Предупреждение нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием


Оглавление:
Введние………………………………………………………………………….…3
Основная часть…………………………..…………………………………….4-13
Заключение…………………………………………….........................................14
Список использованной литературы…………………………………………...15
По мнению многих специалистов (Садовниковой И.Н., Корнева А.Н., Левиной Р.Е., Парамоновой Л.Г. и др.), значимость проблемы профилактики нарушений письма обусловлена тем, что у детей с речевым недоразвитием выявляются определённые особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, таких как звукопроизношение, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, графические навыки, которые вызывают трудности в овладении письмом.Таким образом, актуальность исследования обоснована необходимостью профилактики нарушений письма у первоклассников с точки зрения сформированности на начальных этапах обучения грамоте звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, графических навыков с целью предупреждения нарушений письма.
Категориальный аппарат исследования представлен на слайдах 2,3,4.
Цель исследования: изучение готовности к овладению письмом и предупреждение нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием.
Объект исследования: письмо первоклассников с речевым недоразвитием.
Предмет исследования: процесс предупреждения нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием.
Гипотеза исследования: процесс предупреждения нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием будет успешным, если коррекционное воздействие направлено на развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, графических навыков.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме предупреждения нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием.
Изучить психолого- медико-педагогическую документацию учащихся экспериментальной группы с речевым недоразвитием.
Подобрать методику изучения состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, графических навыков и провести констатирующий эксперимент.
Определить приемы коррекционной работы и провести коррекционную работу по предупреждению нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием.
Провести количественно - качественный анализ результатов опытно – экспериментального обучения, сделать выводы.
Теоретико - методологическая основа исследования: исследование о нарушениях письма у детей А.Н.Корнева; исследование о психофизиологических механизмах трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка Безруких М.М; концепция о психологических основах формирования письменной речи у младших школьников Ляудис В.Я. В ходе изучения нами использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно – методической литературы по проблеме исследования;
- изучение медико- психолого-педагогической документации;
- наблюдение, беседы в ходе опытно – экспериментального исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный срез ) и его анализ;
-сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования;
-количественный и качественный анализ результатов опытно – экспериментального исследования.
На первом этапе нами было проведено изучение и анализ научно-методической литературы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с нарушениями речи.
С целью изучения развития предпосылок к овладению письмом у первоклассников с речевым недоразвитием было проведено констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента: изучение готовности к овладению письмом у первоклассников с речевым недоразвитием.
Констатирующий эксперимент проводился в II этапа.
На I этапе констатирующего эксперимента для проведения диагностического обследования была изучена медико-педагогическая документация.
На II этапе констатирующего эксперимента было проведено исследование, которое включало следующие направления.
1.Обследование звукопроизношения.
2.Обследование фонематического восприятия.
3.Обследование навыков звукового анализа и синтеза.
4.Обследование графических навыков.
При проведении исследования использовали методический материал Галины Александровны Волковой, Даниила Борисовича Эльконина.
Таблица 1
Данные изучения состояния звукопроизношения экспериментальной группы учащихся с нарушением речи на констатирующем этапе.
Имя
Ребенка Изучение состояния звукопроизношения
Изолированное произношение звуков Звукопроизношение парных твердых и мягких звуков в предложении Звукопроизношение парных звонких и глухих звуков в предложении Всего баллов Уровень навыков развития звукопроизношения
Азалия 2балла 3 балла 2 балла 7 баллов средний
Егор 2балла 2балла 2балл 6баллов Средний
Настя 2балла 2балла 2балла 6баллов средний
Снежана 2 балла 3 балла 2балла 7баллов средний
Дина 2балла 2балла 1балл 5баллов средний
Динар 2 балла 1балл 3балла 6баллов средний
Женя 2балла 2балла 1 балл 5баллов средний
Тамара 2 балла 3балла 2балла 7баллов средний
Артур 2 балла 1балла 2 балла 5баллов средний
Ильнар 2балла 2балл 2балла 6баллов Средний
Всего
баллов по заданию 20баллов 21балл 19баллов 60баллов 100% детей
Из таблицы видно, что 100% детей показали средний уровень развития данного параметра.
