Методическая разработка аудиторного занятия Великая Отечественная война: уроки и итоги


ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
ШЕНТАЛА
2016
«Общих гуманитарных и Составлено в соответствии
социально-экономических с федеральными требованиями
дисциплин и математических к минимуму содержания и уровню
и общих естественнонаучных подготовки выпускников по
дисциплин» специальности 34.02.01 «Сестринское
дело»
Председатель ЦМК Зам. директора по УР:
_______ Мутыгуллина М.Б. «___»_____________ 2016 г. «___»___________20__г. _________ Курганская Е.В.


Составитель: Уразаева А.А.
Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Организационная форма: теоретическое занятие – (90 мин).
Цель: после изучения данной темы студент должен достичь уровней усвоения:
знать:
-историческое значение победы советского народа во Второй мировой и Великой Отечественной войне;
- основные даты, периоды, события и персоналии Второй мировой и Великой Отечественной войны;
- о героическом подвиге советского народа в годы ВОВ;
- историю своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне и тружениках тыла;
- ветеранов ВОВ – уроженцах Шенталинского района;
уметь:
- анализировать, делать выводы и аргументировать свои ответы;
- применять полученные знания при выполнении практических заданий;
- наглядно демонстрировать материалы с применением компьютерных технологий;
- владеть навыками ораторского искусства и грамотно строить свою речь;
Задачи:
обучающие: уметь добиваться осознанного понимания студентами ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций; умение овладевать практическими умениями и знаниями по данной теме.
воспитательные: развитие у учащихся нравственных, трудовых и личностных качеств: работоспобности, ответственности, требовательности, добросовестности, дисциплинированности, аккуратности, честности, самостоятельности, бережливости, инициативности, когнитивной деятельности; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России. воспитание чувства коллективизма, уважения к страшим, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости, товарищества.
развивающие: развитие у студентов умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике; умение работать с текстовым материалом; развитие умения анализировать, делать выводы и аргументировать свои ответы, применяя имеющиеся знания на практике; умение монологически высказываться, вести учебный диалог; развитие мышления, внимания, памяти; развитие и совершенствование коммуникативных навыков у студентов в процессе активной совместной мыслительной и познавательной деятельности, развитие умения выступлений на публику и работы с применением компьютерных технологий.
Место проведения: на базе учебных аудиторий.
Оснащённость занятия: методическая разработка преподавателя, исторические карты, мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, видеоматериалы.
Тип: комбинированное занятие.
Вид занятия: урок.
Метод проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный (творческий).
Истоки:
- знания, полученные студентами в школьном курсе истории и обществознания, на предыдущих занятиях по истории, а также привлекается кругозор учащихся и их социальный опыт.
Выход:
- усвоить данную тему с практическим применением в учебной и повседневной деятельности.

План проведения занятия
Наименование этапа Описание Цель Время
1. Организационная часть Отметка присутствующих на занятии.
Проверка:
-подготовленности аудитории к занятию,
- наличие формы. Дать установку на целенаправленную деятельность студента. 2 мин.
2. Вводное слово. Определить тему и цель занятия,
Обосновать её актуальность. Мобилизовать внимание студентов на тему данного занятия.
3 мин.
3.Контроль исходного уровня знаний Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос по предыдущей теме:
Дата начала ВОВ.
Что подразумевал под собой план «Барбаросса»?
С какого события начинается история Второй Мировой войны?
Какие из стран к началу Второй Мировой войны были связаны с Германией союзными отношениями, договорами о ненападении или политически зависели от нее?
Перечисли страны, которые входили в антигитлеровскую коалицию. Проверить готовность студентов к занятию и необходимость коррекции. 10 мин.
4.Изучение нового материала. Изложение нового материала.
Объяснение + повторение.
1. Групповая работа студентов по изучению нового материала с элементами повторения (с использованием компьютерных технологий).
2. Периодизация ВОВ.
3. Причины неудач Красной Армии в первый период войны.
4. Основные даты и события Великой Отечественной войны.
5. Наиболее знаковые и известных сражения ВОВ.
6. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Новый материал представлен в презентации Power Point.
Использование видеофильма «Шенталинцы и их родственники о Великой Отечественной войне». Ознакомление с новым материалом.
30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов. 1. Сообщение студентов о своих родственниках – ветеранах, участниках ВОВ и тружениках тыла.
2. Подготовка студентами стихов по теме Великой Отечественной войны.
3. Просмотр видео презентации «Уроки и итоги Второй мировой войны».
См. приложение №1.
Выработать умение практического выполнения поставленной задачи.
30
мин.
6. Контроль конечного уровня знаний студентов. Проведение устного опроса по закреплению пройденного материала.
Студенты высказывают свое мнение на вопрос: «Зачем нужно знать и помнить ВОВ, чтить память погибших, уважительно относится к прошлому своей Родины»?
Выяснить степень достижения целей занятия.
5
мин.
7. Обобщение пройденного материала. Два-три тезиса, которые являются выводами в изученном материале.
Подводится итог работы учащихся, выставляется поурочный балл. Подведение кратких выводов по теме.
Коррекция и оценка деятельности студентов. 2
мин.
8.Домашнее задание. Подведение итога занятия, оценка работы студентов. Сообщаются оценки за занятие, обращается внимание на допущенные ошибки во время выполнения самостоятельной работы.
Даётся задание на следующее занятие.
1.Написать эссе на следующие темы:
«Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне».
«Письмо ветерану Великой Отечественной войны»
Коррекция и оценка деятельности студентов.
Создать мотивацию на последующую самостоятельную работу. 3 мин.
Литература
Основная:
1. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2. Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.
2. Фролов М. И. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в немецкой историографии. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. — 132 с
Дополнительная:
1. Алексашкина Л. Н. и др.. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень, 2010
2. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. Учебник. 10-11 класс., 2002
3.  Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн. для учителя., 2007, 494с. 
Интернет источники
1.http://bigwar.msk.ru/ - сайт Великой Отечественной войны
2.http://ru.wikipedia.org – сайт Википедии
Приложение №1
Самостоятельная работа студентов
Стихи о Великой Отечественной войне
Михаил Исаковский 
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ
Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью.Куда ж теперь идти солдату,Кому нести печаль свою?Пошел солдат в глубоком гореНа перекресток двух дорог,Нашел солдат в широком полеТравой заросший бугорок.Стоит солдат - и словно комьяЗастряли в горле у него.Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,Героя - мужа своего.Готовь для гостя угощенье,Накрой в избе широкий стол,-Свой день, свой праздник возвращеньяК тебе я праздновать пришел..."Никто солдату не ответил,Никто его не повстречал,И только теплый летний ветерТраву могильную качал.Вздохнул солдат, ремень поправил,Раскрыл мешок походный свой,Бутылку горькую поставилНа серый камень гробовой."Не осуждай меня, Прасковья,Что я пришел к тебе такой:Хотел я выпить за здоровье,А должен пить за упокой.Сойдутся вновь друзья, подружки,Но не сойтись вовеки нам..."И пил солдат из медной кружкиВино с печалью пополам.Он пил - солдат, слуга народа,И с болью в сердце говорил:"Я шел к тебе четыре года,Я три державы покорил..."Хмелел солдат, слеза катилась,Слеза несбывшихся надежд,И на груди его светиласьМедаль за город Будапешт.
1945
Римма КазаковаНа фотографии в газетенечетко изображеныбойцы, еще почти что дети,герои мировой войны.Они снимались перед боем -в обнимку, четверо у рва.И было небо голубое,была зеленая трава.Никто не знает их фамилий,о них ни песен нет, ни книг.Здесь чей-то сын и чей-то милыйи чей-то первый ученик.Они легли на поле боя,-жить начинавшие едва.И было небо голубое,была зеленая трава.Забыть тот горький год неблизкиймы никогда бы не смогли.По всей России обелиски,как души, рвутся из земли....Они прикрыли жизнь собою,-жить начинавшие едва,чтоб было небо голубое,была зеленая трава.
 
Булат Окуджава 
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы,наши мальчики головы подняли -повзрослели они до поры,на пороге едва помаячилии ушли, за солдатом - солдат...До свидания, мальчики!Мальчики,постарайтесь вернуться назад.Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,не жалейте ни пуль, ни гранати себя не щадите,и все-такипостарайтесь вернуться назад.Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:вместо свадеб - разлуки и дым,наши девочки платьица белыераздарили сестренкам своим.Сапоги - ну куда от них денешься?Да зеленые крылья погон...Вы наплюйте на сплетников, девочки.Мы сведем с ними счеты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,что идете войной наугад...До свидания, девочки!Девочки,постарайтесь вернуться назад.
Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
1941
Владимир Высоцкий
Почему все не так? Вроде все как всегда:То же небо опять голубое,Тот же лес, тот же воздух и та же вода,Только он не вернулся из боя.Тот же лес, тот же воздух и та же вода,Только он не вернулся из боя.Мне теперь не понять, кто же прав был из насВ наших спорах без сна и покоя.Мне не стало хватать его только сейчас,Когда он не вернулся из боя.Он молчал невпопад и не в такт подпевал,Он всегда говорил про другое,Он мне спать не давал, он с восходом вставал,А вчера не вернулся из боя.То, что пусто теперь, – не про то разговор.Вдруг заметил я – нас было двое.Для меня будто ветром задуло костер,Когда он не вернулся из боя.Нынче вырвалась, будто из плена, весна.По ошибке окликнул его я:"Друг, оставь покурить". А в ответ – тишина:Он вчера не вернулся из боя.Наши мертвые нас не оставят в беде,Наши павшие как часовые.Отражается небо в лесу, как в воде,И деревья стоят голубые.Нам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло – для обоих.Все теперь одному. Только кажется мне:Это я не вернулся из боя.
Юлия Друнина
На носилках, около сарая,На краю отбитого села,Санитарка шепчет, умирая:— Я ещё, ребята, не жила…И бойцы вокруг неё толпятсяИ не могут ей в глаза смотреть:Восемнадцать — это восемнадцать,Но ко все́м неумолима смерть…Через много лет в глазах любимой,Что в его глаза устремлены,Отблеск зарев, колыханье дымаВдруг увидит ветеран войны.Вздрогнет он и отойдёт к окошку,Закурить пытаясь на ходу.Подожди его, жена, немножко —В сорок первом он сейчас году.Там, где возле чёрного сарая,На краю отбитого села,Девочка лепечет, умирая:— Я ещё, ребята, не жила…
Юлия Друнина
ЗИНКА          Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.1.Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.- Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый,У меня лишь она одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет.Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет...Отогрелись мы еле-еле,Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.2.С каждым днем становилось горше,Шли без митингов и знамен.В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.Зинка нас повела в атаку,Мы пробились по черной ржи,По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.Мы не ждали посмертной славы,Мы хотели со славой жить....Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежит?Ее тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав,Белорусские ветры пелиО рязанских глухих садах.3.- Знаешь, Зинка, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка твоя живет.У меня есть друзья, любимый,У нее ты была одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла.Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала...