Внеклассное мероприятие по химии «Час занимательной химии»


Департамент образования и науки Брянской области
ГАПОУ Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. КучееваВнеклассное мероприятие по химии
«Час занимательной химии»
Разработала:
преподаватель химии и биологии
Яськова Людмила Николаевна

г. Брянск-2016 год
Содержание работы
1. Введение стр. 2
2.Аналитическая часть стр. 3-4
3. Практическая часть стр. 5-13
4.Заключение стр. 14-15
5. Список литературы стр. 16
6. Приложение стр. 17-18
Введение
В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетенциям и навыкам, которые приобретает ученик в процессе обучения. При этом резко возрастают требования к формированию познавательного интереса обучающихся к предмету, а одной из приобретенных задач становится активизация мыслительной деятельности обучающихся . Решать эту задачу преподавателю в большей степени помогут различные внеклассные предметные мероприятия. Проведение разнообразных тематических вечеров, игр, конкурсов позволит преподавателю оживить учебно- воспитательный процесс, раскрыть творческий потенциал каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность обучающихся и развить интерес к учебному материалу. Обчающиеся под руководством преподавателя знакомятся с дополнительной литературой. Внеклассные мероприятия по химии обладают долговременным эффектом воздействия на обучающихся. Еще долго обучающиеся после проведенного мероприятия обсуждают итоги игры, уточняя химический смысл заданий, разделяя знания на те, что принесли им победу в конкурсах, и на те, из-за отсутствия которых они потерпели поражение.
Проигрыш часто стимулирует стремление к углублению знаний с целью взять реванш в последующих играх. Таким образом, на практике осуществляется олимпийский принцип, важна не победа, а участие.
В техникумах необходимо широко использовать задания во внеклассных мероприятиях с профессиональной направленностью, связанные с профессией обучающихся и со специализацией техникума.
Введение в содержание внеклассного мероприятия «Час занимательной химии» учебного материала профессиональной направленности дает обучающимся возможность глубже проникнуть в суть химических процессов, способствует развитию интереса к изучению химии и предметов профессионально- технического цикла, помогает выработать умения использовать химические знания в производственных ситуациях. В конкурсных заданиях и при проведении блиц- турнира использовались вопросы, раскрывающие взаимосвязь состава и свойств веществ и материалов, с которыми обучающиеся работают на производстве. Ценными явились и вопросы проблемного характера, раскрывающие химизм процессов, происходящих при эксплуатации материалов.
Развитие интереса у обучающихся- это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В принятой в настоящее время системе методов обучения важное место принадлежит практическим методам, среди которых в обучении химии наибольшее значение имеет учебный химический эксперимент. Важнейшая особенность его, как средства познания, состоит в том, что в процессе наблюдения и при самостоятельном выполнении опытов обучающиеся не только общаются с конкретными объектами химической науки, но могут видеть и осуществлять качественные изменения веществ. Через наблюдения и опыт обучающиеся познают многообразную природу веществ, накапливают факты для сравнений обобщений, выводов. Выступая, с одной стороны, как метод познания явлений, эксперимент в то же время служит свидетельством доступности мира познанию человека. Обчающиеся, производящие опыты и необходимые химические превращения, убеждаются, что сложными химическими процессами можно управлять, осуществлять их целенаправленно, что в этих явлениях нет ничего загадочного и таинственного: они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности людей.