Таблица 2
Данные изучения состояния фонематического восприятия у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе
Показатели навыков развития фонематического восприятия
Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков Повторение слогов с оппозиционными звуками. Дифференциация оппозиционных звуков на материале слов квазиомонимовВсего баллов Уровень навыков развития фонематического восприятия
Азалия 2балла 2 балл 1балл 5баллов Средний
Егор 1балл 1балл 2балл 4баллов Низкий
Настя 1балла 2балла 2балла 5аллов Средний
Снежана 2балла 3балл 3балла 8баллов Высокий
Дина 2балл 2балла 1балл 5баллов Средний
Динар 2 балла 1балл 2балла 5баллов Средний
Женя 2балла 2балл 2балла 4балла Средний
Тамара 2 балла 1 балла 1 балл 4баллов Низкий
Артур 2 балл 1балла 2 балла 5баллов Средний
Ильнар 3балла 1балл 2балла 1балл Низкий
Всего
баллов по заданию 17баллов 16 баллов 18баллов 47баллв 30% - низкий
60%- средний
10%-высокий
При изучении состояния фонематического восприятия, получаем следующие результаты: у 10 % детей (Снежана) выявлен высокий уровень развития.
У 60% детей (Азалия, Настя, Дина, Динар, Женя, Артур) - средний уровень развития фонематического восприятия.У 30% детей (Егор, Тамара, Ильнар)-выявлен низкий уровень развития данного параметра.
Таблица 3
Данные изучения состояния звукового анализа и синтеза экспериментальной группы учащихся с нарушением речи на констатирующем этапе
Показатели навыков развития фонематического восприятия
Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков Повторение слогов с оппозиционными звуками. Дифференциация оппозиционных звуков на материале слов квазиомонимовВсего баллов Уровень навыков развития фонематического восприятия
Азалия 2балла 2 балл 1балл 5баллов Средний
Егор 1балл 1балл 2балл 4баллов Низкий
Настя 1балл 2балла 2балла 5баллов Средний
Снежана 1балл 3балл 3балла 7 баллов Средний
Дина 2балл 2балла 1балл 5баллов Средний
Динар 2 балла 1балл 2балла 5баллов Средний
Женя 1 балл 2балл 1 балла 4 балла Низкий
Тамара 2 балла 1 балла 1 балл 4баллов Низкий
Артур 1 балл 1балла 2 балла 4 балла Низкий
Ильнар 2 балла 1балл 1 балл 4 балла Низкий
Всего
баллов по заданию 15 баллов 16 баллов 16 баллов 47баллв 50% - низкий
50%- средний
При изучении уровня развития навыков звукового анализа и синтеза, получили следующие результаты: у 50% детей (Азалия, Настя, Снежана, Дина, Динар)- средний уровень развития, еще 50% детей (Егор, Женя, Тамара, Артур, Ильнар)- низкий уровень развития.Таблица 4
Данные изучения состояния графических навыков экспериментальной группы учащихся с нарушением речи на констатирующем этапе
Имя Показатели развития графических навыков Уровень развития графических навыков
«выдерживание»предложенных графических диктантов. Соблюдение последовательности. Всего баллов Азалия 2 балла 2 балл 4 балла Средний
Егор 2 балла 2 балла 4балла Средний
Настя 2 балла 3 балла 5баллов Средний
Снежана 2 балла 3 балл 5 баллов Средний
Дина 2 балла 2 балла 4 балла Средний
Динар 2 балла 1балл 3 балла Низкий
Женя 2 балла 3 балла 5баллов Средний
Тамара 2балл 1 балл 3 балла Низкий
Артур 2 балла 2 балла 4 балла Средний
Ильнар 2 балл 1 балл 3балла Низкий
Всего баллов 20баллов 19баллов 40 баллов 70%-средний уровень
30%-низкий уровень
При изучении уровня развития графических навыков получили следующие результаты:70 %детей ( Азалия, Егор, Настя, Снежана , Дина, Динар, Женя)-показали средний уровень развития, в свою очередь, 30% детей (Динар, Тамара, Ильнар ) - низкий уровень развития.
