Роль учителя в адаптации обучающихся первого класса к условиям обучения в школе. Выступление на педагогическом совете.


МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
«Роль учителя
в адаптации обучающихся первых классов
к условиям обучения в школе».
Сообщение подготовлено учителем
первой квалификационной категории

Мацаковой Надеждой Витиславной.
2015 год
Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.
Базовые цели школы:
- сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее. У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
В первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:
физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).
Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Реальная готовность к обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.
Готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование. Не смотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности, ее структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.
Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода нужна учителям начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6 – 7 – леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения даже на ближайшее время.
Психологическая готовность –  это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Составители школьных учебных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому наличие этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу.
Готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребенка. Однако главная цель изучения готовности не сводится к оценке успешности развития ребенка в дошкольном возрасте. Изучение готовности - это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребенка в следующем возрастном периоде - младшем школьном
возрасте. Таким образом, готовность к обучению — это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника.
Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Рассматривают готовность к школе в таких сферах, как интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, волевая.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Интеллектуальная готовность к школе предполагает так же формирование у ребенка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
        - дифференцированное восприятие;
        - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
        - логическое запоминание;
        - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
        - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и        применению символов;
        - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогали бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Дети, предпочитающие играть со взрослыми, не способны долго слушать учителя. Часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И, напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться в конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более и менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют следующие параметры:
- умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Волевая готовность к школе.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не достаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.
Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у детей в первом классе.
Таким образом, готовность к школе проявляется в том, что дети считают в школе главным, ценным, достойным. Готовые к обучению дети думают и хотят от школы того, к чему их приготовили, им нравится считать, читать и писать. Когда ребенок радуется тому, что он узнал, чему научился, можно сказать, что он действительно стал школьником.
Методика для дошкольника «Готов ли я стать школьником?» (Хасанов А.Е.).
Данная методика направлена на выявление психологической и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольнику зачитываются вопросы, если он согласен с высказыванием, то в таблицу ответов под номером соответствующего вопроса поставить «+», в противном случае оставить клетку пустой.
Мне в школе будет интереснее, чем в детском саду или дома.
Я хочу учиться в школе, чтобы больше знать и уметь.3. В школе я буду получать только четверки и пятерки.
Я хочу, чтобы уроков было больше, чем перемен.
Мне хочется идти в школу, потому, что там, у детей есть учебники, тетради,каникулы, перемены.
Я иду в школу, чтобы стать таким, как мои старшие друзья.
Все дети в классе будут моими друзьями.
В школе я больше хочу играть с друзьями, чем учиться.
Мне надо идти в школу, потому, что этого хотят мои родители.
10.        Я остался бы в саду еще годик.11. Мне страшно идти в школу.
12. Я хочу остаться маленьким, чтобы не идти в школу.
Ключ:
Наличие большого количества положительных ответов («+») в вопросах 1 - 4 свидетельствует о высоком уровне эмоциональной готовности ребенка к школе..
Если положительных ответов больше в вопросах 5 - 8, то ребенок больше настроен на игру и общение, чем на обучение. 
Большинство положительных ответов в вопросах 9 — 12 говорит о том, что у ребенка страх ли отвращение перед школой, и он всеми силами желал бы избежать школьного обучения.
Данная методика(наблюдение проведено перед 1 сентября) выявила, что дети, которые сейчас обучаются в 1 классе, не готовы были стать школьниками. В школу они идут только потому, что этого хотят родители, в школе им интересны будут игры и общение с одноклассниками. Отвращения или страха перед школой нет, но хотелось бы всеми силами избежать школьного обучения.
Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли адаптацию, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности  детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление.
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности.
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.
Примерно к 7 годам появляется и развивается рефлексия.
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка.
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру.
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу.
Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого.
Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого.
Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потеря детской непосредственности. Также может появиться замкнутость, неуправляемость, раздражительность. Нередкими становятся беспричинные вспышки гнева. Наряду с обострившейся агрессивностью может проявиться диаметрально противоположное ей явление - излишняя застенчивость, пассивность.
Появление внутренней жизни ребенка.
Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника.
Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.
Важная цель работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учитель для ученика - высший авторитет, то и работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учителя, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упреков ребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне.
Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.
Работа по адаптации первоклассников проходит по разным направлениям:
Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание ).
Этап психологической адаптации (блок классных часов «Здравствуй, школа!»).
3.Адаптационные занятия «Я – первоклассник». Знакомство со школой (экскурсии). Это освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Для школьника это основные правила поведения на уроке, правила безопасного поведения на уроках и во внеурочной деятельности, навыки индивидуальной и коллективной работы, обратная связь с учителем. Развитие познавательных способностей первоклассников (посещение занятий внеурочной деятельностью).
4.Разработка режима дня школьника.
Первоклассники знакомятся со школой и её работниками (библиотекарем, поваром, воспитателями, директором). Знакомятся с режимом труда, отдыха, питания.
5.Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев оценки результатов учебной деятельности.
На третьем этапе внимание акцентируется на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Обсуждаются с ребятами возможные критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и другие качества), а также способы выполнения.
6.Родительское собрание «Итоги адаптационного периода».
Значимым аргументом адаптационного периода являются родительское собрание. На собрании даются некоторые сведения из возрастной психологии, знакомятся родители с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, с первыми успехами и трудностями детей, проявленными в ходе адаптационного периода.
Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры. Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.
Результатом такой деятельности учителя является то, что первоклассники становятся более раскрепощенными в общении, у них формируется положительная мотивация учения и навыки сотрудничества, которые в последующей работе нужно закреплять и развивать.
Если учитель и родители не уделяют должного внимания такому сложному периоду жизни первоклассника, наступает дезадаптация. У ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;
несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
чрезмерная требовательность родителей;
гиперопека со стороны родителей;
незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
высокая тревожность самих родителей;
несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
наличие серьезных хронических заболеваний;
чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор).
Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:
Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
Ребенок справляется с учебной программой.
Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.
Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3-х недель до полугода. Мы выяснили, что длительность его зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.