Рабочая программа учебной дисциплины Введение в педагогическую профессию

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ОСИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ГБОУ СПО «Осинский ППК»
____________ И.В. Коробейникова
______ ________________20_____г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 050146 Преподавание в начальных классах
гуманитарного профиля















Оса, 2012
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой)
методической комиссией
социально-гуманитарных и
психолого-педагогических дисциплин
Председатель
_________ Е.В. Смирнова
____ ____________20___

Составитель: Фотина Н.В., преподаватель ГБОУ СПО «Осинский ППК»

Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Е.В. Смирнова, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Содержательная экспертиза: С.Ю. Глухова, преподаватель психологии

Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Т.В. Сапожникова, специалист МБОУ «Межшкольный методический центр»

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для специальности среднего профессионального образования гуманитарного профиля 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов
стр.


1. Пояснительная записка

4


2. Тематический план

6


3. Содержание учебной дисциплины

7


4. Содержание профильной составляющей

11


5. Требования к результатам обучения

13


6. Условия реализации программы

14


9. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

16




























Пояснительная записка


Настоящая программа профильной учебной дисциплины Введение в педагогическую деятельность ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической деятельности;
изучение системы, структуры, содержания, условий успешности педагогической деятельности;
понимание и принятие педагогической деятельности как условия развития педагогического и гражданского сознания, творческого и личностного роста
студентов.
В ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» на Введение в педагогическую деятельность по специальностям среднего профессионального образования гуманитарного профиля отводится 58 часов, в том числе 39 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требова-
ниями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине Введение в педагогическую деятельность, реализуемой при подготовке студентов специальностям гуманитарного профиля, профильной составляющей является все разделы дисциплины.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, вы-
деляемое на изучение Введение в педагогическую деятельность при овладении студентами специальностями гуманитарного профиля.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку выступления, написание эссе и реферата, подготовку индивидуального или группового проекта, составление структурированного плана раздела.
Контроль качества освоения дисциплины Введение в педагогическую деятельность проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на
дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.
Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения заданий для самостоятельной работы, а также точек рубежного контроля.






























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела
Количество часов



максимальная
учебная
нагрузка

самостоя-
тельная
учебная
работа
обязательная аудиторная
учебная нагрузка, в т.ч.:



58
19
всего занятий

лаб. и прак.
занятий


Введение. Общая характеристика педагогической профессии.
3

3



Раздел 1. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.
Тема 1.1. Понятие педагогической деятельности.
Тема 1.2. Характеристика педагогической деятельности.
10
2
8



Раздел 2. Общая и профессиональная культура личности педагога.
Тема 2.1. Понятие педагогической культуры.
Тема 2.2. Общение как основа профессиональной деятельности педагога.
9
3
6



Раздел 3. Профессиональная компетентность педагога.
Тема 3.1. Понятие профессиональной компетентности.
Тема 3.2. Требования к личности педагога.
10
4
6


Раздел 4. Педагогические способности.
Тема 4.1. Понятие и характеристика педагогических способностей.
Тема 4.2. Уровни и влияние педагогических способностей.
10
4
6


Раздел 5. Современная система отечественного образования: стратегия развития.
Тема 5.1. Характеристика системы образования.
Тема 5.2. Образование как педагогический процесс.
6
2
4


Раздел 6. Образовательно-профессиональный путь будущего учителя.
Тема 6.1. Роль непрерывного педагогического образования.
Тема 6.2. Самообразование и самовоспитание педагога. Профессиональный рост учителя.
10
4
6


Итого
58
19
39
0


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды. Профессия, специальность, квалификация. Роль и место педагога в век информационного общества. Педагогическая профессия в классификации профессий Е.А. Климова. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе. Социальная значимость педагогической деятельности в современном обществе. Профессиональные функции и социальная миссия педагога. Перспективы развития педагогической профессии. Спектр педагогических профессий.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Цели педагогической деятельности.
Структура, виды, функции, уровни и содержание педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Гуманистическая природа и ценностные характеристики педагогической деятельности. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Педагогическая позиция. Педагогическая задача.
Демонстрации
слайд-шоу галереи портретов педагогов-классиков
мультимедиа презентация День учителя, Возникновение педагогической профессии.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
определить склонности и способности к профессии педагога по дифференциально-диагностическому опроснику (ДДО), разработанному Е.А. Климовым
написать эссе на тему «Я и моя профессия».

2. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
Взаимосвязь общей и профессиональной культуры личности. Педагогическая культура: понятие, формы, аспекты. Условия подготовки высококультурного педагога-профессионала. Общая культура педагога. Общение как основа профессиональной деятельности педагога. Речевая культура педагога как условие успешного взаимодействия с учащимися. Основные требования к речи учителя, нравственные требования к речи учителя. Педагогический такт учителя и его особенности. Уровни проявления педагогического такта учителя. Понятие ансамбля педагогического такта учителей образовательного учреждения. Условия формирования педагогического такта.
Демонстрации
видеопоказ фрагментов пробных уроков студентов и педагогов;
мультимедиа презентация Педагог 21 века.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
подготовить индивидуальный (групповой) проект на тему: «Какой он – педагог 21 века».

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА.
Понятие профессиональной компетентности педагога. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности педагога. Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство. Ролевой репертуар учителя (по В. Леви).
Требования к личности педагога: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества педагога, педагогическая культура. Педагогическое призвание учителя. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Профессионализм учителя.