Следовательно, можно сделать вывод, что у учащихся выявлены нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза и графических навыков, что характеризуется не готовностью к овладению письмом первоклассников с речевым недоразвитием.
После констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий эксперимент.
Цель: предупреждение нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием.
Направления :
1. Коррекция звукопроизношения.
2.Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4.Развитие графических навыков.
Система коррекционной работы реализовывалась по направлениям, и предполагала: коррекционную работу над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, графических навыков.
Нами проводились различные игровые упражнения, в которых дети дифференцировали звуки на слух, определяли место звука в слове, рисовали элементы букв и т.д.
Нами были использованы методики Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Л.Г.Парамоновой; мы опирались на рекомендации Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой, Г.В.Чиркиной. Для проведения формирующего эксперимента нами было разработано тематическое планирование на основе рекомендации А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой.
Формирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 1 с. Кандры с сентября по февраль 2014 – 2015 г.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился по тем же направлениям, что и на констатирующем этапе, и включал в себя анализ результатов состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза и графических навыков после формирующего эксперимента.
Анализируя результаты исследования на формирующем этапе, мы отмечаем:
Таблица 5
Данные изучения состояния звукопроизношения экспериментальной группы учащихся с нарушением речи после обучающего эксперимента.
Имя
Ребенка Изолированное призношение звуков Звукопроизношение парных твердых и мягких звуков в предложении
Звукопроизношение парных звонких и глухих звуков в предложении
Всего баллов Уровень навыков развития звукопроизношения
Азалия 2балла 3 балла 3балла 8 баллов Высокий
Егор 3балла 2балла 2балла 7 баллов Средний
Настя 2балла 3балла 2балла 7баллов Средний
Снежана3 балла 3 балла 2балла 8баллов Высокий
Дина 3балла 2балла 2 балла 7баллов Средний
Динар 2 балла 2 балла 3балла 7 баллов Средний
Женя 2балла 2балла 2 балла 6 баллов Средний
Тамара 2 балла 3балла 2балла 7баллов Средний
Артур 2 балла 2балла 3 балла 7баллов Средний
Ильнар2балла 3балла 2балла 7баллов Средний
Всего
баллов по заданию 24балла 25баллов 21балл 71 балл 8 –высокий
2-средний
При изучении развития навыков звукопроизношения 7 детей (Азалия, Егор, Настя, Снежана, Динар, Женя, Ильнар,) показали рост данного параметра на 1 балл; на 2 балла улучшились показатели у 2 детей (Дина, Артур), а у 1 ребенка (Тамара) результаты остались без изменений.
Таблица 6.
Данные изучения состояния фонематического восприятия экспериментальной группы учащихся с нарушением речи после обучающего эксперимента
Показатели навыков развития фонематического восприятия
Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Дифференциация оппозиционных звуков на материале слов квазиомонимовВсего баллов Уровень навыков развития фонематического восприятия
Азалия 2балла 3балла 2балла 7баллов Высокий
Егор 2балла 2балла 2балла 6баллов Средний
Настя 2балла 2балла 3балла 7баллов Высокий
Снежана 3балла 3балл 2балла 8баллов Высокий
Дина 2балл 2балла 2балл 6баллов Средний
Динар 3 балла 2балла 2балла 7баллов Высокий
Женя 2балла 2балла 2балла 6баллов Средний
Тамара 3 балла 2 балла 2 балла 7баллов Высокий
Артур 2 балл 2балла 2 балла 6баллов Средний
Ильнар3балла 2балл 3балла 8баллов Высокий
Всего
баллов по заданию 24балла 24 балла 21балл 68 баллов 4- средний
6-высокий
При изучении уровня развития навыков фонематического восприятия у 6 детей (Азалия, Егор, Настя, Динар, Женя, Ильнар) уровень навыка звукопроизношения увеличился на 2 балла; у 1 ребенка (Тамара) данный параметр показал рост на 3 балла; а у 2 детей (Дина, Артур) -на 1 балл; у одного ребенка (Снежана)уровень развития данного параметра остался на прежнем уровне.
Таблица 7
Данные изучения состояния навыков звукового анализа и синтеза экспериментальной группы учащихся с нарушением речи после обучающего эксперимента
Имя
Ребенка Показатели навыков звукового анализа и синтеза Выделение звука на фоне слова Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
Определение количества звуков в слове.
Определение способности составлять слова из последовательно данных звуков.
Всего баллов Уровень навыков развития навыков звукового анализа и синтеза
Азалия 2балла 3 балла 2 балла 2балл 9 баллов Средний
Егор 3балла 2балла 2балла 2балла 10баллов Высокий
Настя 3балла 2балла 2балла 2балла 9баллов Средний
Алексей 3балла 2балла 3балла 3балла 11баллов Высокий
Роман 3балла 2балла 2балла 2балла 9баллов Средний
Антон 2 балла 3балла 2балла 2балла 9баллов Средний
Илья 2балла 3балла 2балла 3балла 11баллов Высокий
Юлиана 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла 10баллов Высокий
Лиза 2 балла 2балла 2 бажлла2балла 8баллов Средний
Антон М. 2балла 3балл 3 балла 2балла 10баллов Высокий
Всего
баллов по заданию 23балла 21балл 18баллов 16баллов 96баллов 5 -высокий
5- средний
При исследовании уровня развития звукового анализа и синтеза мы получили следующий результат: 5 детей (Азалия, Снежана, Дина, Динар, Настя, Артур) показали улучшение параметров на 4 балла; у 2 детей (Егор, Ильнар, Тамара)-на 6 баллов; 1 ребенок (Женя) показал рост данного параметра на 7 пунктов.
Таблица 8
Данные изучения состояния графических навыков экспериментальной группы учащихся с нарушением речи на контрольном этапе
Имя Показатели развития графических навыков Уровень развития графических навыков
«выдерживание»предложенных графических диктантов. Соблюдение последовательности. Всего баллов Азалия 3балла 2 балл 5 балла Средний
Егор 3 балла 3 балла 6баллов Высокий
Настя 3 балла 3 балла 6баллов Высокий
Снежана3 балла 3 балла 6 баллов Высокий
Дина 3 балла 2 балла 5 баллов Средний
Динар 3 балла 2балл 5баллов Средний
Женя 3балла 3 балла 6баллов Высокий
Тамара 3балла 2 балла 5 баллов Средний
Артур 2балла 3 балла 5баллов Средний
Ильнар3балла 2 балла 5 баллов Средний
Всего баллов 29баллов 25баллов 54 баллов 6-средний уровень
4-высокий уровень
Уровень развития графических навыков показал, что 6 детей (Азалия, Настя, Снежана, Дина, Женя, Артур) улучшили свои результаты по данному параметру на 1 балл, а 4 ребенка (Егор, Динар, Тамара, Ильнар)-на 2 балла лучше выполнили задание, чем в предыдущий раз.
Заключение
Следовательно, делаем вывод, что гипотеза нашего исследования о том, что процесс предупреждения нарушений письма у первоклассников с речевым недоразвитием будет успешным, если коррекционное воздействие направлено на развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, графических навыков, нашла свое подтверждение. Цель достигнута, задачи решены.
Практическая значимость исследования: представленный методический материал по предупреждению нарушений письма у первоклассников будут полезен учителям-логопедам в процессе коррекционной работы, учителям начальных классов в процессе обучения грамоте в 1 классе.
Cписок использованной литературы:
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии /– М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779 – 783.
2. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. – М.: Издательство РОО «Образование и здоровье», 1997. - № 3 (т. 4). – С. 38 – 42.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие /– М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 7 – 20.
4. Барсукова, Л.А. Логопедия в школе / Л.А. Барсукова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. – 368 с.
5.Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. – М.: Издательство «Вердана», 2003 – №1 (4). – С. 138 – 142.