Химический эксперимент – важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения. Кроме того, химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии в следующих направлениях: как первоначальный источник познания явлений; как единственное средство для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с оборудованием, веществами, в распознании веществ; как возможное средство для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний; как средство формирования интереса обучающихся к изучению химии, развитию у них наблюдательности, пытливости, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний и применению их в практике. Для наиболее рационального решения поставленных Учебно- воспитательных задач во внеклассном мероприятии «Час занимательной химии» использовался химический эксперимент в виде демонстрационных опытов, проводимых обучающимися. Важнейшее требование к любому виду эксперимента- тщательная его подготовка и предварительная проверка. Каждый опыт, который демонстрировали обучающиеся, был многократно проделан заранее. Каждый опыт выполнялся сначала с небольшими количествами исходных веществ. И только после того, как опыты хорошо были изучены во всех деталях, обучающиеся демонстрировали их со специально подобранными количествами исходных веществ. Все опыты у обучающихся- демонстраторов получились отлично. При подготовке опытов и их демонстрации по подробному списку в демонстрационные ящики были помещены необходимые для опытов предметы (спички, ложечки для реактивов, лучинки, вода в промывалке, полотенце, держатели, стеклянные трубки, макет вулкана, штатив с пробирками и др.); а также необходимые для каждого опыта химические реактивы. Следует помнить, что плохо подготовленная, небрежная и примитивная демонстрация опытов резко снижает интерес обучающихся к лабораторным опытам и к предмету в целом. Согласно требованиям к демонстрационному эксперименту, демонстрационные опыты проводились на возвышенном демонстрационном столике. Рядом с основным демонстрационным столом на боковом столе были поставлены ящики с наборами всего нужного для других опытов. Демонстрируемые опыты, по правилу не были продолжительными, т.к. и эффектные, и все прочие опыты являются средством познания свойств различных химических веществ, а не фокусами для развлечений. Опыты демонстрировались с соблюдением всех мер предосторожности, т.к. это приучает учеников серьезно относиться к любому химическому явлению, предупреждает их от нарушения правил при выполнении любого вида химического эксперимента, воспитывает ответственность и осторожность в обращении с веществами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
«ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ХИМИИ»
*Разделы «Часа занимательной химии»
1) Химия в поэзии.
2) Конкурс на звание «Лучший знаток химии в техникуме»
3) Сообщения учащихся: «Это интересно»
4) Занимательные опыты и опыты- загадки
5) Подведение итогов конкурса и награждение победителей
*Ответственно готовились к проведению мероприятия и участвуют в его проведении:
1) Факиры на час: Обучающиеся…
2) Мастера художественного слова, знатоки химии, просто обворожительные девушки и любознательные юноши техникума, обучающиеся…
3) Ну очень справедливое, профессиональное жюри, которое выявит лучшего знатока химии в техникуме…
I.Начнем с лирики. Итак «Химия в поэзии»
1) Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях.
2) Без преувеличения можно сказать, что Михаил Васильевич Ломоносов был ученым в поэзии, искусстве и поэтом и художником в науке. Поэт- химик обращается с призывом к химии:
«В земное недро, ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой!»
3) Подобно Михаилу Васильевичу Ломоносову о недрах земли стихами говорит и Радищев:
«Земные недра раздираю,
Металл блестящий извлекаю
На украшение твое»
4) Химизация поэзии началось с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.
Например, у Михаила Васильевича Ломоносова (18 век) есть такие строки:
«Как медь в горниле, небо рдится!»
«Меж бисерными облаками
Сияет злато и лазурь»
5) А теперь перейдем к поэтам 19-го века:
Михаил Юрьевич Лермонтов:
«И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь»
6) Александр Сергеевич Пушкин:
« Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом»
7) Федор Иванович Тютчев:
« Кулак был из свинца…»
« Я помню время золотое…»
8) Сергей Есенин:
«Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальноюВидеть бедную, нищую Русь»
9) Владимир Маяковский:
«Поэзия- та же добыча радия
В грамм добыча, в год труды»
10) Борис Пастернак:
«Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса»
11) Михаил Светлов:
«Трава молодая-
Степной малахит»
12) Привлекала внимание поэтов и своеобразная терминология органической химии:
Михаил Васильевич Ломоносов:
«Плоды, кармином испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг»
13) В стихотворении «Нитроглицерин» Владимир Шаламов пишет:
« Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор»
14) В старину иней всегда сопоставляли с серебром:
Александр Сергеевич Пушкин:
«Серебрит мороз
Увянувшее поле»
15)Подобно тому, как иней был серебряным, луна всегда считалась золотой. Александр Сергеевич Пушкин:
«Вот взошла луна златая»
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок»
Андрей Вознесенский для сравнения использует более характерный для нашего времени металл:
« А за окошком в первом инее
Лежат поля из алюминия»
II.1-й тур конкурса «Лучший знаток химии»
Техника безопасности - безукоризненно должна соблюдаться именно в кабинете химии. Перечислите, что нельзя делать в химическом кабинете (не менее 5-ти «нельзя»)
Конкурс «У настоящего химика развиты все органы чувств»
а) Зрение, чувство меры: 2-3 обучающихся отмерьте на глаз 30 мл воды (H2O)
б) Обоняние: определите вещество по запаху (соблюдайте правила по т/б). Побеждает тот, кто больше определит предложенных веществ по запаху.
