Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи 3 уровня


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№14»
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
Ахтямова Х.М. Наседкина Р.Н.
«___» ________ 200__ г. «___» _________ 200__ г.
Рабочая программа
по коррекции дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи 3 уровня
во 2а классе (общеобразовательное обучение)
на 2009-2010 учебный год
количество часов в неделю – 3
методическое объединение дополнительного образования
Проворова Ирина Вениаминовна
Составлена в соответствии с программой «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____2009г.
1. Пояснительная записка
Обоснование - Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (дисграфия, обусловленная ОНР-3 уровня). Информированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной общим недоразвитием речи 3 уровня
Рабочая программа рассчитана на 80 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Учебное пособие: рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 2а классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Козырева, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачишколы, МО):
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебныйпериод :Знать:
- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;
- обобщающие понятия предметов, явлений природы.
Уметь:
Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
Обобщать и классифицировать предметы.
Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
Восстанавливать деформированные предложения и текст.
Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
Игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4
Четверть Год
итого
Проведение диагностик речи и письма 1 1 (промежуточная) 1 3
Количество плановых проверочных работ 1 1 1 1 4
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении трех взаимосвязанных этапов:
I этап
Обучение связности высказывания:
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:
II этап
1.Усвоение языковых средств межфразовой связи:
2.Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
3.Формирование наиболее сложных и менее продуктивныхформ словоизменения:
III этап
Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:
закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
согласование местоимений с существительными.
6. Календарно-тематический план
№ Тема занятий Содержание Часы
III Слово. Словосочетание. Предложение.
А Развитие навыков словообразования (22 часа)
1 Родственные слова Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов,
знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию
2
Слово. Однокоренные слова 2 Корень слова Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов 2
Словообразование 3 Приставка. Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами 3
Образование слов при помощи приставок 4 Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов 3
Образование слов при помощи суффиксов 5 Мофологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов 2
6
Предлоги
Предлоги –в-наПредлоги –на-надПредлоги –к -от
Предлоги –в-изПредлоги –от - из
Предлоги –с - со
Предлоги –в – у
(проверочная работа) Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога 10
Б Развитие навыков словоизменения (16 часов)
7 Слова - предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря 2
Образование множественного числа существительных 8 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) 2
9 Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления 2
10 Употребление существительных в косвенных падежах
(проверочная работа) Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи 10
В Развитие навыков согласования (29 часов)
11 Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор
признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. 2
12 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами 2
13 Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи 10
14 Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой 1
15 Согласование глагола с существительным в числе Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом
глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия 2
16 Согласование глагола с существительным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами 2
17 Согласование глагола с существительным во времени Знакомство с тремя временами глагола.
Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола, по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий 4
18 Имя числительное
(по итогам – проверочная работа) Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи 6
II Предложение (10 часов)
19 Предложение Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст 5
20 Состав предложения
(проверочная работа) Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями 5
III Текст (3 часа)
21 Работа с текстом
(проверочная работа) Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста 3
Планирование контроля.
Проведение пре- и пост-тестов (письменные ответы на задания тестового типа).
№ раздела по теме Тема Месяц
№6 Словообразование октябрь
№ 10 Словоизменение декабрь
№ 18 Согласование март
№ 21 Предложение, текст апрель
Список литературы:
для учителя
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.
Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.– глава 6 - М., 2004г
Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.
Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Трубникова. Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.
Для ученика
Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь работать со словом»., М., 2006.
Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
Приложение
Содержание приложения:
Психолого-педагогическая характеристика детей
Диагностика письменной речи (сентябрь)
Диагностика письменной речи (май)
Проверочная работа № 1
Проверочная работа № 2
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся:
Алиев Ислам – недостаточно развито фонематическое восприятие (путает в сильной позиции Б-П, Г-К), слоговая структура некоторых слов грубо искажена (фотографироваться – фотися, милиционер - миминер), затрудняется в подборе антонимов (узкий – толстый, чистый - нечистый), в речи аграмматизмы (ручку поставили на стол и др.), на письме распространены следующие типы ошибок: пропуск или слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (Собака за бежала задом.), трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (синие костюм), замена оппозиционных согласных (на дворе трава – на творе трава), объем слухоречевой памяти недостаточен, двуязычие.Мурзаев Марат – на письме наблюдается неправильное употребление падежных окончаний (нет птичков), неверное употребление числа имен существительных (мальчики вернулся домой), пропуск окончаний (полетела птичк), замена лабиализованных гласных в сильной позиции (мак – мок, зимовка - зимавка),фонематическое восприятие недостаточно развито (путает в сильной позиции Ж-Ш, Б-П); слоговая структура сложных слов, которые ему хорошо известны и на русском языке, искажена (сковорода – скоровода, велосипед – ласипед, милиционер - мицинер); в речи аграмматизмы (Девочка и мальчик нашли ежик. Они отнеслись ему домой. Там молоко дают ей.).Абдурахманова Аида – нестабильный почерк, частые исправления, раздельное написание слов (Игнат – И гнат, зимовать – зим овать), замена сложных предлогов простыми (из-за дома – из дома, из-под стола – из стола), замена оппозиционных согласных (жара – шара, заблудился - заплутился),фонематическое восприятие недостаточно развито (акустические замены Г-К, З-С); снижена слухоречевая память, при повторе за логопедом предложения наблюдается перестановка и пропуск слов (Лошадь бежит по дороге. В лесу поют птицы – Лошадь по дороге, а в лесу птички поют); слоговая структура сложных слов искажена (фотографироваться – фотовироца, велосипедист - валасапед); иногда путает обобщающие понятия (одежда – вещи, фрукты – продукты, путает овощи и фрукты), затрудняется в подборе антонимов (чистый – нечистый, большой – небольшой, умный - хороший); имеется наличие аграмматизмов в речи (И на кепку сложили ежика. И цветочки в лесу купили.), двуязычие.Атавова Карина - нестабильный почерк, частые исправления, пропуск слов в предложениях (зашли в лес и увидели высокую (елку).), пропуск букв и окончаний (найти – нати, ребята - ребя), неверное употребление числа имен существительных (он пошли, было много бабочка), речь не соответствует возрастной норме, нарушено звукопроизношение ([р] – одноударный без вибрации); путает времена года по признакам и их последовательность, не знает названия многих предметов из предъявленных картинок (миска, блюдце, чашка, табурет, обобщающие понятия – фрукты, транспорт и др.), не может подобрать антонимы к словам (чистый, большой, умный и др.), в речи встречаются аграмматизмы характерные детям-билингвам (Малчик и девочка пошел гулять. Нашли ежик.), двуязычие.Мухамедов Амирходжа - ярко выраженный языковой барьер, в слуховых диктантах и творческих работах наблюдаются ошибки характерные детям с языковым барьером, при списывании частые исправления, фонематическое восприятие недостаточно развито (путает в сильной позиции Ф-В, Г-К, З-С); слоговая структура сложных слов негрубо искажена (фотографироваться – фатагафица, велосипедист - весопедист); слабый словарный запас слов на русском языке (не может подобрать антонимы, обобщающие понятия, не знает последовательности дней недели и времен года (зима, лето, осень, зима), называет предметы на родном языке; при составлении рассказа по серии картинок, использует 2-3 простых предложения (Мальчик, девочка, ежик. Нашли его. Понесли домой. Дали ему супчик.); недостаточный объем слухоречевой памяти (повторяет предложение, состоящее до 5 слов), языковой барьер.Диагностика письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
подготовить дидактический материал для диагностики
провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы
Речевой материал (Садовникова И.Н.):
Диктант.
Ночной праздник.
Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые пахучие цветы. Вскоре закружили в воздухе зеленые огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче заблестели ночные причудливые цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.
Слова для справок:
Для определения лексического значения слова: росистая, небосклон, причудливые, чащоба.Для письменного разбора: закружили, вскоре, засеребрилась, даже.
Критерии:
каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.
исправления, грязь – 3 балла.
колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.
нестабильный почерк – 1 балл.
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Анализ дисграфических ошибок младших школьников
Виды ошибок
№ Ф.И Фонетико-фонематические Анализа и синтеза,
Выделение предложения из текста и слова из предложения Графические ошибки Орфографические
Пропуск букв и слогов Обозначение мягкости согласных гласными Обозначение мягкости согласных «Ь» Акустические замены Добавление букв, слогов, слов перестановки Отсутствие точки, заглавной буквы Слитное написание слов, предлогов Раздельное написание слов, приставок Пропуск, замена слова Замена по графическому сходству, зеркальное написание Исправления Безударные гласные Гласные после шипящих Словарные слова Имена людей, клички животных Перенос
Диагностика письма (май), (речевой материал О.А.Оксимец)
Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
произвольного внимания – тесты № 4, № 6;
операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;
двигательного анализатора – тест № 7.
