Статья на тему Использование интерактивных методов обучения и информационных технологий на уроках русского языка.


Использование интерактивных методов обучения и информационных технологий на уроках русского языка.
И.А.Миронова,
МАОУ «Центр Образования №1» города Белгорода
В настоящее время информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». В современной науке об образовании возникла потребность в создании таких педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в процессе образования – развитие личности каждого учащегося, его активности.
Мультимедийные компьютерные технологии сегодня позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, которые способствуют более глубокому усвоению учебного материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому внедрение этих средств в современный учебный процесс совершенно естественно.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В связи с этим наблюдаются существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, который в значительной мере повышает его эффективность.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Целью моей работы, как педагога, использующего на своих уроках интерактивные методы обучения и информационные технологии, является разработка новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, включающих в себя разные психофизиологические особенности учащихся, которые давали бы максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы . Основными методами работы при использовании интерактивных информационных технологий на уроках русского языка являются следующие:
исследовательскийлекционный
объяснительно-иллюстративный
проблемный
частично-поисковый
метод беседы
Данные методы используются на различных этапах урока, в зависимости от поставленной задачи учителем.
Для достижения поставленных целей работы педагога при использовании интерактивных, информационных технологий, можно выделить следующие приемы, которые позволяют добиться высоких результатов при обучении русскому языку, а именно:
дидактические (как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе )приемы обеспечения эффективной проверки знаний
ролевые игры
проблемные вопросы
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках русского языка позволяет добиться следующих результатов:
активизировать познавательную деятельность учащихся; повысить их качественную успеваемость;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
развить навыки самообразования и саморазвития у школьников; повысить уровень комфортности обучения;
повысить активность и инициативность учащихся на уроке; развить информационное мышление; формировать информационно-коммуникационные компетенции;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится субъектом учебной деятельности.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечение информационных интерактивных технологий, становиться важной составляющей его профессионализма.
Понятие «итеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [1].
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которого состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Считаю, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников.
XXI век – эпоха информационного общества.Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую роль.
Как филолога, меня не может не волновать резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно говорить, логично выразить свою мысль. Поэтому новое время требует новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.
Действительно, использование ИКТ на уроках русского языка дает воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Применение новых информационных технологий в традиционном среднем образовании дает возможность творчески работающему учителю осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления уроков русского языка. Этот материал может быть очень разным: обычная иллюстрация (в 5 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа-панорама (более интересный прием наглядности, используемый часто на моих уроках).
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими методическими средствами. Умелое использование ИКТ на уроках русского языка не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель-словесник в состоянии спланировать свои уроки так, чтобы использование информационных технологий было наиболее продуктивным и интересным для учащихся.
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством нее осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П. Буевой, В.В. Давыдова, Т.И. Шамовой показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через ее активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становиться общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. С другой стороны, подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни [2].
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием.
Для привития интереса учащихся к русскому языку необходимо искать дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности и творчества учащихся разного возраста. Формирование познавательной активности возможно при условии, что ученику интересна деятельность, которой он занимается. Поэтому, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке.
Опыт показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, развиваются творческие способности, ребята учатся выделять главное, делать выводы и свободно ориентироваться в информационном потоке. Поэтому роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий очень важна.
К.Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» [3].
Только лишь для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств» [6].
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса- использование педагогом методов интерактивного обучения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, впечатляет тот факт, что в интерактивном обучении каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более увлекательным и осмысленным.
Считаю, что благодаря внедрению интерактивного обучения и ИКТ в практику моей учебной деятельности, значительно вырос уровень обученности по русскому языку: более 90% учащихся вовлечено в активный познавательный процесс, поисково-исследовательскую, творческую работу в интересных и результативных для них формах, которые предполагают высокую степень самостоятельности, что дало им возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Удалось в немалой степени исключить перегрузку учащихся, что способствовало сохранению их здоровья.
Обучение с помощью интерактивных технологий существенно отличается от традиционных методов преподавания, хотя основы одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учителем целей.
Список использованной литературы
1. Ваганова, Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников [Текст] /Ваганова Н.А. – Москва: Издательство «Аспект Пресс»,2010. – 84 с.
2. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы [Текст]: Материалы Второй региональной научно-практической конференции / Под редакцией Посохиной Е.В., Прокопенко Е.В., Немыкина Н.В. – Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2014. – 445с.
3. Роджерс, К. Вопросы, которые я бы задал, если бы был учителем [Текст] Хрестоматия по педагогической психологии / Под редакцией Красило А.И. – Москва: Издательство «Владос», 2005. – 162 с.
4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс].–Режим доступа: http: // nsportal.ru. /nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-teschnologii/2015/01/24/,свободный.Загл.с экрана.
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Приемы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс].– Режим доступа: http: // nsportal.ru /shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/09, свободный. Загл.с экрана.
6. Эльконин,Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Эльконин Д.Б. – Москва: Издательство «Знание»,1974 г. – 246с.