Штатив №1 (2 обуч-ся) Штатив №2 (2 обуч-ся)
3.Опыт- загадка №1 «Бежит- растворяется, остановится- взрывается»
Итак, в воду опустили простое вещество, идет бурно химическая реакция. Подумайте:
Какое простое вещество опустили в воду ?Какой газ выделяется в ходе реакции?
Почему вещество не тонет в ходе реакции?
Почему изменяется окраска, полученного в ходе реакции раствора?
4.Конкурс «Кто правильно и быстрее напишет на доске уравнение реакции»
Окисление калия
Окисление кальция
2 обуч-ся выходят к доске. Им завязывают глаза, и они пишут на доске уравнения реакций с завязанными глазами!
5.Конкурс знатоков периодической системы
1) Кто больше назовет элементов из периодической системы
I группа (10 элементов)
II группа (9 элементов)
2) Кто больше напишет на доске названий химических элементов за 1 мин.
Написали! Одинаковые названия зачеркнут! Побеждает тот, у кого больше остается названий химических элементов.
6. Опыт- загадка№2 «Изменение окраски растворов»
Итак:
В чем загадка стаканчика?
Какая бесцветная жидкость была в склянке №1?
Какую бесцветную жидкость долили из склянки №2?
Почему появилась, а затем исчезла окраска?
7. Сообщение учащихся: «Это интересно…»
1) Самое дорогое химическое соединение
На мировом рынке самым дорогим из химических соединений считается «интерферон»- это белок, обладающий антивирусным действием. Одна стотысячная доля миллиграмма его стоит 10 долларов США.
2) Золото в морской воде
В морской и океанической воде находятся не только растворенные соли, но и золото. Там его около миллиардов тонн. Добывать его можно, но невыгодно. Ведь в 1 тонне морской воды находятся всего 0,01-0,05 мг драгоценного металла.
3) Самое горькое вещество
Одно из самых горьких веществ называется «Бетрекс». Это неядовитый порошок белого цвета, растворимый в воде. Достаточно одной чайной ложки его на цистерну воды, чтобы всю ее сделать совершенно непригодной для питья.
4) Масло дороже золота
Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло, его извлекают из лепестков розы. Для получения 1 кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4-5 тонн лепестков. Розовое масло ценится в 3 раза дороже золота.
5) Железо внутри нас
В организме взрослого человека содержится 3,5 г железа. В эритроцитах крови сконцентрировано его 2,45 г. 1% железа циркулирует в плазме- жидкой части крови. Около 10 % железа кровь приносит в костный мозг. Железо входит в состав пигмента, окрашивающего волосы. Главное депо железа- печень. Здесь у взрослого мужчины может содержаться до 1 г железа.
6) Фосфор- элемент мысли и жизни
Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этой массы 1,4 кг приходится на кости, около 130 г на мышцы и 12 г на нервы и мозг. Почти все физические процессы, проходящие в нашем организме, связаны с превращениями фосфорорганических веществ.
7) Виды угля
Бесцветный уголь – это газ. «Желтый уголь»- это солнечная энергия. «Зеленый уголь»- это растительное топливо. «Синий уголь»- это энергия приливов и отливов морей. «Красный уголь»- это энергия вулканов. «Черный уголь»- это продукт разложения без доступа воздуха растительных остатков.
8) ТУ-104 и пластмассы
В самолете ТУ-104 насчитывается 120 тысяч деталей из органического стекла и других пластмасс в различных комбинациях их с другими материалами.
8. Конкурс «Объясните опыт №3 «Золотой нож»
Итак:
В какую жидкость голубого цвета вносили лезвие ножа?
Объясните химизм этой реакции.
9. Конкурс «Кто быстрее»
Составьте возможные названия химических элементов из слогов.
10. Опыт- загадка №4 «Фейерверк на столе»
Итак: Какой металл образует фейерверк в пламени горелки? (фишки 2)
11. Конкурс «Неверное утверждение»
Найдите ошибки в характеристике предложенных простых веществ:
а) кислород O
1). Это газ с резким запахом.
2). Его используют при тушении пожаров и для дыхания всех живых организмов.
3). Он образуется при гниении органических веществ и в процессе фотосинтеза.
4). Им заполняют кислородные подушки в медицине и заполняют воздушные шары в аэростатике.
б) медь Cu
1). Это простое вещество, легкоплавкий металл.
2). Это блестящий металл, серебристо- белого цвета.
3). Это химически активный металл, пластичный металл.
4). Это металл используется для изготовления монет и как диэлектрик в электротехнике.
12. Конкурс «Кот в мешке»
Определите на ощупь предметы, без которых нельзя провести химические опыты. Побеждает тот, кто больше определит на ощупь предметов химического оборудования.
Пробирки (2 шт.) 6) Склянка д/реактивов
Колба 7) Ерш д/мытья посуды
Тигельные щипцы 8) Стеклянная трубка
Держатель 9) Спиртовка
Спички 10) Воронка!!! Жюри собирает фишки, записывает фамилии, выявляет победителей.
13. Занимательный опыт №5 «Несгораемая салфетка»
Салфетка смачивается в воде, отжимается, затем смачивается в этиловом спирте, отжимается и поджигается. Спирт горит ярким пламенем, горение прекращается - салфетка остается невредимой.
II тур конкурса «Блиц- турнир»
У победителей есть возможность набрать дополнительные фишки. Кто быстрее поднимет руку и ответит на вопрос - получает фишку. (Жюри определяет 1-3 места)
1. Сосуд, без которого не провести химический опыт.(пробирка)
2. Реакция, при которой из одного сложного вещества образуется два или несколько простых или сложных веществ.(реакция разложения)
3. Индикатор, синий в щелочи.(лакмус)
4. Раствор, используемый в строительстве для проверки, высохла ли штукатурка, и не имеет ли она гидратной извести?(фенолфталеин)
5. Мельчайшие частицы, сохраняющие свойства данного вещества.(молекулы)
6. Назовите формулы веществ:
а) серная кислота;(H2 SO4 )б) гашеная известь;(Ca(OH)2 )в) поваренная соль;(NaCl)
г) негашеная известь;(CaO)
д) едкий натр;(NaOH)
е) медный купорос;(CuSO4 )ж) строительный гипс;(CaSO4 ) H2 O
7. Одно из самых отравляющих веществ, входящее в состав табачного дыма.(никотин)
8. Газ, которым в медицине заполняют подушки.(кислород)
9. Раствор, которым смывают старые набелы силикатных красок. (р-р соляной кислоты 2-3%-ный)
10. Выдающийся русский ученый, один из основоположников атомно- молекулярного учения. (М.В.Ломоносов)
11. Индикатор, малиновый в щелочи. (фенолфталеин)
12. Мельчайшие, химически неделимые частицы.(атомы)
13. Нагревательный прибор в химической лаборатории.(спиртовка)
14. Газ, не поддерживающий дыхание и горение.(углекислый газ)
15. раствор, которым нейтрализуют ржавое пятно, появившееся на поверхности вследствие коррозии водопровода или крыши (10-15%-ный р-р медного купороса)
16. Реакция, при которой из 2-х или больше веществ образуется одно новое вещество.(реакция соединения)
17. Вещества, ускоряющие скорость химических реакций.(катализаторы)
18. Индикатор, розовый в кислоте.(лакмус)
19.Назовите противоморозные добавки для штукатурных растворов.(хлористый кальций, р-р соляной кислоты, хлористый аммоний)
20. Вещества, образованные атомами разных видов.(сложные в-ва)
21.Химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.(экзотермические)
22. Газ, используемый в сварочных аппаратах.(ацетилен)
23. Вещества, образованные атомами одного вида.(простые в-ва)
24. Название какого химического элемента состоит из названий двух животных.(мышьяк)
25. Газ, поддерживающий дыхание и горение.(кислород)
26. Почему ацетилен является основным горючим газом для газовой сварки и резки металлов(т.к. самая высокая температура пламени при сгорании в кислороде 3400*)
Занимательные опыты
Зажигание костра без спичек №6
«Вулкан» на столе №7
Объявление победителей, награждение.
ОТВЕТЫ
I. Техника безопасности (нельзя!)1) Выносить реактивы из кабинета;
2) Гасить спиртовку «задуванием»;
3) Использовать реактивы без этикеток;
5) Определять запах, нюхая непосредственно из пробирки.
6) И др.
