Урок по ОРКСЭ Христианская семья


ГБУ ДПО Воронежской области
«Институт развития образования»
Методический отдел духовно-нравственного просвещения
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Слушателя курсов «Духовно-нравственное воспитание»
(на базе ВИРО)
ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
(урок 4 класс)
Работу выполнила
Кретова Людмила Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №55 г. Воронежа
Май – 2016
Методическая разработка урока
Модуль: Основы православной культуры
Класс: 4 класс
Тема: Христианская семья
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебное  пособие А.В. Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись.
Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.
- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

Мотивация к учебной деятельности.
- Посмотрите на доске, у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу.
Слайд 2
«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи
Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением
Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.
Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.
Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:
– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!
После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.
Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.
Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.
И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.
- Назовите главную мысль данной притчи?
III. Сообщение темы урока. Формулировка целей
Слайд 9
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Слайд 10
- Давайте построим свой дом под названием «Семья».
Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.
Работа со словарем.
- А сейчас посмотрим, как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.
Слайды 11-12
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия.
-Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац. -  Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Слайд 13
- Почему он использует именно это сравнение?
- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)
Слайд 14
- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)
Слайд 15
- В слове семья много поучительных загадок и открытий.
Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. - Что это значит?
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.
3. Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
- Как вы думаете почему?
  - Скажите, а какая семья называется дружной?
Послушайте легенду  «О дружной семье».  
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.
Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».
- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.
Слайд 16
- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?
- Как вы ее понимаете?
- Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.
Физкультминутка
Рассказ учителя.
Слайд 17
Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви».
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.
– Как называется это таинство?
Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.
- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.
VI. Первичное закрепление.
Слайд 18 - Что такое венчание?
- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?
В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.
- Что означает венец над молодоженами?
- Почему венец имеет форму кольца?
- Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.
Слайд 19
- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?
- Найдите определения в учебнике.
- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?
Работа с пословицами
Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье.
– Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.
1 группа Слайд 20 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.
2 группа Слайд 21 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
3 группа Слайд 22 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Домашнее задание.
Слайд 23-24
Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.
1 группа – «Художники» - нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.
2 группа – «Писатели» - Придумать и записать несколько заповедей семьи.
3 группа – «Поэты» - Составить синквейн со словом семья.
Рефлексия и оценка деятельности.
Слайд 25
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
- Какие Святые особенно почитаются в этот день?
Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.
Слайд 26
- Когда отмечается этот праздник?
- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?
- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.
Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой серединкой.
Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.
Итог урока. - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность? - Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» - Мне хочется закончить урок словами.Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга Обижать не давайте Берегите друг друга Суету позабудьте И в минуту досуга Рядом вместе побудьте. Слайд 27 Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!
Литература
Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие 4 – 5 классы: - М., 2010. (145 стр.)