Реализация интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе




Выполнила Завадская Светлана Петровна
учитель начальных классов
2016 г.
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей казахстанского начального общего образования. Новые современные ГОСО устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще я организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения. При этом новые технологии, новые способы организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Дети  на   уроках  работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная  технология  требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология  интерактивных  методов означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание. Использую такие методические приёмы, как : ролевая игра , пары и группы ,«Мозговая атака»,«Общая дискуссия», проекты, «Общий галдёж», словесные ассоциации, рисование, воспроизведение информации и др. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через интерактивные методы предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Я считаю, правильное использование интерактивных  методов обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. При введении новых знаний использую два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по- разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и существенно развивает логическое мышление учеников. Иначе говоря, я сначала посредством диалога помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес а затем в диалоге же организую открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
В технологии интерактивных  методов дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Проблемно- диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Одно важное условие, которое я соблюдаю для формирования субъектности -организация коллективно-распределительной деятельности.
Коммуникативная сфера развития личности ребенка является основной в этом возрасте. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.
“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.
Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.
Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.
Для воспитания привычки “спрашивания” у учителя, я использую в работе в первом, втором классах задания, переворачивающие традиционную форму вопрос- ответ, которая существует между учителем и учащимися.
Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:
У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у “лидеров” неприятные черты характера.
У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.( 1 класс – функции контроля , оценки; 2-4 класс –постановка задач(целеполагание), планирование действий на пути решения поставленной задачи.)
Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со «стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.
Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания. Первое время мы инсценировали пробные действия детей с учебными заданиями и корректировали работу.
Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).
Ответственность перед собой – качество личности, которое как чувство ответственности за себя может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу дошкольного детства, и ребенок нуждается в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность является результатом личной инициативы ребенка и следствием принятого им решения.
Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной.
Итак, подведём итоги нашей работы. В начале своего выступления я говорила, что правильное использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Доказательством являются:
- графики успеваемости учеников 4а класса
- анкетирование родителей 4а класса;
Следовательно, можно сделать выводы:
Реализация программы через использование интерактивных  методов и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Образовательная система создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Я считаю, что применение интерактивных методов обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать интерактивные методы в своей практической работе, так как все составляющие этих методов общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РК "Об образовании"
6. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…» 2005.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
Приложение № 7.
В анкетировании приняли участие 20 человек.
1. Ваш ребёнок с желанием ходит в школу?
Да- 16 чел.Нет – 2 чел.Не знаю – 2 чел.
2. Часто ли ваш ребёнок подвергается стрессам?
Да – 6 чел.Нет – 12 чел.Не знаю – 2 чел.
3. Испытывает ли он перегрузку домашними заданиями?
Да – 5 чел.Нет – 14 чел.Не знаю – 1 чел.
4. Не жалеете ли вы, что ребёнка отдали учиться по этой программе?
Да – 6 чел.Нет – 14 чел.Не знаю – 0 чел.
Уровень успеваемости класса.