Отчет по работе над темой самообразования Османовой Н.Х.


Отчет по теме самообразования
учителя английского языкаМБОУ «СШ№8» Н.Х. Османовой«Возникновение языкового барьера при изучении английского языка и пути его предотвращения»
Актуальность:
В психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «языковой барьер», каждый понимает по-своему «местонахождение» этого барьера и его «высоту», есть и те, кто утверждает, что такого барьера вообще не существует. По мнению В. Л. Берштейна, под языковым барьером понимаются «трудные ситуации общения, возникающие как следствие незнания основных правил и норм межличностного общения; незнание особенностей культуры страны изучаемого языка; неумение неподготовленного речепорождения на иностранном языке; неподготовленность к самому факту существования трудностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к языковому барьеру могут привести проблемы как лингвистического, так и психологического характера.
Как учитель английского языка в процессе работы наблюдаю у некоторых учеников языковой барьер, то есть невозможность применить знания на практике в устной речи. Частично это происходит из-за отсутствия мотивации, психологической неуверенности, боязни совершить ошибку и получить плохую оценку, но также причинами можно назвать отсутствие речевой практики, недостаточное знание языка и неправильный подход к говорению (стремление дословно переводить фразу).
Поэтому на первых трех этапах работы над темой сделано следующее:
Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении, результат
1.
Диагностический Анализ затруднений
Постановка проблемы
Изучение литературы по проблеме, изучение имеющегося опыта. 1-й год
2013 – 2014 г. 1.Курсы повышения квалификации учителей. Международная конференция «Inspiring ideas that make communication easy” - октябрь
2.Изучена литература по данной проблеме, составлен список литературы.
Иностранный язык (и английский язык в частности) становится одним из важнейших предметов школьной программы, который способствует формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащегося и более того — обеспечивает становление личности ребенка, определяя дальнейшую траекторию его развития.
На втором этапе работы по теме:
2.
Прогностический Определение цели и задач работы над темой.
-  Цель работы заключается в создании необходимых условий для развития у учащихся способностей к межкультурной коммуникации и для использования английского языка как инструмента этой коммуникации
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: вовлечь учащихся в процесс овладения навыками во всех аспектах языка (лексика, грамматика, фонетика, орфография и др.) и умениями во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо); создать необходимые условия для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, побуждения их к самостоятельному овладению английской речью (через просмотр фильмов и мультфильмов, чтение художественной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий,) использование ролевых игр, проблемных ситуаций; организовать проектную деятельность (с привлечением ИКТ-технологий); вовлечь учащихся в театральные постановки на английском языке через внеурочную деятельность; создать условия для работы с одаренными детьми.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. 1-й год
2013 – 2014 г. Выступление на заседании школьного МО учителей английского языка.
Участие в мастер классах
Курсы повышения квалификации по теме: «Современные информационные технологии в образовании в контексте ФГОС»апрель,2013г.; «Использование интерактивных средств обучения», апрель,2015 - ЦРО
На третьем этапе работы над темой:
3.
Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы. 2-й год
2014-2015гг. Сформирован методический комплекс по данной теме, состоящий из сценариев уроков английского языка, методических рекомендаций и приемов для разработки уроков с применением ситуаций, приближенных к реальности, метода проектной деятельности, которые позволяют снять языковой барьер у учащихся.
2014-2015 учебный год:
Посещение семинара ЦРО «Моделирование в среде PowerPoint» - апрель
Участие детей в Международной дистанционной олимпиаде по английскому языку проекта «Инфоурок»- Ахмадуллина А. Диплом 2 степени, Вдовина А. - Диплом 3 степени. -5А. Сертификаты участников - Задорожний П.7Б, Мухин К. 7А, Заводчиков В. - 8БИгровой конкурс «Британский Бульдог VIII»
1. Шеляхина Анастасия - 2 место, 2. Задорожний Павел - 2 место.
На четвертом этапе работы над темой:
4.
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов. 2-й год
2014 – 2015 г.
Результаты работы по теме самообразования представила на заседании МО учителей английского языка.
На завершающем этапе работы над темой:
5.
Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Распространение опыта. 2–й год
2014 – 2015г.
В рамках работы по теме самообразования – выступила на педсовете - Необходимость ситуации успеха на уроках английского языка 27.11.14г
Результативность внедрения данной программы подтверждается различными диагностическими исследованиями: используя современные образовательные технологии, я добилась устойчивых результатов, 100% успеваемости при качестве 56%.
 Коммуникативный подход при изучении иностранного языка наиболее эффективно позволяет учитывать личностные особенности учащихся, дает максимальную практику всех языковых навыков и речевых умений, задает ситуации, приближенные к реальности, позволяет влиять на эмоциональный мир учащихся, вызывать и побуждать ученика к общению. Проблемные ситуации и ролевые игры могут проводиться для того, чтобы ученик почувствовал, что он общается с реальными людьми, может свободно говорить. Это снимает языковой барьер и дает возможность ученику свободно общаться на иностранном языке.
Таким образом, тренировка языка в ситуациях, приближенных к реальности, позволяет учащимся максимально быстро освоить все то, что было пройдено на занятиях по английскому языку, именно такие коммуникативные ситуации интересны учащимся.
Тема самообразования на 2015-2016 учебный год:
«Использование современной образовательной технологии «Языковой портфель ученика» на уроках английского языка».