Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс

Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Практика показывает, что у современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития.     Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, родителям необходимо обратить особое внимание в развитии речи дошкольника при подготовке ребенка к школе на следующие вопросы:
Слайд 3
Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок  к шести годам должен  произносить все звуки, т. е, владеть четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

Слайд 4
Полную сформированность фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Слайд 5
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
анализ гласных из трех звуков типа ауи;
анализ обратного слога гласный - согласный типа ап;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.



Слайд 6
Сформированность словообразовательных процессов
Умение пользоваться разными способами словообразования:
правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (дождь - дождик),
словоизменение (стул – стулья, окно – окна, ухо – уши, звезда-звезды);
согласование - умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, т.е (желтый мяч, красное яблоко, красивая ваза) ;
образовывать прилагательные от существительных (Чья лапа? медвежья, заячья, лисья; Варенье из - яблочное, вишневое и т.д).
управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Слайд 7
5. Состояние слоговой структуры слова:

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

Слайд8

6. Сформированность грамматического строя речи, связной речи:
Основные акценты должны быть расставлены на:
умении будущего школьника отвечать на вопросы;
умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;
работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их;
составлять предложения по опорным словам и картинкам;
владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание;
составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, составлять самостоятельно рассказ-описание.

А также:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).
Состояние пространственных, представлений (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).

Состояние временных представлений (времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи).
Если ребенок читает:
  Чтение должно быть плавное, послоговое,  ребенок должен понимать прочитанное.
  Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Слайд 9
Почему важно готовить ребенка к школе?
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Слайд 10
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Слайд 11
Фонетический дефект
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Слайд 12
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие)

(произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Слайд 13,14
Общее недоразвитие речи

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он  неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом), ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Слайд 15
Основная задача родителей -
вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Сегодня я хотела бы рассказать вам, как вы сами, уважаемые родители, можете помочь своим детям научиться правильно говорить, читать и писать.
1. Примерные задания для развития фонематического слуха:
Упражнения: буквы и звуки 1) Определи, какой звук находится в начале слова, в конце слова берутся самые простые;
2) определи, какой звук в середине слова мы тянем: жук, мак, сок, дар, сыр 3) определи, где слышится звук М в словах (в начале, середине, конце): монета, дом, комок, маска, сом
4) выбери нужное слово: Я тебе задачу дам всё расставить по местам:  Что скатали мы зимой? дом Что построили с тобой? ком На крючок в реке попал? гном Может всё, хоть ростом мал? сом 5) закончи предложение:  Будем играть со словами блещут, плещут В синем небе звезды   В синем море волны
2. Примерные задания для развития звукового анализа:
1) придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2) отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
4) подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5) составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6) добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7) преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
8) составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
9) от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
3. Примерные задания для развития языкового анализа:
1) придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2) придумать предложение с определенным количеством слов;
3) увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4) определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5) поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
4. Развитие слогового анализа:
1) повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2) определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
5. Примерные задания для развития лексики:
1) развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2) классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3) отгадывание загадок;
4) придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5) объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
6. Примерные задания для развития словообразования:
1) назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2) Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3) назвать детенышей животных;
4) назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
7. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
8. Примерные задания для развития навыков связной речи:
1) пересказ небольших текстов;
2) рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3) составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4) составить рассказ по сюжетной картинке;
5) составить рассказ по серии сюжетных картинок.
9. Развитие мелкой моторики пальцев рук. а) изобразить:  1) хирурга во время операции 2) пианиста  3) повара б) изобразить игру на: 1) пианино 2) гитаре 3) трубе 10. Развитие речевого дыхания: 1) воздушные шары – надуть шарик 2) дуть на ватку - ниточка 3) задуй свечу 4) загнать мяч в ворота. 11. Артикуляционные упражнения: - лопаточка - вкусное варенье - лошадки - грибок - пароход. Всё в ваших руках, уважаемые товарищи родители, желаю вам успеха!


кђ Заголовок 115