Демонстрации
мультимедиа презентация Педагогическое мастерство
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
определить уровень сформированности профессионально-важных личностных качеств;
составить опорную графическую схему раздела.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Понятие способностей. Характеристика педагогических способностей. Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий о ведущих (базовых) педагогических способностях: организаторские способности, коммуникабельность, перцептивные способности, эмоциональная устойчивость (эмоциональная культура) педагога, динамизм личности педагога, креативность, оптимизм педагога. Влияние педагогических способностей на уровень профессиональной компетентности и мобильности педагога. Уровни педагогических способностей. Желаемые качества личности педагога. Способности к методической и воспитательной работе. Личностные качества педагога.
Демонстрации
мультимедиа презентация Качества педагога
сборники диагностического материала для выявления качеств и способностей педагога
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
составить структурированный план раздела.

5. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ.
Образование как социальное явление. Сущностные характеристики образования. Развитие системы образования. Образование как педагогический процесс. Система образования. Образовательная политика в России. Современное состояние отечественного образования и тенденции развития образования (гуманизация, демократизация, индивидуализация, профилизация и др.). Модернизации отечественного образования как стратегия ее развития.
Демонстрации
Мультимедиа презентация система образования в РФ
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
составить картотеку публикаций из педагогических периодических изданий о роли педагога в современном обществе.

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.
Система непрерывного педагогического образования. Основные этапы профессионального становления. Педагогические учебные заведения. Индивидуальная образовательно-профессиональная программа развития будущего учителя. План самовоспитания и саморазвития.
Ступени профессионального роста учителя. Профессионально-личностное самосовершенствование как условие профессионального роста и успешной карьеры. Педагогическая карьера. Карьера вертикальная и горизонтальная: их взаимозависимость и взаимообусловленность в профессиональной деятельности и жизни педагога.
Демонстрации
статьи интервью с современными педагогами
планы самообразования и самовоспитания успешных людей
мультимедиа презентация Моё педагогическое кредо
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Самостоятельная работа
разработать программу личностного профессионально-педагогического становления и совершенствования.





































СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
для специальности 050146 Преподавание в начальных глассах
гуманитарного профиля

Дисциплина Введение в педагогическую деятельность относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и входит в состав базовой части.
Освоение данной дисциплины готовит студентов к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение.
Профильными для данной дисциплины являются как педагогическая, так и культурно-просветительская профессиональная деятельность будущих учителей начальных классов.
Введение в педагогическую деятельность направлено на подготовку будущих специалистов к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
– обучение, воспитание, развитие, просвещение.
– представление об основных механизмах социализации личности, в том числе в условиях современного общества;
– понимание специфики принципов системного, структурно-функционального, сравнительного анализа при изучении педагогических процессов, событий и явлений;
– умение применять методы эвристического анализа изучаемых научных проблем;
– умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации;
– владение различными способами вербальной и невербальной коммуникации, в том числе основами педагогического мастерства, технологиями публичной презентации, изложения информации в жанре эссе и аннотационной характеристики;
– умение организовывать свою учебную деятельность, исходя из предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей;
– владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
– обладание основами педагогического мышления, способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями.
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой. Изучение данной учебной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности и специфике педагогической деятельности, профессионально-педагогической культуры, профессионально-личностном самоопределении и самосовершенствовании учителя, особенностях педагогической профессии и перспективах ее развития в условиях обновляющейся школы. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данной дисциплины, - необходимое условие успешного освоения всех последующих дисциплин педагогического цикла.


























ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ студент должен
(Приложение 1):
знать/понимать:
сущность и специфику педагогической профессии;
структуру, функции, виды педагогической деятельности и профессиональной культуры;
методы профессионально-педагогического развития, самодиагностики, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога;
требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;
сущность и особенности профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования;
ведущие характеристики образования как общественного явления и педагогического процесса.
уметь:
определять собственные ценности и соотносить их с ценностями профессиональной сферы;
диагностировать индивидуальный уровень сформированности профессионально важных личностных качеств;
разрабатывать программу личностного профессионально-педагогического самосовершенствования;
развивать коммуникативные, организаторские способности.


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие
компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 – организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4 – осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6 – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами;
ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин психолого-педагогического цикла.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебников;
стенды;
магнитная доска;
галерея портретов классиков педагогики;
цифровые образовательные ресурсы с демонстрационным материалом к урокам;
комплекты раздаточного материала к урокам.
Технические средства обучения:
аудио и видео аппаратура;
мультимедийный проектор;
компьютер.

Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

Для преподавателей
1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С.  М., 2002.
2. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность - М.:
Академия. 2008.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.  М., 2004. (Глава 1, 1.2, 1.5, 1.6).

Для студентов
1. Андреев В.И. Педагогика.  М., 2000.
2. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1 Раздел: Введение в педагогическую деятельность. М., 2008.
2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.  М., 2004. (Глава 2, 2.1 – 2.4).
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2004.

Дополнительные источники

Для преподавателей
1. Елканов, С. В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. –
М., 1989.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
3. Климов, Е. А. Пути в профессионализм. – М.: Флинта, 2003.
4. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 1).
5. Орлов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. М., 2004. (Модуль 2).

Для студентов
1. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей. – Л., 2007.
2. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на- Дону, 1996.
3. Витрук, Е. Е. Педагогический такт. – Томск, 2001.
4. Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. – Казань, 2001.


Интернет-ресурсы

http://www.psycheya.ru/ Психея
http://psylib.myword.ru/ Библиотека портала «Мое слово»
http://www.follow.ru/ Познай себя и окружающих
http://www.psyedu.ru/ Психологическая наука и образование


























ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;


БЫЛО

СТАЛО


Основание:

Подпись лица внесшего изменения
















































Фотина Наталья Владимировна


Преподаватель ГБОУ СПО «Осинский ППК»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям гуманитарного профиля
 Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образова-
тельных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, форми-
руемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессиональ-
ного и среднего профессионального образования, одобреными Научно-методическим советом Центра на-
чального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол
№ 1 от «03» февраля 2011 г.)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15