроме того, педагоги объясняют ребятам, что устраиваться в жизни каждому придется персонально. 2 - й блок © Как все…ª Развить в подростке индивидуальное начало, направить его устремления на достижение жизненных целей очень важно, но сделать это он не сможет только среде других людей, через общение с ними. Для этого нужно уметь устанавливать различные контакты, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. 3 - й блок ©МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ И ДЕТИª Эта тема наиболее сложна для восприятия подростков, так как семейного опыта у большинства нет, а у тех, кто его не имеет, он в подавляющем большинстве сл учаев негативный. Очень важно дать реальные знания о правах и обязанностях супругов, познакомить с социальной ролью семьи в жизни общества, а также знания в области гигиены, физиологии и сексуальной культуры, по вопросам женской и мужской физиологии, уход а за детьми. Нужно помочь юношам и девушкам понять, что семья ‬ это забота и ответственность не только за себя, но и за супруга, детей, это большой круг дополнительных обязанностей. 4 - й блок "Я - ОБРАЗОВАН" Социализация - это процесс усвоения человеком опр еделенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется не достаточная гот овность к выходу в самостоятельную жизнь: - не сформированные некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка. - неумение противостоять асоциальным явлениям. - затруднение в построении своей семьи и личной жизни. Отмеченные ос обенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме. детский дом становиться основной моделью социального мира, и от того как будет пос троен процесс воспитания , зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечение личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применять культурно гигиенические навыки. 5 - й блок ©Я ‬ ПР О ФЕССИОНАЛ И ГРАЖДАНИНª В идеале освоение содержания данного раздела должно завершить проделанную прежде работу воспитателей по профориентационному воспитанию и сформировать у воспитанника осознанное отношение к выбору будущей профессии. Уже на новом уровне возможностей воспитанников зна комят с различными социальными институтами и социальными ролями, с образовательными учреждениями города, они посещают подготовительные курсы средних учебных заведений, обучаются конкретным социальным навыкам. В последнее время много внимания уделяется гражданскому воспитанию детей. Для детей ‬ гражданское, патриотическое воспитание ‬ реальный ст е р жень для успешной социализации. Подготовка к интеграции и непосредственная интеграция в социум, достижение статуса в зрослого для выпускников происходит не всегда с моментом реального освоения позиции взрослого и ответственного человека. Главное для воспитателей ‬ минимизировать риски вхождения юношей и девушек в самостоятельную жизнь. К концу пребывания воспитанников в учреждении, они знают основные положения трудового законодательства, у них сформировано правовое сознание, они понимают, что могу обратиться в центр занятости, имеют навыки общения в различной среде и обстановке, знакомы с правилами. Планируемые результаты воспитательной деятельности: - имеют представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; - выполняют все нормы поведения в детском доме, школе, отвечают за свои поступки; - знают об ответственности за нарушение адми нистративного и уголовного права; - знают основы трудового, гражданского, семейного права. - ценностное отношение к природе; - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о важности морали и нра вственности в сохранении здоровья человека; - понимание роли физической культуры и спорта для здоровья человека; - соблюдение режима детского дома; - знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - понимание роли здорового образа жизни. имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - умеют эстетически оформить продукты своей деятельности; - соблюдают аккуратность во внешнем виде; - проявляют эстетические переживания к окруж ающему миру и самому себе. - понимают ценность труда и творчества; - имеют опыт участия в различных видах деятельности; - умеют готовить простые блюда, знают различные хозяйственно - бытовые приборы; - умеют самостоятельно выполнять уборку по дому, создав ать в доме уют и красоту, беречь имущество; - имеют представления о различных профессиях; - осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; - умеют приобретать продукты в магазине, ориентируются в ценах, знают, как и где заплатить за квартиру, телефон и другие услуги; - знают о роли мужчин и женщин в организации семейно - бытового труда и ведения хозяйства. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1. Позиция старших членов семьи, например, родителей или лиц, их заменяющих, может быть различной:  взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего;  взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически настаивают сделать другой выбор;  старшие и дети единодушны в выборе профессии и первые содействуют вторым добрым советом. Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации. 2. Позиция товарищей. Дру жеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Могут сложить разные ситуации: 1) за ©компаниюª пойдешь ‬ неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год ‬ два бросить учебу; 2)пойдешь ©по интересамª - ©друзьяª почему ‬ то рассматривают это как измену. 3. Позиция учителей, наставников, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии. 4 . Личные профессиональные планы, мысленное представление будущего. Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессиональног о места работы: а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, чего достигну, каков идеал жизни и деятельности); б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целее (первая область деятельност и, специальность, работа, чему и где учиться; первый трудовой пост после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста); в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литератур ы, беседы сознающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение); г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей); д) внутренние условия достижения целей (анализ своих возможностей: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности).