Презентация для выступления на педсовете Молодым учителям


Из опыта работы учителя-методиста МБОУ «Школа-лицей» №3 г. Симферополя ОСАДЧЕЙ Н.Д.МОЛОДЫМ, НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЯМ ГЕОГРАФИИ ТехнологииНаиболее приемлемо применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологииНапример: метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.Особенно важно: четко спланировать задания для каждой группы с учетом возможностей каждого ученика, НИКТО не должен остаться без делаОптимальное количество учеников в группе – 4-5 Метод работы в парах. При этом пары могут оставаться постоянными (хорошо если посадка в классе по принципу: «сильный – слабый» ученик) или изменяться на уроке в зависимости от предстоящей работы.Дифференциация заданий с учетом особенностей и способностей каждого ученика и одновременно контроль – особенность работы в парахНедостаток – не всегда можно за урок охватить все пары и выслушать каждуюУчитель при составлении вопросов-заданий должен хорошо знать возможности и способности учащихся класса Ролевые игры Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой. ВАЖНО УЧИТЫВАТЬПодростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее. На уроках экономической географии особенно интересны ролевые игры, когда учащийся выступает в конкретной роли:Капитана – при прокладывании маршрута через океаны и моря для доставки грузов или для рыбной ловлиАгронома – при выборе сельскохозяйственных культур для конкретного региона УкраиныСпециалиста-демографа – для решения демографических проблемРуководителя предприятия – для решения проблем производительности труда и т.п. Мозговой штурмМозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе (классе). Правила проведения «мозгового штурма»: все высказываются и все слушают; все имеют равные права; называя идеи, нельзя повторятся; чем больше список идей, тем лучше; разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы; идеи не оцениваются и не критикуются. Дискуссия Технология групповой дискуссии: - Постановка проблемы дискуссии- Деление участников на группы.- Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.- Обсуждение проблемы группой в течение данного ведущим времени, либо индивидуально в зависимости от формы дискуссии.- Решение проблемы-В ПРОЦЕССЕ ДИСКУССИИ ОСОБЕННО ВАЖНА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Темы дискуссий на уроках географии«Грозит ли миру экологическая катастрофа?», «Прав ли был Мальтус говоря о перенаселении Земли?», «Помогать развивающимся странам вредно?»,Как демографическая ситуация в стране проявляется на примере нашей школы? Ролевую игру можно совместить с итоговым оцениваниемНАПРИМЕР: зачет по принципу «ЦЕПОЧКА»-вопросы на зачет учащиеся получают заранее (за 2-3 урока до зачета)-каждый вопрос требует конкретного ответа (четкого и лаконичного, т.к. проверяется знание фактического материала)-количество вопросов может быть разным, но оптимально – не менее 30 МАТЕРИАЛЫ НА ЗАЧЕТНа каждую парту один вариант вопросовУ учителя – таблица для контроля ответовЧетко сформулированные ответы МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯУчитель (а в профильном классе может быть ученик-помошник) определяет в каком порядке будут передаваться вопросы (по списку, по рядам и т.п.) и начинает зачет по схеме: ученик – вопрос – ответЕсли ответа нет – вопрос передается следующемуЕсли ответ не точный - ответ не принимается СХЕМА ЗАЧЕТАВопросы «прокручиваются» как минимум 4 раза. На это в классе со средним уровнем знаний и количеством учеников 28-30 уходит 35минут. После этого учитель подводит итоги из расчета: каждый правильный ответ - 3 балла. Выставляются оценки. ПРЕИМУЩЕСТВАПроверяются конкретные, фактические знанияБыстрый темпВозможности соревнованияВ дальнейшем эти знания могут применяться при решении тестовых заданийВ процесс вовлечены все учащиеся, отвлекаться нет времени Как правило, учащиеся получают достаточно высокие оценки, что мотивирует к дальнейшему изучению предмета ВАЖНО ПОМНИТЬ, что каждый урок должен не только обучать, но и:создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, давать возможность для развития личности ребенка снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье как школьников, так и учителей. Спасибо за внимание