II. Определите вещества по запаху
Штатив №1 Штатив №2
1) Растворитель 1) Лук
2) Духи 2) Апельсин
3) Уксусная кислота 3) Нашатырь
4) Яблоко 4) Кофе
5) Чеснок 5) Олифа
III. Опыт- загадка. «Бежит- растворяется…»
«Бегает» по поверхности щелочной металл.
Изменился цвет раствора в малиновый - образуется щелочь.В воду добавили фенолфталеин - в щелочи стал малиновым.
Выделяется газ водород, который выталкивает металл на поверхность и перемещает его по поверхности.
IV. Конкурс «Кто быстрее и правильно напишет на доске уравнение реакции»
1) 4 K + O 2 2K 2 O
2) 2Ca + O 2 2 CaO

V. Конкурс «Кто больше назовет названий химических элементов»
1 группа: Водород, литий, натрий, калий, медь, рубидий, серебро, цезий, золото, франций (10 элементов).2 группа: Бериллий, магний, кальций, цинк, стронций, кадмий, барий, ртуть, радий (9 элементов).VI. Конкурс «Кто больше напишет названий химических элементов» (на доске).
VII. Опыт- загадка «Изменение окраски раствора»
Загадка стаканчика - заранее налит фенолфталеин.
Влили щелочь (жидкость №1) – фенолфталеин окрасился в малиновый цвет.
Влили кислоту (жидкость №2)- окраска малиновая исчезла, т.к. идет реакция нейтрализации.
VIII. Опыт- загадка «Золотой нож»
Лезвие ножа опустили в раствор CuSO (или медный купорос или сульфат меди). Более активный металл железо (нож) восстанавливает медь из соли CuSO , медь оседает на ноже.
IX. Конкурс «Кто быстрее составит названия химических элементов из слогов (си, ли, Ра, тий, лен, дий)
Литий, сера, радий, селен – 4 названия
X. Опыт – загадка «Фейерверк на столе»
В пламя горелки внесли активный металл (магний).
XI. Конкурс «Неверное утверждение»
Кислород O Медь Cu
1) С резким запахом; 1) Легкоплавкий металл;
2) Используется при тушении 2) Серебристо- белого
пожаров; цвета;
Образуется при гниении 3) Химически активен;
органических веществ; 4) Используется как
Им заполняют воздушные диэлектрик.
шары.
XII. Конкурс «Кот в мешке» или «Что в мешке»?
Пробирки (2 шт.)
Колба
Тигельные щипцы
Держатель
Спички
Склянка д/реактивов
Ерш д/мытья химической посуды
Стеклянная трубка
Спиртовка
10)Воронка (лейка)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные техникумы и колледжи являются основной формой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Специфика современной подготовки квалифицированных рабочих определяется ускорением научно- технического прогресса, внедрением новой техники и более совершенных технологических процессов. Для работы на современном производстве рабочие должны быть широко образованы, уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях растущего потока информации, быстро осваивать новую технику и технологи. Увеличение роли самостоятельной работы обучающихся и совершенствование ее организации – важный шаг в повышении эффективности учебно- воспитательного процесса, в подготовке будущих рабочих к практической деятельности на современных предприятиях, к дальнейшему самообразованию. Самостоятельна деятельность обучающихся на уроках и в процессе внеклассной работы является необходимым и неотъемлемым элементом учебно- воспитательного процесса, без которого невозможно ни усвоение знаний, ни приобретение практических знаний, ни развитие умственных способностей, познавательной активности, самостоятельности, трудолюбия.
Опыт и научные исследования показывают, что решение этой задачи возможно только в системе урок- консультация- домашняя работа- внеклассная работа. Большие возможности для развития познавательных интересов, самостоятельной деятельности обучающихся имеет внеклассная работа, в частности, подготовка и проведение химических мероприятий таких, как «Час занимательной химии». В техникумах наиболее эффективна внеклассная работа с профессиональной направленностью. При этом у будущих рабочих расширяются и углубляются знания по химии, развивается интерес к предмету, который имеет не только большое образовательное значение, но и непосредственное отношение к получаемой обучающимися профессии. Например, в блиц- турнире внеклассного мероприятия будущие строители должны были ответить на такие вопросы по химии, тесно связанные с курсом материаловедения и производственной практикой обучающихся: «Раствор, используемый в строительстве для проверки, высохла ли штукатурка и не имеет ли она гидратной извести? (фенолфталеин)»; «Формула гашеной извести (Ca(OH)2 ), негашеной извести (CaO), медный купорос (CuSO4)?»; «Раствор, которым смывают старые набелы силикатных красок? (р-р соляной кислоты 2-3%-ный )» и др. При составлении сценария внеклассного мероприятия «Час занимательной химии» ставились задачи:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- убедить их в том, что знания, получаемые как на уроках химии, так и на внеклассном мероприятии по химии имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности;
- способствовать формированию у обучающихся прочных экспериментальных умений;
- учить самостоятельно работать со справочной и научно- технической литературой;
- углублять знания и практические умения в области химии и будущей профессии обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Химия для любознательных». 2000г., Э. Гроссе.
2. «Химия на досуге». 2001 г., Г.И. Штремплер3. «Мы изучаем химию». 2000 г., А.А.Тыльдсепп4. «Детская энциклопедия». 2004 г., (Химия вокруг нас)
5. «Химия вокруг нас». 2001 г., Ю.Н.Кукушкин6. «Химические опыты по химии». 2001 г., В.И.Алексинский7. «Техника химического эксперимента». 2001 г., В.Н.Верковский8. «Химический эксперимент с малыми количествами реактивов». 2000 г., И.Н.Чертков, П.Н. Жуков
9. «Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии».2001 г., А.Ю.Фальковская10. «Профессиональная направленность преподавания химии в средних профессионально- технических училищах строительного профиля». 2002 г., Т.Д. Колпакова, А.Ю.ФальковскаяОПИСАНИЕ ОПЫТОВ
Опыт- загадка №1 «Бежит- растворяется, а остановится взрывается»
Оборудование и реактивы:
2 стакана с водой, металлический натрий, раствор фенолфталеина, тигельные щипцы, предметный столик, фильтровальная бумага.
- Какое простое вещество опустили в воду?
- Какой газ выделялся в ходе реакции?
- Почему неизвестное вещество не тонет в ходе реакции, а «бегает» по поверхности?
- Почему изменилась окраска полученного в ходе реакции раствора?
Опыт- загадка №2 «Изменение окраски растворов»
Оборудование и реактивы:
Стаканчик, фенолфталеин, гидроксид натрия (склянка №1), соляная кислота (склянка №2)
- В чем загадка стаканчика?
- Какая бесцветная жидкость была в склянке №1?
- Какую бесцветную жидкость прилили из склянки №2?
- Почему появилось малиновое окрашивание, а затем исчезло?
Опыт- загадка №3 «Золотой нож»
Оборудование и реактивы:
Насыщенный раствор медного купороса, раствор серной кислоты (1 5), железный нож, наждачная бумага, химический стакан на 250 мл, стакан с водой.
- В какую жидкость голубого цвета вносили лезвие ножа?
- Объясните, почему нож стал «золотым»?
Опыт- загадка №4 «Фейерверк на столе»
Оборудование и реактивы:
Порошок магния, ложка для сжигания, спиртовка, спички, предметный столик.
Спиртовка стоит на предметном столике. Ложку для сжигания с порошком магния осторожно внесли в пламя горелки. Магний бурно горит, образуя «фейерверк на столе».
- Какой металл образует «фейерверк» в пламени горелки?
Занимательный опыт №5 «Несгораемая салфетка»
Оборудование и реактивы:
Салфетка из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт. Опыт проводили двое учащихся.
Занимательный опыт №6 «Зажигание костра без спичек»
Оборудование и реактивы:
Сетка асбестовая, треног, этиловый спирт, стеклянная трубка, перманганат калия, концентрированная серная кислота, сухие сосновые стружки, стеклянная палочка, предметный столик.Занимательный опыт №7 «Вулкан на столе»
Оборудование и реактивы:
Макет сопки, фарфоровая чашка, дихромат аммония, этиловый спирт, длинная лучина, спички, стеклянная трубка, предметный столик, ложка для сыпучих веществ.В фарфоровую чашку, помещенную на «вершине сопки», всыпали дихромат аммония, в центре холмика смочили его спиртом этиловым через стеклянную трубку. Зажигается «вулкан» горящей длинной лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома. Создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливается раскаленная масса.
Критерии оценки
Чтобы оценить правильные ответы учащихся, помощники преподавателя выдавали учащимся за правильные ответы специально изготовленные фишки. По количеству фишек определялся победитель конкурса и, в целом, победитель соревнования.