1 тест Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один раз).
Велосипедист, милиционер, холодильник, аквариум, транспорт.
1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл.
2.Орфографические ошибки не считать.
2 тест
Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек.
Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. –16 слогов. 1. Неточность в написании предложения (пропуск, искаже-ние, перестановка слов)– 1 балл.
3 тест Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза орфографически, перерыв 10 секунд.
Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко. – 17 слогов
4 тест Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам)
Шарик лает, дорбо охраняет, злых люде во твор не пускат_
1.Неисправленная ошибка – 1 балл.
2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов.
5 тест Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.)
Прошло жаркое лето. Наступила ___________. Дни стали ___________. По небу поплыли серые ___________. Заморосил мелкий холодный __________. Трава на лесной полянке ______. Цветы ___________.
В лужах плавают осенние листья. Птицы готовятся к ______________.
1. Слово подобрано правильно-0 баллов.
2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов.
3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл.
4.Слово отсутствует или подо-брано неправильно – 2 балла.
5. Списано не то предложение –
1 балл.
6 тест Списывание – проверяется по тестам №№ 4-5.
1.Каждая ошибка – 1 балл.
7 тест Каллиграфия – проверяется по всей работе. 1.Исправления, грязь – 3 балла.
2.Колебания в выборе букв – 2 балла.
3. Нестабильный почерк – 1 балл.
Критерии:
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Инструкция к диагностике письма – 2 класс.
Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.
Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.
Я также хочу посмотреть, умеете ли вы работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.
1 тест.
Я прочитаю слово так, как оно пишется только один раз.
Слушайте и запоминайте, как оно звучит.
Запишите.
2 тест.
Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.
В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.
Во время перерыва повторите его про себя.
Второй раз прочитайте глазами так, как оно записано. Запомните.
Пишите.
3 тест.
Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.
В первый раз прослушайте его, поймите смысл.
Повторите про себя.
Второй раз запоминайте, как звучит предложение.
Пишите.
4 тест. А)
Работаем в карточках.
Прочитайте задание.
Поймите его.
Выполните задание.
Б)
Прочитайте рассказ полностью.
Поймите его.
Добавьте нужные по смыслу слова.
Прочитайте задание – выполните его.
5 тест.
Сдайте работу.
Проверочная работа №1 (раздел «Словообразование»)
Выдели корень в словах
Лес, лесок, лесник, лесочек.
Кот, котик, котята, котёнок.
Лист, листья, листок, листочек.
Подбери однокоренные слова к слову дом. Выдели корень.
Преврати большие предметы в маленькие с помощью волшебных суффиксов –ик-,-ищ-,-ин-. Запиши полученные слова в тетрадь.
Рука, нога, дом, стол, нос, усы, кот.
Вставь нужные приставки в словах – за, вы, по.
Выдели приставки.
___звенел в школе звонок. Ученики ___шли из класса. Миша ___шёл домой. Дома он ___учил уроки.
Прочитай предложения и исправь ошибки. Запиши предложения верно.
Мама пришла от магазина. На второе подали пюре с картофеля. Маша вернулась из бабушки. Козленок бежит из волка от козы. Мама испекла пирог с сливой.
Проверочная работа № 2 (раздел «Словоизменение»)
Прочитай слова. Составь из них словосочетания.
БЕЗ ЧЕГО? Лошадь – седло
Собака – цепь
Кастрюля – крышка
Машина – руль
Корабль - паруса
Прочитай предложения, найди и подчеркни слова, отвечающие на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?
На вокзале мы вышли к вагонам. На праздник к детям пришел Дед Мороз. Дорога подходит к самым домам.
Составь из записанных слов предложения так, чтобы к каждому слову можно было задать вопрос ЧЕМ? Образец: нос – собака чует (чем?) носом.
Лом, молоток, нос, веник, нитка, клюв.
Прочитай пары слов и составь с ними предложения. Образец: петух – забор, Петух сидит на заборе.
Девочка – дверь, мальчик – брюки, бабочка – колокольчик.
Проверочная работа № 3 (раздел «Согласование»)
Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
Первая прогулка
На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.
Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
Лето
Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.
Проверочная работа № 4 (раздел «Предложение, текст»)
Составь предложения и запиши их в тетрадь.
Лампу, стола, со, убрали.
Кошка, котенком, спят, с, на, крыше.
В, мы, видели, со, слона, слоненком, зоопарке.
Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.
Кот Васька и мышки
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………